Тема контроля состояния и мониторинга корпоративных ИТ актуализируется буквально на глазах. Причина заключается в глубине проникновения современных ИТ в бизнес-процессы компаний и организаций, в усложнении задач поддержки надлежащего качества ИТ-сервисов и обеспечения непрерывности доступа к ним (минимизации незапланированных простоев), что, в свою очередь, связано с экспоненциальным ростом объемов подлежащей обработке информации и усложнением ИТ-инфраструктуры.

Виды мониторинга

Мониторинг состояния ИТ разделяют на две составляющих: мониторинг ИТ-инфраструктуры и мониторинг качества предоставления сервисов. В первом случае заказчиком, как правило, выступает технический ИТ-персонал компании, обеспечивающий функционирование ее ИТ-инфраструктуры. Мониторинг же ИТ-сервисов важен в первую очередь для бизнес-подразделений. В компаниях с высоким уровнем зрелости ИТ для собственных подразделений компании инфраструктура может предоставляться как сервис. В таких случаях ИТ-подразделению также важны показатели мониторинга предоставляемых сервисов.

Организация мониторинга ИТ-ресурсов (как ИТ-инфраструктуры, так и ИТ-сервисов) выстраивается на основе сервисно-ориентированных моделей. При этом в качестве инфраструктурных компонентов традиционно рассматривается оборудование (серверы, системы хранения данных, сетевое оборудование, каналы передачи данных и т. п.) и системное программное обеспечение, соответственно, задачей мониторинга является оценка и контроль работоспособности оборудования и ПО. Если же речь идет об ИТ-сервисах для бизнес-подразделений, то в этом случае, целью мониторинга является оценка качества функционирования этих сервисов и своевременность их предоставления.

Технологические метрики для мониторинга ИТ-инфраструктуры и ИТ-сервисов в целом одинаковы: объем потребляемых вычислительных ресурсов, занимаемой оперативной и дисковой памяти, нагрузка на сетевое оборудование и каналы связи, но метрики мониторинга используются по-разному. Провайдеру ИТ-услуг важно знать, какое количество ИТ-ресурсов необходимо иметь под рукой для предоставления сервисов заявленного уровня. В то же время потребителю требуется информация о том, сколько ИТ-ресурсов будет достаточно для гарантированного функционирования используемых им сервисов, чтобы не переплачивать за лишнее.

Мониторинг может выполняться в активном и пассивном режимах. При активном мониторинге осуществляется периодический опрос устройств и/или ИТ-сервисов и ожидается ответ об их доступности. При пассивном режиме система мониторинга функционирует в режиме ожидания передачи информации или событий от устройств или сервисов.

На основании накопленной в системе мониторинга исторической информации выполняется так называемый проактивный мониторинг. По своей сути проактивный мониторинг является анализом накопленной исторической информации, и на его основе выполняется прогнозирование событий. По результатам проактивного мониторинга владельцы ИТ-ресурсов и ИТ-сервисов могут выполнять планирование по модернизации или реинжинирингу как ИТ инфраструктуры, так и ИТ сервисов.

Мониторинг как инструмент оптимизации затрат на ИТ

В настоящее время наиболее активно развивается направление мониторинга качества предоставления сервисов, поскольку ускоренными темпами увеличивается количество ИТ-сервисов, особенно в сфере государственных услуг, да и ИТ-инфраструктура стала восприниматься большей частью ИТ-пользователей как сервис. Современным компаниям, принадлежащим к категории среднего и крупного бизнеса, и органам государственной власти важно понимать, насколько ИТ-инфраструктура обеспечивает функционирование бизнес-процессов и насколько эффективно она при этом используется. Организации и бизнес стремятся к выверенному балансу между затратами на ИТ и отдачей от них, и наиболее эффективный инструмент для достижения такого баланса — это средства мониторинга.

