Мобильные технологии преобразовывают мир бизнеса. Все чаще рабочее место не ограничивается традиционным офисом, и сотрудники обращаются к корпоративным приложениям и сервисам с различных устройств и из разных мест. Но как сделать мобильный доступ таким же простым, что и доступ с ПК, обеспечив при этом безопасность конфиденциальных данных? Одной из областей, в которых этот вопрос стоит особенно остро, но пока не находит полного ответа, является корпоративная печать.

Из-за огромного разнообразия мобильных платформ, принтеров и МФУ организация печати с мобильных устройств остается непростым и трудоемким делом. Множество проприетарных продуктов вендоров, равно как и решения независимых разработчиков формируют довольно сложный рынок. И хотя альянс Mopria предпринимает усилия по выработке общих стандартов, еще многое нужно сделать для того, чтобы процесс мобильной печати стал простым и интуитивным.

Спрос растет

Несмотря на все препятствия, решения для печати с мобильных устройств становятся все более востребованными. Согласно результатам недавнего исследования аналитической компании Quocirca, основанного на опросе организаций из разных стран, доля тех, кто внедрил у себя решения для поддержки мобильной печати, выросла с 5% в 2012 г. до 14% в 2014-м. При этом количество предприятий, сообщивших о своей заинтересованности в мобильной печати, достигло 83%.

И наша страна не является здесь исключением. Ведь масштабы использования мобильных устройств у нас поистине огромны: только в прошлом году в России было продано порядка 46 млн. мобильных телефонов, а общее количество используемых аппаратов по разным оценкам достигло 110–130 млн. Развитие мобильной печати является логическим продолжением всеобщей мобилизации.

Однако если говорить о проникновении такого подхода, то российский рынок мобильной печати находится еще на этапе становления, считает Жамиля Каменева, директор по развитию бизнеса и маркетингу Konica Minolta Business Solutions Russia, объясняя это тем, что пока у нас не полностью сформировался рынок корпоративных мобильных решений.

Это мнение разделяет и Александр Александров, менеджер по развитию категории продуктов «Системы печати для малого и среднего бизнеса» HP в России: «В нашей стране традиционно не спешат с немедленным внедрением новых технологий, если они не приносят быстрого и видимого эффекта». Рассматривая мобильную печать с этой точки зрения, он выделил два важных вопроса.

Во-первых, внедрение данной технологии подразумевает дополнительные инвестиции, которые хоть и невелики, но так или иначе остаются инвестициями, а компании в нынешней ситуации не всегда готовы идти на это. Во-вторых, в силу низкого уровня знаний о технологиях и их возможностях предприятия не всегда понимают, какие реальные преимущества они могут получить, имея мобильную печать в офисе.

Тем не менее спрос на мобильную печать есть и в нашей стране. По словам Никиты Сапожникова, менеджера по маркетингу продукции компании «Xerox Евразия», наиболее активно такими решениями интересуются крупные заказчики с большим штатом мобильных сотрудников, которым важно иметь доступ к офисной ИТ-инфраструктуре независимо от временных и географических ограничений.

Потребность в печати с мобильных устройств стала особенно актуальной, когда многие крупные коммерческие и государственные структуры стали выдавать сотрудникам корпоративные планшеты и смартфоны. «Однако с их стороны мы получаем лишь единичные запросы, зачастую в рамках внедрения крупных проектов по организации электронного документооборота», -— отметил Никита Сапожников, добавив, что средства мобильной печати почти всегда продаются в качестве дополнения к другим системам, и в таком виде они намного популярнее, чем отдельные решения, специально для такой печати созданные.

Проблемы интеграции

Сейчас мобильные решения предлагают практически все ведущие поставщики средств печати и ряд независимых разработчиков. Однако, по мнению аналитиков из Quocirca, для сокращения затрат и обеспечения безопасности средства для печати с мобильных устройств должны быть интегрированы с имеющимися на предприятии системами управления печатью.

Готовы ли современные мобильные средства к полноценной интеграции в инфраструктуру печати компаний и к поддержке принятых там политик управления печатью документов? Это непростой вопрос.

По словам Александра Александрова, прежде всего нужно разобраться, о какой мобильной печати идет речь: «Если в виду имеется простая реализация функции Wi-Fi Direct, то это совсем не то, что необходимо корпоративным клиентам, хотя некоторые производители оборудования говорят именно об этой технологии, заявляя о готовности своих продуктов».

Ведь далеко не все решения для мобильной печати готовы к полноценной интеграции в корпоративную ИТ-инфраструктуру. Многие инструменты эффективны почти исключительно для персональных пользователей и малого бизнеса. Аппаратная поддержка печати с мобильных устройств изначально разрабатывалась для персонального применения, когда смартфон и печатное устройство находятся в одной подсети. Никита Сапожников отметил, что это накладывает ограничения на использование возможностей Apple AirPrint и стандартов альянса Mopria в офисах крупных организаций со сложной сетевой инфраструктурой и на тех предприятиях, где требуется учет и контроль печатных процессов.

Компаниям требуется безопасность, конфиденциальность и контроль в сочетании с удобством. Поэтому мобильные средства должны обеспечивать печать документа путем отправки электронного сообщения с вложением на адрес электронной почты принтера или МФУ, прямую беспроводную печать, прямую печать на устройстве, не имеющем Wi-Fi, сканирование документов непосредственно на мобильное устройство, а также возможность его работы с имеющейся в компании системой документооборота, что подразумевает доступ к ней с мобильных устройств и мобильную печать документов с использованием либо PIN-кода, либо карт авторизации, либо встроенной в мобильник технологии NFC.

