Для многих компаний безопасность является наиболее важным аспектом при выборе помещения для офиса. Для работающих людей офис — второй дом, и стремление к тому, чтобы защитить его, абсолютно объяснимо. По ночам офис находится под охранной сигнализацией, а что происходит днем, при мощном потоке людей? Например, если это бизнес-центр.

Проходная бизнес-центра — это, прежде всего, улыбчивый персонал, встречающий гостей за приемной стойкой. Однако сразу за персоналом пришедшего «встречают» технические средства и информационные системы, имеющие колоссальное значение для безопасности офисного здания. Чтобы работники входной зоны имели возможность вежливо и быстро принимать гостей, не снижая уровень безопасности, необходимо создать единую систему обеспечения доступа и обработки информации.

В бизнес-центре арендатором может быть одна или несколько компаний, и задачи службы безопасности ввиду этого могут усложниться. Несмотря на загрузку охраны, сотрудникам всегда должно быть удобно приглашать к себе гостей. Именно для решения этой задачи создан инструмент — единый портал заказа пропусков. Портал собирает информацию о том, в какую компанию, на какой этаж, в какое время и к кому идет гость, номер контактного телефона пригласившего, нужен ли ему доступ на парковку. Собирая данные и передавая их в агрегированной форме в систему доступа, портал обеспечивает сотрудников входной зоны наиболее полной информацией о том, пришел ли гость в назначенное время по заранее сформированной заявке или же необходимо перезвонить сотруднику по указанному телефону и уточнить, могут ли принять «нежданного» гостя. После чего он получает электронный пропуск — пластиковую карту, которая закреплена за конкретным гостем. Это позволяет идентифицировать личность и все передвижения вплоть до выхода из здания.

Такой портал заказа пропусков с 2009 г. работает в офисе КРОК. Статистика говорит о том, что ежедневно сотрудники заказывают от 150 до 200 пропусков, а приходят в офис от 60 до 80% этих гостей. Нетрудно представить, насколько была бы загружена охрана и какой необходим штат, чтобы обеспечить пропускную систему крупного офисного здания без подобного портала.

Во многих офисах появляются новейшие технологии, обеспечивающие комфортный и надежный доступ в здание. Например, 3D-распознавание лица. Эта система несет принципиально иную смысловую нагрузку, чем портал гостевых пропусков. Она предназначена для обеспечения максимально быстрого и комфортного входа только тех людей, у кого есть доступ, например штатных сотрудников. Задача системы сводится к тому, чтобы не допустить проход человека, если есть даже малейшие сомнения в его личности. На машинном языке это выглядит так: когда человек похож на хранимый шаблон менее установленного системой порога, доступ для него запрещен. Если это бизнес-центр и система распознавания настроена правильно, будет учтен процент несовпадения с шаблоном и обеспечен доступ. В случае оснащения такой системой особо охраняемых объектов задача системы — обеспечить минимальный процент ложного доступа, а это значит, что человеком должны соблюдаться правила досмотра, которые во всем мире подразумевают отсутствие элементов, скрывающих лицо. Система не пропустит человека в маске или в парандже, а человек в обычных оптических или солнцезащитных очках — другое дело. Все зависит от уровня необходимой безопасности объекта. Именно такая система установлена на входе в офис КРОК. Сотрудники компании проходят сканирование лиц и могут проходить в офис без использования пропуска.

Существует еще один способ обеспечить контроль доступа — электронный (магнитный) пропуск и система электронных замков и ключниц. Каждый ключ или пропуск программируется службой безопасности на открытие определенных дверей и никогда не предоставит доступ туда, куда стоит запрет. При грамотной организации зонирования офиса можно добиться очень высокой степени защиты отдельных помещений. Используя персональные карты для доступа и электронные замки в кабинетах, можно значительно повысить уровень комфорта сотрудников и одновременно снизить нагрузку на службу безопасности (им не придется выдавать ключи и вести их учет). Такое решение мы используем в нашем офисе. Ключи выдаются на руки автоматически, из электронной ключницы на этаже, согласно присвоенным правам доступа. При необходимости повышения уровня защиты отдельных помещений используются многофакторные системы доступа: «карта и ПИН», «две карты», «карта и скан руки», «карта и скан лица», «карта и скан линий пальца руки».

Доступ по отпечатку пальца — система, использовавшаяся ранее в правительственных и военных структурах — становится все более популярна среди обычных компаний. Сегодня обсуждения строятся вокруг законности таких систем и правомерности сбора отпечатков, ведь они являются персональными данными человека. В этой связи стоит отметить, что сканирование отпечатков пальцев для доступа законно и на данный момент нет запретов на использование такой технологии. Однако подобные установки попадают под статью 152-ФЗ о неразглашении персональных данных. В связи с этим цели обработки должны быть идентифицированы и зафиксированы, а база персональных данных должна быть защищена в соответствии с требованиями, определенными законодателем. Если будет соблюден этот комплекс мер, опасность утечки данных не грозит.

При разнообразии пропускных систем в офисах можно было бы считать присутствие физической охраны необязательным. Однако вопрос наличия охраны несет в себе не только функциональную нагрузку, но и психологическую. Необходимо исходить из задачи отсечь возможных нарушителей и предотвратить незаконное проникновение, не выходя за рамки бюджета каждого рассматриваемого случая. Немаловажно принять в расчет величину риска в случае ложного допуска.

Понятно, что если два сотрудника поменялись электронными пропусками в обычном офисе на обычной проходной — это в большей степени административное нарушение. Наличие охраны, которая может дополнительно сверять лицо проходящего человека и лицо на фотографии из базы, будет достаточной мерой. Такой контроль может выполняться как непосредственно на проходной, так и удаленно.

Помимо контроля проходящих не стоит забывать про человеческий фактор, который в ряде случаев сыграет злую шутку. В таких ситуациях автоматика придет на помощь руководству службы безопасности или владельцу компании или бизнес-центра. Поэтому разумным и целесообразным решением пока что, на наш взгляд, является сотрудничество автоматических систем и людей.

Наиболее эффективным средством обеспечения безопасности будет полностью автоматический режим или же режим «автоматика плюс подтверждение доступа оператором».

Среди ближайших тенденций рынка могу назвать решения, которые помимо охранных функций решают некоторые бизнес-задачи компаний. Например, система контроля доступа может стать источником данных для кадровой службы, которая ведет табели учета рабочего времени. Владельцы крупных офисных центров заинтересованы в том, чтобы сделать посещение комплекса наиболее удобным — например, сэкономить время посетителя на поиск парковочного места, в чем им помогает система навигации на многоярусном или сильно разветвленном паркинге — она зачастую объединена с системой оплаты за услуги парковки. Если говорить о системах безопасности в общем, то можно выделить и другую тенденцию — в торговых центрах маркетологи все чаще используют видеоаналитику, чтобы определить, какие товары и услуги больше всего пользуются спросом.

Автор статьи — ведущий эксперт компании КРОК по комплексным системам безопасности.