Несмотря на сложную экономическую ситуацию и негативные тренды, Ricoh планирует активно инвестировать в развитие своего бизнеса в России. Согласно новой стратегии компания выделила 12 развивающихся стран, объем бизнеса в которых должен вырасти вдвое до конца 2016 финансового года по сравнению с 2013-м. В этот список вошли Россия, Китай, Индия, Филиппины, Вьетнам, Индонезия, ОАЭ, Турция, Саудовская Аравия, ЮАР, Мексика и Бразилия.

Для реализации этого плана в Ricoh была недавно создана группа развивающихся рынков. Хеннинг Рудбех, генеральный директор этой группы, объяснил, что основное внимание будет уделяться исследованиям и разработкам с учетом специфики развивающихся стран. В разработку таких продуктов компания собирается инвестировать 150 млн. долл. Этой деятельностью занимается новый центр инноваций Ricoh, расположенный в Дубае. Кроме того планируются стратегические инвестиции в приобретение других компаний. В результате Ricoh намерена увеличить объем продаж на развивающихся рынках с 1,2 млрд. долл. в 2013-м до 2,5 млрд. долл. в 2016-м, а затем продолжить рост на 13% в год.

Константин Клейн, который недавно был назначен генеральным директором компании Ricoh Rus, выразил надежду, что росту бизнеса в нашей стране будет способствовать создание группы развивающихся рынков, нацеленной на то, чтобы стратегия работы, продуктовый портфель, подход к выбору партнерам и к инвестициям, был локальным: «В России трудно работать компании, которая применяет здесь глобальную стратегию, не адаптируя ее к нашим особенностям».

По словам Хеннинга Рудбеха, предполагается, что важными двигателями подъема станут новые продукты, адаптированные под требования развивающихся стран, и доход от новых операционных компаний. В качестве примера он привел сделку по поглощению индийской компании, предоставляющий ИТ-услуги: «Объединив возможности нашей новой продукции и сервисные услуги партнера, мы можем предложить заказчикам комплексное решение и надеемся увеличить бизнес в Индии в четыре раза за несколько лет».

В России возможность покупки местной компании тоже рассматривается. Но как отметил Хеннинг Рудбех, важно, чтобы на локальном уровне была команда, способная эффективно реализовать такое слияние. Поэтому первые инвестиции в России направлены в людей, т. е. в обучение и повышение квалификации сотрудников и партнеров, а также в расширение штата, который в этом году планируется увеличить примерно на 15%.

Кроме того, инвестиции пойдут на развитие партнерской сети. Как объяснил Константин Клейн, компания собирается повысить внимание к регионам, в которых бизнес Ricoh отстает: «Сейчас на Москву приходится порядка 60% оборота. Это — перекос. Собираемся расширить территориальное покрытие, поменять принципы работы с партнерами, помогать им инвестировать в рост нашего бизнеса, повышение знаний и навыков, чтобы соотношение между регионами и центром стало 50 на 50».

По его словам, главная задача — не просто увеличить число партнеров в регионах, а нарастить количество таких, которые способны оказывать все услуги и полностью предоставлять все продуктовые линейки. Что касается дистрибьюторов, то по словам Константина Клейна, с каналом проблем нет и изменения не планируются.

В нашей стране расширяется не только территориальных охват, но и количество продуктовых линеек Ricoh. «Мы начали заниматься выводом на наш рынок тех решений и услуг, которые востребованы в Европе, но еще не запущены в России», — сказал Константин Клейн, добавив, что упор будет сделан на продвижение систем для малого офиса и услуг управления инфраструктурой печати (Managed Document Services, MDS). По словам Хеннинга Рудбеха, компания понимает, что рынок малых устройств в России имеет огромную емкость, но хочет придерживать сбалансированного подхода.

Он признал, что пока что доля MDS в обороте Ricoh в России очень мала по сравнению с «железом». Если удастся переломить ситуацию и увеличить в следующем году количество консалтинговых и аутсорсинговых проектов, то для их поддержки планируется продолжить расширение штата.

По мнению Константина Клейна, сейчас у российских заказчиков такие же требования, как у европейских. Это — запросы на консалтинг, рационализацию парка принтеров и сокращение затрат. Со своей стороны Ricoh гарантирует, что применение MDS позволяет экономить до 30% общих затрат на эксплуатацию печатной инфраструктуры. Раньше заказчики не обращали особого внимания на эти затраты, поскольку их доля в общих ИТ-расходах довольно мала. Но теперь, когда ИТ-бюджеты сокращаются, такая ситуация может поменяться. «Поэтому кризис нам даже на руку», — считает Константин Клейн.

На мировом рынке Ricoh уделяет большое внимание MDS-услугам и уже несколько лет входит в число лидеров соответствующего «магического квадранта» Gartner. Но казалось бы зачем поставщику принтеров автоматизация, которая приводит к уменьшению объемов печати, а следовательно и спросу на принтеры?

По словам Хеннинга Рудбеха, сокращение бумажного документооборота — глобальная тенденция, и Ricoh реагирует на нее, делая ставку на услуги: «Мы не рубим сук, на котором сидим, а компенсируем сокращение печати ростом спроса на наши программные решения по управлению документооборотом. Автоматическая печать без присутствия человека становится все более распространенной. Эта тенденция во всем мире, она будет и в России».

Сейчас, когда российские предприятия сокращают расходы на ИТ, между производителями растет конкуренция за ИТ-бюджеты. Для стимуляции спроса в такой ситуации вендоры используют различные финансовые механизмы. Не является исключением и Ricoh. «Бывает, что заказчики задерживают платежи, тогда и партнеры задерживают платежи, и мы вынуждены взять на себя финансовые издержки, которые приходится нести в ожидании, пока дойдут деньги. Поэтому мы уже сейчас расширяем кредитные линии для некоторых партнеров», — объяснил Хеннинг Рудбех.

По его словам, у Ricoh есть собственная компания по финансовым услугам. Сейчас она не представлена в России, но планируется, что ближе к концу следующего года в нашей стране будет открыто ее подразделение. Правда эта компания занимается предоставлением специальных финансовых условий конечным пользователям, а не партнерам. «Для партнеров мы тоже найдем решение их проблем, такие как продление сроков оплаты и расширение кредитных линий», — пообещал Хеннинг Рудбех.