Очередной московский SAP Forum 2016, на который зарегистрировалось около пяти тысяч участников, стал крупнейшим мероприятием SAP такого рода в Европе, утверждает новый генеральный директор «SAP СНГ» Павел Гонтарев. Вероятно, наличие столь массовой аудитории побудило руководство местного представительства SAP именно здесь подвести итоги своей деятельности в прошлом году. Впрочем, сведения о доходе носили скорее качественный характер: обнародован двузначный (в процентах) его рост в рублевом эквиваленте. Трудно сказать, с чем связана подобная таинственность, ведь точные результаты, основанные на бухгалтерской отчетности SAP AG, уже месяц как выложены в Сети. Из них следует, что в 2015 г. выручка «SAP СНГ» сократилась на 4% — с 371,6 до 356,5 млн. евро, а убыток после вычета налогов составил 18,6 млн. евро.

Совершенно очевидно, что рост рублевых показателей объясняется существенной просадкой курса российской денежной единицы. Тем не менее, 4%-ное снижение выручки в твердой валюте в нынешних экономических условиях следует рассматривать скорее как успех (годом раньше падение было на 16,5%). Ведь чтобы поколебать лидерство SAP на российском рынке ERP, уже много лет подтверждаемое исследованиями IDC, ее основному конкуренту — фирме «1С» — нужно чуть ли не удвоить свои продажи, поскольку прайс-лист у «1С» рублевый, а рейтинг IDC оперирует показателями в долларах.

Итоги деятельности SAP в мире также заслуживают самого пристального внимания, и вот почему. Ее годовой доход 2015 г. составил 20,8 млрд. евро (как видим, доля «SAP СНГ» — 1,7%). В I квартале 2016 г. выручка составила 4,73 млрд. евро, что на 5% больше, чем в аналогичный период 2015 г. Однако какова структура этой выручки? Самый высокий рост зафиксирован в сегменте облачных услуг: он вырос на 33% до 820 млн. евро, что составляет 17% всего дохода компании. В то же время выручка SAP от продажи традиционных лицензий ПО упала до 610 млн. евро — на 13% по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. Основной вклад в копилку SAP вносит поддержка уже эксплуатируемого ПО, но и она выросла только на 4% до 2,56 млрд. евро. Напрашивается вывод, что развитие бизнеса SAP как поставщика традиционных бизнес-приложений и в первую очередь флагманской системы SAP ERP в какой-то степени себя исчерпало. В ответ на это SAP выносит на свои знамена идею цифровой трансформации бизнеса, которая диктуется инновационным этапом развития мировой экономики.

Как заявила исполнительный вице-президент SAP SE по направлению «Инновации и Интернет вещей» Таня Рюкерт, сегодня цифровой и физический мир тесно взаимодействуют и изменяют друг друга. Это открывает перед компаниями новые возможности как в повышении эффективности существующего бизнеса, так и в революционном изменении своей бизнес-модели. В первую очередь, это касается Интернета вещей (IoT), где SAP предлагает свою стратегию цифровой трансформации, в рамках которой все IoT-решения могут быть подключены к так называемому цифровому ядру (Digital Core), которое базируется на платформе HANA и бизнес-приложениях нового поколения SAP S/4HANA.

Г-жа Рюкерт подчеркнула, что Россия является одним из ключевых регионов для SAP, и сегодня, когда технологии IoT только начинают широко применяться, наша страна в партнерстве с SAP вполне может стать одним из лидеров этого направления в мире. О важности России для SAP и о намерении продолжить инвестиции в свой бизнес в нашей стране заявил и президент SAP в регионе Центральной и Восточной Европы Штефан Хохбауэр.

Впрочем, как выяснилось в ходе опроса аудитории пленарной сессии (всем ее участникам были розданы специальные беспроводные пульты), интерес к Интернету вещей у российских компаний не так уж велик: лишь 10% выбрали этот пункт в качестве важного из четырех предложенных технологических трендов. Еще 15% указали облака, 23% — мобильные технологии и 53% — большие данные. А вот когда аудитории предложили выбрать один из семи вопросов к Павлу Гонтареву, то самым популярным с большим отрывом оказался вопрос: «Как SAP будет работать в условиях политики импортозамещения?».

