Количество ИТ-специалистов, выпускаемых российскими вузами, должно быть больше в десятки раз. Причем их обучение должно учитывать текущее состояние индустрии, предоставляя студентам доступ к лучшим современным программам обучения и педагогическим практикам. Такое мнение директор университета «Иннополис» Кирилл Семенихин высказал участникам IV межрегионального форума инфраструктурных решений (Digital Infrastructure Forum, DIF), организованного в октябре филиалом «Поволжье» компании OCS для своих партнеров и собравшего в стенах казанского технопарка «Иннополис» свыше 500 специалистов из 37 городов.

На фоне нынешнего состояния отечественного ИТ-рынка столь крупномасштабный форум, организованный филиалом дистрибьюторской компании, — явление почти экзотическое. Чем обусловлена необходимость его проведения? «В регионах рождается много интересных идей, — рассказал директор филиала „Поволжье“ компании OCS Алексей Рудым. — И у руководителей региональных компаний есть огромная потребность в площадках для „живого“ общения и обмена практическим опытом. Наш DIF и является такого рода площадкой. Причем на этой площадке партнеры могут обсудить широкий круг вопросов не только между собой, но и с представителями вендоров, чью продукцию мы предлагаем».

Резюмируя проблемы региональных компаний, Алексей Рудым отметил: «Сегодня переломное время для ИТ-рынка. Спрямление цепочек поставки, сокращение бюджетов, как минимум, в долларовом эквиваленте, наложившееся на приближение к границе „насыщения“, — все это в совокупности заставляет наиболее передовые и инновационные ИТ-компании искать для себя новые точки роста и способы взаимодействия с клиентами. С одной стороны, падение в нашем бизнесе составило около 40% (в долларовом эквиваленте) относительно аналогичного периода прошлого года. С другой стороны, мы провели переоценку сервисов, предоставляемых OCS, и вывели на рынок наборы новых актуальных инструментов, которые позволяют нам уверенно смотреть в будущее, поскольку они востребованы нашими клиентами и позволяют им оказывать новые услуги в рамках своего бизнеса. На наш взгляд, будущее для российских ИТ-компаний — в предоставлении различного вида сервисов».

Но готовы ли к этому ИТ-компании и корпоративные заказчики? Дискуссии на DIF показали, что такого рода готовность имеет место далеко не везде. В чем же основная проблема? Как и следовало ожидать — в наличии достаточного количества высококвалифицированных кадров как у поставщиков, так и у потребителей ИТ-сервисов.

«Я согласен с Кириллом Семинихиным в том, что нашей стране требуется в десятки раз больше грамотных разработчиков, чем мы имеем сейчас. Очень надеемся, что благодаря взаимодействию ИТ-бизнеса, образовательных структур и государства, вопрос сдвинется с мертвой точки», — сказал Алексей Рудым.

В связи с этим очень интересен подход университета «Иннополис» к взаимодействию с ИТ-бизнесом и формированию программ обучения. Он имеет статус автономной некоммерческой организации и создан без привлечения бюджетных средств, исключительно за счет пожертвований и спонсорских взносов со стороны физических лиц (в том числе, главы Минкомсвязи Николая Никифорова) и ряда коммерческих предприятий. В декабре 2012 г., когда принималось решение о создании данного университета, был проведен опрос как ИТ-компаний, так и их заказчиков относительно того, какие именно высококвалифицированные ИТ-специалисты и в каком количестве им нужны как в настоящее время, так и в обозримом будущем.

По результатам этого опроса был составлен перечень основных направлений обучения, который каждый год несколько изменяется в зависимости от изменений потребностей бизнеса. В настоящее время он выглядит так: «Управление разработкой программного обеспечения» (Software Development & Engineering), «Системы управления большими данными» (Big Data); «Безопасность компьютерных систем и сетей» (Information Security); «Искусственный интеллект» (Artificial Intelligence) и «Робототехника» (Robotics). При этом количество студентов, обучающихся по каждому из этих направлений (и наполнение соответствующих курсов), определяется потребностями компаний-споносоров.

