Постоянное усложнение инфотелекоммуникационных технологий (ИКТ) и все более глубокое их проникновение в бизнес и повседневную жизнь отдельных граждан и общества в целом ведут к укрупнению и централизации ИКТ-систем, превращению их в самостоятельную, отчужденную от потребителей ИКТ-инфраструктуру, функционирующую по модели предоставления ИКТ-услуг.

Сегодня точками консолидации ИКТ стали центры обработки данных, среди которых все больше появляется коммерческих, специализирующихся на предоставлении широкого спектра ИКТ-услуг — от аренды площадей в ЦОДе до комплексного обслуживания по схеме «Информационные технологии как сервис» (ITaaS).

Компания «АйЭмТи» построила и начала эксплуатировать в этом году уникальный (пока) для нашей страны ЦОД Cloud DC, рассчитанный на предоставление облачных вычислительных ресурсов клиентам с повышенными требованиями к безопасности. Генеральный директор этой компании Сергей Кондратьев, опираясь на опыт «АйЭмТи», рассказал научному редактору PC Week/RE Валерию Васильеву о состоянии дел и перспективах российского рынка коммерческих ЦОД-услуг.

PC Week: Какие характеристики коммерческого ЦОДа ваша компания как оператор коммерческого облачного дата-центра относит к базовым с учетом специфики заказчиков в нашей стране?

Сергей Кондратьев: У каждого оператора свои требования к характеристикам ЦОДа, как к базовым, так и к дополнительным.

PC Week: В таком случае расскажите, какие характеристики именно ваша компания заложила в качестве базовых при проектировании своего ЦОДа и удалось ли их реализовать?

С. К.: Наш ЦОД, который мы представляем под брендом Cloud DC, изначально спроектирован под облачную архитектуру, и еще на стадии дизайна все его системы были ориентированы под оказание облачных услуг. Так, в нем установлены одни из самых мощных на сегодняшний день стоек (до 22 кВт), что позволяет поддерживать высокоплотные вычисления, а его внутренняя сеть передачи данных построена на каналах связи в 40 Гбит/с с возможностью расширения до 100 Гбит/с, что критично для быстрого (с запасом на будущее) функционирования облачных сервисов.

PC Week: А как на фоне базовых характеристик владельцы коммерческих ЦОДов могут добиваться конкурентных преимуществ? Иными словами, можно ли дистанцироваться от конкурентов, если иметь в виду конструктивные и инфраструктурные особенности ЦОДа, а не собственно ЦОД-услуги?

С. К.: Самой распространенной в России ЦОД-услугой сегодня является collocation (аренда стоек в ЦОДе под собственное оборудование клиента), и практически отсутствуют площадки для предоставления облачных ИКТ-услуг, тем более международного уровня. Мы поняли, что эта ниша еще не занята в России, и решили полностью сфокусироваться на облаках.

Облачная ИКТ-инфраструктура — уже не просто тренд в среде ИКТ-пользователей, а реальная осознанная потребность бизнеса. Сегодня те, у кого слабо выражены ограничения на ИТ-бюджет, строят виртуальную ИКТ-инфраструктуру самостоятельно, зато другие (а их большинство) стараются ее арендовать. Кстати, арендуют сегодня пока в основном у западных компаний, поскольку бытует мнение о высоком качестве услуг тамошних IaaS-операторов.

На российском же рынке до недавнего времени не было таких операторов, которые смогли бы конкурировать с ведущими зарубежными провайдерами облачных ЦОД-сервисов. Во многом это объясняется бизнес-моделью, в соответствии с которой работают российские коммерческие ЦОДы, и соответственно ИКТ-инфраструктурой, заточенной, как правило, под collocation. Однако рост потребности в облачных сервисах высокого качества приводит к появлению новых игроков на рынке ЦОД-услуг, таких как наш Cloud DC. В инфраструктуре нашего ЦОДа изначально заложена возможность удовлетворять самые современные требования клиентов, которые хотели бы воспользоваться облачными сервисами.

PC Week: Ну а как вы оцениваете состояние и перспективы спроса в России на эти самые высококачественные сервисы облачной инфраструктуры?

С. К.: Я вижу, что все больше российских компаний сегодня рассматривают облачную модель ИКТ как возможность минимизировать бюджет на ИКТ и ускорить реагирование своего бизнеса на развертывание новых бизнес-сервисов и использование новых технологий. Хотя, увы, среди российских корпоративных ИКТ-пользователей пока еще преобладает модель создания и эксплуатации «железной» инфраструктуры собственными силами. Однако рост потребности в виртуальной ИКТ-инфраструктуре с каждым годом все очевиднее, и особенно он очевиден в периоды сокращения ИТ-бюджетов, что как раз характерно для нынешней экономической ситуации в стране. Думаю, что в ближайшие пять лет использование облаков станет в России нормой для всех компаний уровня Enterprise и даже для среднего и малого бизнеса.

PC Week: А какова ваша оценка перспектив в мире и в России концепций программно конфигурируемых ЦОДов (SDDC, Software Defined Data Centers) и гиперконвергенции в построении ИКТ-инфраструктур ЦОДов?

С. К.: К SDDC, как и к SDN (Software Defined Networks, входит в парадигму SDDC) нам предстоит ещё долго-долго идти. Задачу продвижения в этом перспективном направлении осложняет множество вариаций, подходов, попыток «перетягивания одеяла» от вендора к вендору и даже внутри одного вендора, в стремлении вендоров сыграть «везде».

