Огромная бетонная коробка здания РИА Новости, ныне агентства «Россия сегодня» в Москве на Зубовском бульваре. Полный зал журналистов, бегущая по стенам полоса новостей, съемки телевидения, вспышки корреспондентов. Началась пресс-конференция «Таможенные информационные технологии: преимущества и перспективы».

Сама по себе тема интересная — как устроены внутри информационные системы таможенников, знают немногие. Впрочем, рассказ идет не об этом. Заместитель начальника Главного управления информационных технологий ФТС России Руслан Нажимов долго зачитывает пресс-релиз. Непонятно зачем, все его уже заранее прочитали, но видимо так надо. По большому счету непонятно и зачем нас всех собрали — какого-то ярко выраженного информационного повода нет.

Да видно, что люди работают. Выпустили 47 новых технологических карт. Организуют взаимодействие с РЖД. Начали реализацию совместно с Минтрансом России пилотного проекта по внедрению международного стандарта электронного оформления и сопровождения грузовых авиационных перевозок Е-Freight.

Заинтересовал абзац в пресс-релизе: «Единой точкой входа участника внешнеэкономической деятельности в информационную систему таможенных органов станет „Личный кабинет участника ВЭД“. К концу 2015 года личный кабинет поможет декларантам решать множество задач. В частности, декларанты смогут предоставлять в таможенные органы предварительную информацию о грузах, перевозимых всеми видами транспорта, декларировать в электронной форме товары и экспресс-грузы, предоставлять отчетность в электронном виде, вести электронный архив разрешительных документов, к которым таможенные органы будут обращаться неоднократно».

Очередная революция!? Неужели все взаимодействие с ФТС теперь будет идти через личный кабинет? Ведь электронный документооборот ФТС с корпоративными клиентами давно отлажен и встроен в их информационные системы.

«Нет, — успокоил первый заместитель начальника Центрального информационно-технического таможенного управления Денис Терещенко. — Это просто новый сервис. Кто хочет — использует, не хочет — работает по старому».

Тогда понятно, что по большому счету новый сервис интересен разве что малым предприятиям. Да и то не факт. Скорее, совсем маленьким — ИЧП и разным челнокам. Напомним, что первую очередь личного кабинета ФТС запустили еще в январе, а полностью закончить планируют в конце года. Хотя, конечно, появление нового канала обмена информацией с ФТС — явление положительное.

Корреспондент популярной московской газеты поднял тему Крыма, девушка из менее известного издания спросила, почему на таможенных постах компьютеры все время виснут и на таможне выстраиваются огромные очереди. Но в целом народ немного скучал.

Интересней стало, когда из зала спросили о ходе выполнения программы по импортозамещению. Представители ФТС стали рассказывать о том, что они всегда использовали отечественные радиометры, но я уточнил, что нас интересует прежде всего импортозамещение в ПО.

— Все специализированное ПО — отечественное.

— Это понятно. А общесистемное и базы данных? Windows и Oracle?

— Да, мы их используем. У нас же нет своих таких систем.

— А свободное ПО?

— Cвободное ПО требует больших усилий по сопровождению. Мы не имеем возможности его использовать. Нам нужны надежные решения и хорошая поддержка. Этим требованиям отвечает западное проприетарное ПО.

Вот и ответ на то, как в госструктурах, в частности в ФТС, реально проходит импортозамещение в ПО. Никак. На чем работали до начала появления программы импортозамещения, на том и продолжают работать.

И это не вина ИТ-подразделения ФТС. Они отвечают за надежность и непрерывность работы, а с проприетарным западным ПО решать свои задачи им проще. И сами они лучше знают Windows, чем Linux, и есть к кому обратиться за помощью. Деньги на проприетарное ПО все равно бюджетные, а вот силы и время потраченные на поддержку свободного ПО уже свои.

И что будет с поддержкой продуктов на свободном ПО — непонятно. Проектов достаточно, но вот их перспективы неясны. Разработчики российских вариантов Linuх зачастую громко стартуют, но потом как-то уходят в тень. Жалуются на отсутствие реальной поддержки и российские разработчики открытой СУБД PostgreSQL.

На верхних этажах власти заявляют, что импортозамещение в ПО нужно и оно идет. Но если посмотреть ниже, то выяснится, что реальная картина сильно отличается от идеальной. Как показывает пример ФТС — в госсекторе влияния программы импортозамещения на ПО пока как-то не наблюдается. Как работали чиновники на Windows, так и работают. Единственное изменение — стали переходить на десктопную восьмую версию.

Что может сделать государство? Только заставить в приказном порядке. В конце концов, это его структуры. И именно государство декларировало необходимость импортозамещения. Но при этом нужно будет обеспечить и действительно реальную поддержку свободного ПО. Делая на его базе какие-то российские варианты. И поддерживая фирмы, которые их ведут. Хотя бы госзаказами.

Что касается вопроса о «зависании компьютеров» на таможенных постах. Конечно, можно рассказывать девушке-журналисту о нечеловеческих условиях, в которых работают сотрудники таможен. О ненадежных каналах связи, тянущихся по степи к границам. О злобных сусликах, перегрызающих оптоволокно. Но это мало поможет стоящим в очередях дальнобойщикам.

Если есть проблема — ее надо решать. Есть такое понятие, как менеджмент непрерывности бизнеса. Не надо изобретать велосипед. Вспомнить про международные стандарты обеспечения непрерывной работы ИТ-систем (стандарты ISO 22301:2012, ISO 22313:2012, ISO 27031:2011). Про наши ГОСТы (например, ГОСТ Р ИСО/МЭК 27031-2012). Провести независимый аудит ИТ-систем ФТС, проверить политики обеспечения непрерывности предоставления ИТ сервисов. Есть ли они вообще? Если есть — как выполняются на практике? Выработать рекомендации и воплотить их в жизнь.

Может, тогда компьютеры на таможне будут зависать реже? И очереди на ней уменьшатся.