Аспект оптимизации затронут в «Концепции перевода обработки и хранения государственных информационных ресурсов, не содержащих сведения, составляющие государственную тайну, в систему федеральных и региональных центров обработки данных», утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1995-р от 7 октября 2015 года. В соответствии с данной Концепцией в срок до конца 2020 года ИТ-сервисы органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов, государственных корпораций и государственных компаний должны быть переведены в сеть федеральных и региональных ЦОД. Оператор системы федеральных и региональных ЦОД, предоставляющий государственным структурам ИТ-услуги по схеме ИТ-инфраструктура как-сервис (IaaS), будет чрезвычайно заинтересован в инфраструктурном мониторинге. В то же время организациям, как клиентам, будет важен мониторинг показателей доступности и качества функционирования своих сервисов, размещенных в ЦОД оператора.

Разумеется, мониторинг качества ИТ-сервисов базируется на инфраструктурном мониторинге, однако поверх него дополнительно накладываются требования транзакционного мониторинга, с помощью которого контролируется время выполнения запросов.

Инфраструктура ИТ-сервиса может иметь достаточно сложную организацию и функционировать на большом количестве оборудования с различным программным обеспечением. При транзакционном мониторинге оборудование, на котором функционирует ИТ-сервис, воспринимается как «черный ящик», на вход которого поступает транзакция, связанная с предоставлением сервиса, и контролируется только время ее обработки. Один из вариантов — это мониторинг времени обработки так называемых «эталонных» запросов, по времени отработки которых отслеживается качество функционирования сервиса. Проактивный транзакционный мониторинг предназначен для планирования мер, направленных на изменение ситуации с предоставлением сервиса. Эти меры зависят от причин, влияющих на состояние сервиса. Поддержка надлежащего качества сервиса может достигаться разными способами. Простой пример: наблюдается увеличение времени обработки транзакций вследствие увеличения объема базы данных, что указывает на необходимость принятия упреждающих мер для поддержки надлежащего уровня качества сервиса. В приведенном примере ИТ-подразделение может заранее запланировать действия по увеличению вычислительных мощностей для функционирования БД, либо запланировать работы по реинжинирингу сервиса.

Лучшие практики

Важную роль в контроле состояния ИТ играют стандарты, рекомендации и опыт лучших международных практик. Их можно найти в документах IT Infrastructure Library (ITIL). В наиболее актуальной на сегодняшний день третьей редакции ITIL констатируется, что необходимо непрерывное улучшение функционирования и использования ИТ-сервисов и мониторинг предоставляет данные, требуемые для анализа. Эксперты указывают на то, что без мониторинга невозможно полноценно анализировать и прогнозировать положение дел с ИТ и планировать замену и модернизацию как оборудования, так и ПО.

Мониторинг ИТ следует увязывать с функционированием системы технической поддержки с таким расчетом, чтобы критические события в системах мониторинга в автоматическом режиме создавали соответствующие заявки для службы технической поддержки, выполнение которых направлено на обеспечение непрерывного функционирования сервисов.

Любая система мониторинга требует возможности построения отчетности в различных аспектах. В числе наиболее востребованных отчетов для бизнес-заказчиков можно назвать отчетность по качеству функционирования сервисов и количественные показатели по востребованности ИТ-услуг. Для владельцев ИТ-инфраструктуры более интересны отчеты о функционировании оборудования, его загрузке и простоях. Подобные отчеты строятся с использованием аналитических инструментов (BI) о востребованности и качестве предоставляемых услуг, накапливаемых средствами мониторинга. Такие отчеты помогают владельцам ИТ-инфраструктуры оценить себестоимость предоставляемых ими услуг, сроки окупаемости инвестиций в них, свою конкурентоспособность как поставщика ИТ-услуг, а также оптимизировать развитие своих ИТ-ресурсов и сервисов.

Для бизнес-заказчиков ИТ-услуг, являющихся только их потребителями, подобная отчетность позволяет оценивать нагрузку на ИТ-инфраструктуру провайдера потребляемых ими ИТ-сервисов и в результате гибко планировать заказы на услуги, не расходуя лишних средств на ИТ.

Использование специалистами компании RedSys комплексного подхода к построению систем мониторинга ИТ-инфраструктуры и сервисов позволяет нашим заказчикам минимизировать затраты для обеспечения качества предоставления ИТ-сервисов благодаря максимально эффективному использованию ИТ-инфраструктуры.

Автор статьи — директор департамента инфраструктурного программного обеспечения Центра вычислительных комплексов компании RedSys.

СПЕЦПРОЕКТ КОМПАНИИ REDSYS