В небольших ЦОДах проще всё делать своими руками. Крупные компании тоже стараются делать всё сами, например, у Google своя реализация SDN. Ну а для среднего бизнеса дорога прямиком лежит к провайдерам ЦОД-услуг.

Что же касается гиперконвергенции, то она уже давно есть как в системах хранения данных, так и в сетевой и серверной инфраструктурах. У этой концепции, кстати, те же минусы, что и у SDDC.

Гиганты типа Google или Facebook в инфраструктуре всё делают сами, в качестве примера опять же приведу Google с ее распределенной файловой системой. Те, у кого инфраструктура не столь велика и сложна, но кто, тем не менее, относится к классу Enterprise, хотят прямой поддержки от вендоров, что тоже, как и самодостаточность гигантов, нивелирует плюсы от тиражных, более доступных по цене решений (уровня commodity hardware).

Можно сказать, что SDDC и гиперконвергенция в случае с компаниями класса Enterprise обещают защиту инвестиций, хотя и с очередной привязкой к одному вендору. Жить им будет попроще: сложность обслуживания для их специалистов снижается, повышается уровень абстрагирования от «железа», они меньше концентрируются на том, как это работает, и больше на задачах бизнеса. Правда, им придется за это платить, оставаясь с типовой ИТ-инфраструктурой — «как у всех». И только немногие, тратя свои ресурсы, получают что-то новое, инновационное — они-то и двигают свои рынки.

PC Week: Какие технологии в инженерной инфраструктуре ЦОДов сегодня наиболее популярны в России, и за какими технологиями будущее?

С. К.: Наиболее популярны в настоящий момент классические схемы построения ЦОДа на базе статических ИБП и компрессорных систем охлаждения. Будущее, конечно, за фрикулингом и динамическими ИБП.

PC Week: Узкое место в проектировании и сооружении коммерческого ЦОДа — где оно? Иными словами, каких ошибок владельцу коммерческого ЦОДа следует избегать при проектировании и строительстве своих объектов начиная от выбора места расположения для них?

С. К.: Любой этап в проектировании ЦОДа является узким для непрофессионала. В первую очередь — уже на стадии составления бизнес-модели эксплуатации ЦОДа — нужно четко оценить капитальные затраты и сроки строительства и не пребывать в плену фантазий. Облачная модель бизнеса Cloud DC была запланирована еще при его проектировании, иначе невозможно было бы создать инфраструктуру, которую в дальнейшем выгодно будет продавать.

PC Week: На чем реально можно, а на чем не стоит экономить владельцу коммерческого ЦОДа в процессе эксплуатации объекта в России?

С. К.: На чем можно экономить, каждый решает для себя после первого года эксплуатации — при правильной работе эксплуатационной службы это за такое время становится очевидным. Однако ни в коем случае нельзя экономить на людях.

PC Week: В вашей компании не экономят на людях. А на чем экономят?

С. К.: При строительстве нашего ЦОДа было принято принципиальное решение внедрить модель расчета общей стоимости владения (ТСО), чтобы в дальнейшем экономить на операционных затратах. Изначально мы внедрили не самые дешевые решения, зато теперь в процессе эксплуатации достигаем существенной экономии на электроснабжении, освещении и пр. Например, в нашем ЦОДе используется технология фрикулинга. Операционные затраты на годовое обслуживание такой системы равны двум дням работы кондиционеров от электричества. Такими же привлекательными характеристиками обладает наше светодиодное освещение, энергоэффективное оборудование, использование шинопроводов вместо обычных кабелей.

PC Week: Как вы оцениваете влияние 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» на развитие рынка ЦОДов в стране?

С. К.: C введением этого закона мы ощущаем повышенный интерес со стороны тех российских клиентов, которых в принципе раньше всё устраивало в сотрудничестве с иностранными ЦОДами, но которые хотят соблюдать законодательство. Все больший интерес стали проявлять и иностранные компании. Для нас это влияние положительное. И мы верим, что это даст толчок развитию IaaS-услуг высокого качества и в целом увеличит количество возведенных ЦОДов на территории России.

PC Week: Какими вам видятся главные проблемы российского рынка ЦОДов и пути их решения?

С. К.: Этому рынку нужны свои внутренние регламенты. Сегодня клиенту нелегко выбрать качественного поставщика ЦОД-услуг и оценить его инфраструктуру.

На данный момент наша компания прибегла к международной системе стандартов в области оценки инфраструктуры ЦОДа, предлагаемой Uptime Institute. По классификации Uptime Institute мы сертифицированы по уровню TIER III, что является наивысшей оценкой (выше только уровень TIER IV, но отличия у него небольшие). Но рынку необходима собственная система оценки качества услуг, учитывающая более детальные и очень важные критерии, которые влияют на качество предоставляемых сервисов.

У нас многие IaaS-операторы не имеют собственных ЦОДов, что не дает клиенту возможности оценить уровень надежности дата-центра, в котором будут храниться его данные. Некоторые операторы прикрываются договором о качестве обслуживания, убеждая клиентов, что инфраструктура для них абсолютно не важна. Но мы уверены, что такое мнение не может удовлетворить требовательных клиентов, у которых есть критичная информация.

Налицо также нехватка качественных и надежных дата-центров. Многие ЦОДы строятся на базе старых площадок путем их модернизации. Безусловно, это снижает уровень надежности. Как можно оказывать современные ИТ-услуги, используя устаревшие коммуникации?

Да, проблемы есть, но я уверен, что появление высококачественных современных площадок в России будет подтягивать уровень всех остальных, так как им придется с нами конкурировать и повышать качество своих услуг.

PC Week: Благодарю за беседу.