Так, в рамках направления Big Data сейчас изучаются следующие дисциплины:

· Social Network Analysis;

· Information retrieval;

· Mining Large-scale Data;

· Statistical Analysis of Big Data;

· Advanced Statistics and Time Series Analysis with IT Applications;

· Statistical Decision Theory.

В июне этого года университет «Иннополис» — он имеет статус некоммерческой организации высшего образования (НКО ВО), но обладает лицензией Минобрнауки на право осуществления образовательной деятельности, что, среди прочего, дает возможность выдавать дипломы государственного образца) — переехал в новое здание, построенное специально для него в одноименном наукограде. Предполагается, что к 2022 г. университет будет насчитывать 500 профессоров и доцентов, 1500 аспирантов и будущих магистров и около 4000 студентов, обучающихся по программам бакалавриата. Пока же команда университета «Иннополис» насчитывает 142 человека (47 из них приходится на профессорско-преподавательский состав, 84 — на административно-управленческий персонал и 11 — на научно-исследовательскую часть).

В «Иннополисе» преподавание специализированных дисциплин ведется на английском языке. Обусловлено это тем, что в профессорско-преподавательский состав университета входят ученые и практики, представляющие научные школы учебных заведений, входящих в TOП-100 вузов мира: Trinity College Dublin, ETH Zurich, Politecnico di Milano, Polytechnic School of Lausanne, Harvard University, Imperial College London и ряда других. Только в 2014 г. гостевые лекции в университете «Иннополис» прочитали 45 профессоров мирового уровня.

Кроме того, университет «Иннополис» активно сотрудничает с российскими вузами: МФТИ, Петербургский Университет информационных технологий, механики и оптики (ИТМО), Казанский национальный исследовательский технический университет (КНИТУ-КАИ), Казанский федеральный университет (КФУ) и рядом других.

В этом учебном году в университет «Иннополис» было зачислено 352 студента. При этом конкурс составлял свыше 50 человек на место! И это при том, что никакой специальной рекламной кампании по привлечению внимания абитурентов университет не вел, а всю информацию о данном вузе желающие поучиться в нем черпали из соцсетей. Выходит, есть у нашей молодежи интерес к освоению перспективных ИТ-специальностей! Причем немалый.

В пресс-службе вуза мне сообщили, что в этом году отбор студентов в университет «Иннополис» производился следующим образом: сначала абитуриентам (в количестве около 20 тыс. человек из 82 регионов страны) было предложено пройти компьютерное онлайн-тестирование на знание программирования и английского языка. Затем 1500 абитуриентов, показавших лучшие результаты онлайн-тестирования, приглашались на личные собеседования с преподавателями университета и представителями компаний-споносоров.

Интересно отметить, что никакой «привязки» студентов к компаниям, являющимся потенциальными работодателями, в университете не производится. Выпускники «Иннополиса» после окончания вуза вправе остаться в стенах альма-матер в качестве преподавателей или исследователей (что свыше 80% уже состоявшихся выпускников и сделало), либо стать штатным сотрудником той компании-спонсора, работа в которой им представляется наиболее интересной, либо стать членом команды, являющейся резидентом технопарка «Иннополис» (не все резиденты данного технопарка являются спонсорами одноименного университета). Кроме того, выпускники данного вуза могут запустить стартапы — среди факультативных курсов вуза есть предмет Entrepreneurship («Предпринимательство»). С уклоном в ИТ-бизнес, естественно (Introduction to IT Entrepreneurship).

Деятельностью университета «Иннополис» заинтересовались многие участники DIF. Некоторые из них рассматривают возможность стать спонсорами данного вуза, дабы иметь возможность участвовать в его исследованиях. Ну и получить возможность приглашать к себе на работу выпускников университета. Ведь, как справедливо отметил Алексей Рудым, только грамотные разработчики ПО могут способствовать развитию (а то и появлению) у ИТ-компаний новых сервисов, способных открыть перед ними новые области деятельности.