На протяжении всего лета «Лаборатория Касперского» наблюдала ощутимый рост числа атак мобильного вредоносного ПО, использующего для достижения своих целей права суперпользователя — другими словами, получающего неограниченный контроль над зараженным устройством. В зоне наибольшего риска при этом находятся пользователи в России и Индии.
Подобные мобильные зловреды представляют собой программные пакеты, встроенные в обычное приложение, — злоумышленники просто берут популярную легитимную программу и внедряют вредоносный код, не затрагивая ее основную функциональность. Основная опасность этого вредоносного ПО заключается в том, что оно способно загружать на устройство любые другие программы, в том числе для кражи конфиденциальных данных.
Чаще всего владелец смартфона даже и не подозревает о наличии на своем устройстве приложения с привилегиями суперпользователя, поскольку зловред получает такие права самостоятельно. А «приобретают» подобные мобильные троянцы пользователи, как правило, при скачивании приложений из неофициальных источников. Однако некоторые зловреды, например троянцы широко распространенного семейства Leech, могут обходить динамические проверки Google и, таким образом, проникать в официальный магазин приложений Google Play.
В некоторых случаях вредоносные программы оказывались на новых, только что приобретенных мобильных устройствах. Ни производители, ни пользователи их не устанавливали. Скорее всего, это могли сделать частные продавцы, которые хотели предложить пользователю телефон с уже предустановленным набором приложений, которые они скачали из небезопасных источников.
«Самостоятельное получение привилегий суперпользователя вредоносными приложениями — нечастый случай. В основном подобные техники применяются в сложных зловредах, используемых для осуществления целевых атак. Однако недавние инциденты показывают, что подобные техники „уходят в массы“ — все больше обычных зловредов используют похожие, а то и более продвинутые схемы, что создает опасную тенденцию. Хотя сегодня эти троянцы используются в основном для рекламных целей, ничто не мешает им с помощью полученных привилегий суперпользователя устанавливать приложения, которые могут нанести пользователю куда больший урон, чем раздражение от назойливой рекламы», — рассказал Никита Бучка, антивирусный аналитик «Лаборатории Касперского».