И такого рода решения есть на рынке, например, у HP. Причем некоторые из них являются бесплатными, так как соответствующая технология в них заложена изначально, а другие подразумевают дополнительные инвестиции в программно-аппаратную часть.

Встроенная поддержка мобильной печати предусмотрена почти во всех новых сетевых принтерах и МФУ Xerox, а также в устройствах других производителей. «На многих наших современных моделях можно печатать напрямую со смартфонов на базе Android и iOS без установки дополнительного ПО», — сообщил Никита Сапожников, добавив, что печать напрямую с мобильных устройств может быть недоступна для крупных офисов с большим количеством подсетей, которые не дадут принтеру и смартфону «увидеть» друг друга. Для преодоления этих ограничений предназначены специальные решения.

Если же сравнивать мобильные решения вендоров и независимых компаний, то выбор подходящего варианта зависит от процессов на предприятии и источника данных. По мнению Жамили Каменевой, если дело касается административного документооборота, то эффективнее использовать мобильные решения вендоров, так как они более полно обеспечивают весь необходимый функционал, в том числе и постпечатные функции. Если же речь идет о печати облачной, т. е. о передаче задания на печать на веб-принтер или принтер с поддержкой облачного функционала, то лучше применить приложения вроде Apple AirPrint и Google Cloud Print.

Безопасность на первом месте

При интеграции средств мобильной печати в существующую инфраструктуру предприятия прежде всего необходимо решить вопрос защиты информации. Ведь печать — это слабое звено с точки зрения безопасности. Не случайно по результатам опроса предприятий, недавно проведенного Quocirca, 70% респондентов считают, что через инфраструктуру печати произойдет один или несколько случайных утечек данных в их компаниях.

При отсутствии средств защиты мобильная печать может привести к тому, что распечатка с конфиденциальной информацией останется лежать без присмотра в лотке принтера, открытая для всеобщего обозрения. Эту проблему можно решить с помощью функционала «печать с подтверждением» (pull printing), который позволяет вывести документ на печать только после аутентификации пользователя с применением таких средств, как смарт-карта или биометрия.

Важность вопросов безопасности подчеркивают и эксперты. «Использование мобильной печати и сканирования в первую очередь ставит новые вызовы перед отделами, которые занимаются информационной безопасностью на предприятиях», — уверен Никита Сапожников. По его мнению, необходимость соблюдения корпоративных политик безопасности является главной сложностью интеграции решений для мобильной печати с имеющейся инфраструктурой.

С одной стороны, это связано с проблемой контроля беспроводных каналов передачи данных и предотвращения несанкционированного подключения к ним. Дело в том, что большая часть решений для мобильной печати предполагает передачу документов через облачные хранилища, которые находятся за пределами корпоративной сети. Это расходится со стандартами безопасности многих заказчиков.

С другой стороны, при внедрении концепции BYOD сотрудникам ИТ-отделов приходится интегрировать в корпоративную инфраструктуру множество портативных устройств, которые работают на разных платформах и обладают разными техническими характеристиками.

По мнению Жамили Каменевой, прежде чем говорить об интеграции функций мобильной печати, следует убедиться в готовности существующей инфраструктуры и в необходимости использования данного функционала. Если он действительно нужен, то надо прежде всего создать для сотрудников единую среду безопасной печати, а затем встроить в нее модуль защищенной мобильной печати. «В этом случае независимо от выбора технологии печати используются единые политики безопасности, сотрудники авторизуются для печати, а задания в обязательном порядке подлежат централизованному контролю и учету», — подчеркнула Жамиля Каменева.

Что дальше?

Рассматривая тенденции развития технологий мобильной печати, эксперты выделили вопросы безопасности и стандартизации в качестве ключевых. По мнению Жамили Каменевой, будущее мобильной печати и сканирования напрямую зависит от решений в области безопасности обмена информацией: «В мировом масштабе защита контента и сетей пока не достигла должного уровня, чтобы говорить о наступлении эры BYOD. На сегодняшний день через мобильные устройства утекает гораздо больше информации, чем даже через источники в бумажном виде».

В области создания общих стандартов производители возлагают надежды на альянс Mopria, организованный в конце 2013-го компаниями Canon, HP, Samsung и Xerox. Сейчас в него входят также Adobe, Brother, Epson и Konica Minolta. Альянс занимается разработкой стандартов, позволяющих печатать с любого устройства на любом принтере.

«Создание альянса Mopria является важным для отрасли событием, — считает Александр Александров. — Уже видно, что с появлением стандартов некоторые производители начали разрабатывать свои устройства с возможностью дальнейшей реализации мобильной печати».

Так, создан бесплатный плагин Mopria Print Service, который в настоящее время работает с Android (начиная с версии 4.4) и доступен через Google Play. На совместимость с этим плагином сертифицировано более 59 млн. периферийных устройств, как новых, так и выпущенных ранее.

К сожалению, компания Apple не входит в Mopria и не поддерживает в своих последних моделях технологию NFС, которую использует альянс. Поэтому основные усилия Mopria пока направлены на устройства на базе Android.

Но, по мнению Никиты Сапожникова, сейчас, когда индустрия идет к внедрению единых стандартов в области мобильной печати, важных шагов в этом направлении можно ожидать от разработчиков операционных систем. Унификация на уровне ОС сделает мобильную печать значительно более удобной, чем отдельно скачиваемое приложение Mopria.