На днях автоконцерн Volkswagen стал фигурантом неприятной истории — выяснилось, что на экологических тестах по выбросам дизельными двигателями вредных веществ автогигант занижал данные. Это обнаружили инженеры калифорнийского комитета по надзору за выбросами вредных веществ в атмосферу. Как выяснили специалисты, ПО контроллеров дизельных двигателей TDI объемом 2,0 л могло распознавать оборудование проверки выхлопных газов и в случае его подключения включало систему фильтрации вредных выбросов на полную мощность.

Когда же автомобиль эксплуатировался в условиях повседневной городской езды, то система на полную мощь не работала. Это стало причиной повышенного выброса автомобилями VW окиси азота, который негативно влияет на озоновый слой и может быть причиной смога. Это вещество способно вызвать ряд проблем для здоровья человека, включая приступы астмы и другие респираторные заболевания.

Агентство по охране окружающей среды США (EPA) выпустило для Volkswagen уведомление о допущенном нарушении, обвинив компанию в незаконной установке так называемого «defeat device», которое на сленге специалистов обозначает устройство, позволяющее обмануть систему контроля вредных веществ в выхлопных газах двигателя. Программное «шулерство» зафиксировано в 4-цилиндровых моделях марок Volkswagen и Audi 2009–2015 гг. выпуска.

Главный исполнительный директор Volkswagen Мартин Винтеркорн извинился и распорядился провести свое расследование. Кроме того, собственное расследование планирует провести правительство Южной Кореи. По информации BBC, южнокорейские власти проверят до 5 тыс. автомобилей Volkswagen моделей Jetta и Golf, а также Audi A3s 2014 и 2015 гг. выпуска, и если в них будут выявлены проблемы, проверка коснется всех машин компании, оснащенных дизельными двигателями. О намерении проверить автомобили немецкой компании на соответствие экологическим стандартам сообщили также Франция и Италия.

В США компания фактически нарушила два пункта закона о чистоте воздуха, и по американским законам может быть оштрафована на сумму до 37,5 тыс. долл. за каждый проданный автомобиль, что в совокупности составляет порядка 18 млрд. долл. — это больше, чем годовая прибыль концерна. Также вероятны многомиллиардные штрафы в связи с ведущимся расследованием минюста США и многочисленные иски от обманутых покупателей. Автопроизводитель сообщил, что «обманным» ПО снабжены 11 млн. автомобилей по всему миру.

Как пишет Уейн Реш из eWeek, в этой истории нет ничего нового, в 1980-е такое ПО было широко распространено. Впервые он столкнулся с нешаблонной работой устройств, когда тестировал с коллегами Ethernet-карту одного производителя. В ходе проверки она показывала более продуктивные результаты, чем карты других вендоров, но в реальных условиях ее результаты работы были гораздо скромнее. В те времена наиболее распространенным способом проверки сетевых интерфейсных плат был тест, разработанный компанией Novell, поэтому его работа была хорошо изучена: Ethernet-карта того вендора проводила пакеты без обработки, увеличивая таким образом «производительность» во время тестирования.

По словам Реша, спустя несколько лет он обнаружил нечто подобное при тестировании гигабитных коммутаторов Ethernet в Гавайском университете, поэтому ему пришлось разработать тест, отражающий реальную работу сети. В итоге коммутатору, столкнувшемуся с обработкой фактического трафика, так и не удалось доказать свою эффективность. «К счастью, автомобили VW являются безопасными для езды, даже если выбрасывают больше, чем положено загрязняющих веществ в атмосферу. Автопроизводитель отзовет и починит эти машины, но все же проблема остается», — считает Реш.

По его словам, скорее всего, Volkswagen — не единственная компания, которая фальсифицировала результаты испытаний. «Мой опыт показывает, что создание ПО, которое может обнаружить тесты, это давняя практика. Противостоять этому можно только создав способ, когда тест не только будет имитировать работу оборудования, но создаст для его проверки условия реальной эксплуатации. Вряд ли что-то мешало и другим автомобильным компаниям обманывать тестовые программы», — делится своими мыслями Реш.

Что касается причин, которые подвигли инженеров VW подтасовать работу софта, то этим будет заниматься следствие. Возможно, что у них просто не было времени для доработки ПО, которое могло бы эффективно управлять двигателями. Не исключено также, что таким образом концерн сокращал затраты на техобслуживание, экономя на AdBlue (специальный раствор мочевины, используемый для нейтрализации вредных выбросов дизельных двигателей).