Постоянная модернизация и усложнение ИТ-инфраструктуры предприятий, увеличение объема обрабатываемой информации и количества контролируемых системных параметров обуславливают необходимость в регулярном обучении обслуживающего ее ИТ-персонала. Это хорошо понимают в компании «Диона Холдинг», имеющей уникальный опыт круглосуточного мониторинга информационных систем крупнейшего частного банка Альфа-Банка. Недавно компания завершила масштабный совместный проект по повышению квалификации своих сотрудников и специалистов банка, задействованных в мониторинге работы банковских ИТ-систем. О нем рассказали Дмитрий Тархов, заместитель директора технического центра «Диона Холдинг», и Артем Шахвердян, начальник управления Центра технической экспертизы блока информационных технологий Альфа-Банкa.

Какие ИТ-системы Альфа-Банка сегодня находятся под мониторингом специалистов «Диона Холдинг»? Как распределяются задачи между специалистами компании и ИТ-сотрудниками банка?

Дмитрий Тархов: Специалисты дежурной смены «Диона Холдинга» по мониторингу в круглосуточном режиме обеспечивают контроль параметров производительности и надежности работы ИТ-инфраструктуры банка — от состояния аппаратного обеспечения и работы системного ПО до функционирования прикладных программных систем. Важнейшие объекты мониторинга — оборудование вычислительных центров, включая WAN, LAN и SAN, системная программная среда серверов IBM System i и AIX, среда WBI, серверы приложений WAS и среда MQ. Дежурная смена сообщает обо всех нештатных ситуациях в работе продуктовых систем, обеспечивает требуемую реакцию на них, выполняет широкий спектр регламентных работ, сопровождает плановые остановки оборудования, установку программных обновлений, работу тестовых систем

Артем Шахвердян: ИТ-сотрудники банка совместно с дежурной сменой и сервисными подразделениями вендоров исправляют возникшие нештатные ситуации и разбирают их причины, разрабатывают инструкции для дежурной смены, анализируют замеченные недочеты в работе систем, сопровождают управление изменениями (change management), а также настраивают системы автоматического и полуавтоматического мониторинга информационных комплексов.

Чем была вызвана необходимость обучения сотрудников компании и банка в мае-июне нынешнего года?

Д. Т.: Сотрудники нашей компании регулярно проходят обучение, а в необходимых случаях — и сертификацию. В этом году начался массовый переход на серверы с процессором нового поколения POWER8, обновляются версии операционных систем и ПО промежуточного слоя. Хотя операционные системы IBM обладают очень высокой степенью совместимости с предыдущими версиями и ранее приобретенные навыки не теряют своей актуальности, в последующих версиях ОС появляется новый, важный и полезный функционал, требующий внимательного изучения. ПО промежуточного слоя меняется еще сильнее. В связи с этим для нас было важно освежить и углубить познания.

А. Ш.: Также важно привести «к общему знаменателю» знания у всей группы специалистов — и банка, и компании-партнера, задействованных в мониторинге. При выборе направления для обучения главным критерием являлись практические результаты мониторинга реальных систем, когда выясняется, каких именно знаний не хватает.

Кто проводил обучение и каким образом составлялась его программа? Какие задачи при этом отрабатывались?

Д. Т.: Программа обучения составлялась с учетом используемого в Альфа-Банке оборудования и ПО IBM для критически важных бизнес-систем. Велось оно по серверам IBM POWER Systems и новым версиям ОС для них, по программному обеспечению для управления резервным копированием, по системам управления базами данных и программным продуктам семейства WebSphere, по используемым в банке решениям для обеспечения катастрофоустойчивости и непрерывности бизнеса. При выборе курсов обучения учитывались ограничения каталога имеющихся курсов и уровень знаний специалистов.

А. Ш.: Было решено обратиться в сертифицированный центр обучения IBM, а также дополнительно пригласить экспертов вендора по решениям высокой доступности. Цель состояла в том, чтобы дать специалистам конкретные навыки по управлению продуктами и их настройке, повысить оперативность и точность реакции на проблемы, а в конечном счете — свести простои систем к запланированному минимуму.

В чем, по-вашему, заключается основная сложность в реализации таких проектов?

Д. Т.: Основная сложность была в том, что невозможно отвлечь от текущей напряженной работы сразу несколько специалистов. Кроме того, такой проект предполагает большой объем планирования и оптимизацииБыло необходимо согласовать расписания курсов с графиком работы тренеров, адаптировать программы к уровню знаний и опыта инженеров. Всё это тоже непросто и требует многократных корректировок, деятельного участия всех сторон -иначе трудно рассчитывать на успех.

Как вы оцениваете итоги проекта и его эффективность?

А. Ш.: Постоянная модернизация и усложнение ИТ-инфраструктуры банка, увеличение объемов обработки информации, количества объектов, параметров и методов мониторинга безусловно требуют от всех сотрудников, задействованных в мониторинге, высочайшей квалификации. Благодаря проведенному систематическому обучению сотрудников партнера, а также привлечению персонала Альфа-Банка к практическим семинарам по решениям высокой доступности,все специалисты расширенной команды усовершенствовали и получили новые знания, выполнили полезные практические упражнения.

Д. Т.: Нашим сотрудникам удалось также успешно пройти сертификационные тесты по ПО высокой доступности. Все это позволит повысить надежность и производительность ИТ-инфраструктуры банка, более эффективно использовать новые технологии, в целом — усилить конкурентоспособность банка. Наш расчет на улучшение работы по обслуживанию ИТ-инфраструктуры и повышение качества ее планирования вполне оправдался, и мы несомненно продолжим обучение и повышение квалификации сотрудников, особенно по наиболее актуальным, значимым направлениям текущих проектов.

—————

Информация о банке:

Альфа-Банк основан в 1990 году, является универсальным банком, осуществляющим все основные виды банковских операций, представленных на рынке финансовых услуг, включая обслуживание частных и корпоративных клиентов, инвестиционный банковский бизнес, лизинг, факторинг и торговое финансирование.

В Альфа-Банке обслуживается около 160 тыс. корпоративных клиентов и 11,5 млн физических лиц. В России и за рубежом открыто 804 отделений и филиалов, в том числе дочерний банк в Нидерландах и финансовые дочерние компании в США, Великобритании и на Кипре.

СПЕЦПРОЕКТ КОМПАНИИ «ДИОНА ХОЛДИНГ»