Отвечая на него, глава «SAP СНГ» обратил внимание на то, что компания имеет возможность приносить в Россию отсутствующие здесь уникальные инновации, опираясь на имеющиеся у нее мировой опыт и экспертизу. Он также выразил готовность на равных конкурировать с локальными вендорами делового ПО. Кроме того, SAP продолжает открывать в нашей стране центры разработки, обучения и НИОКР. В прошлом году в Москве был введен в эксплуатацию облачный дата-центр, что позволило привлечь заказчиков, озабоченных проблемами трансграничной передачи персональных и иных данных. Относительно новым направлением в области импортозамещения является создание программных продуктов совместно с российскими разработчиками. Как известно, при определенном соотношении вклада участников в такую разработку она может получить статус отечественной со всеми вытекающими последствиями (скажем, включением продукта в реестр отечественного ПО).

Об одном из таких продуктов — системе «Интеллектуальное месторождение OIS iField» на платформе SAP HANA, созданном совместно с «SAP СНГ», рассказал генеральный директор компании «АСУпроект» Юрий Нассонов. Система оптимизирует процессы планирования и прогнозирования разработки и эксплуатации нефтяных месторождений, а также повышает их точность. С ее помощью можно создавать оптимальные сетевые графики работ с прогнозом добычи, основываясь на комплексной интегрированной модели пласта, скважины, инфраструктуры и финансово-экономической модели, что, как утверждается, обеспечивает снижение себестоимости добычи на 7-10%. Специалисты нефтяных компаний получают возможность всесторонне оценивать разные варианты разработки месторождения и в короткие сроки формировать оптимальный план работ с учетом накопленной статистики по эксплуатации месторождений и оборудования. Использование in-memory платформы SAP HANA (а это единственный зарубежный компонент в данном решении) позволяет менее чем за час выполнять расчеты интегрированного планирования различных сценариев по всему предприятию. «Интеллектуальное месторождение» сертифицировано SAP. В компании, которую глава «АСУпроекта» называть не стал, уже стартовал первый пилотный проект, в июне система должна перейти в фазу промышленной эксплуатации. Как утверждает Юрий Нассонов, данный программный продукт отвечает всем формальным требованиям, позволяющим отнести его к отечественному ПО.

По словам исполнительного директора «SAP СНГ» Наталии Парменовой, несколько ведущих добывающих компаний России и стран СНГ уже заявили о планах по его приобретению. Она считает, что потенциал нового решения велик, и поэтому SAP AG планирует активно продвигать его по своим каналам на международный рынок, в частности, во все страны БРИКС.

Своим опытом цифровой трансформации поделились и заказчики SAP. Так, старший управляющий директор ИТ-блока Сбербанка Филипп Майзенберг представил стратегию преобразования банка из поставщика чисто финансовых услуг еще и в агрегатора предложений партнеров с сервисами подбора лучших из них для того или иного клиента, в рыночную площадку, на которой банк берет на себя часть рисков оформления и осуществления сделок, а также в провайдера собственных нефинансовых услуг на основе своих ИТ-компетенций, таких как сбор и анализ больших данных. Следует помнить, что в Сбербанке уже давно и широко применяются системы SAP для управления кредитными лимитами, персоналом и внутрихозяйственной деятельностью, для планирования и бюджетирования.

По словам заместителя генерального директора компании «МегаФон» по финансовым вопросам Геворка Вермишяна, у телеком-оператора накоплена обширная и детальная информация о клиентах, что позволяет ему предоставлять на этой основе услуги совместно с партнерами из других отраслей, в частности, были упомянуты услуги динамического страхования, которое тарифицируется с учетом предыстории поведения клиента. Г-н Вермишян анонсировал также стартующий в нынешнем году проект по переводу ряда имеющихся систем «МегаФона» на SAP S/4HANA, который планируется завершить в течение двух лет.

Рост спроса на бизнес-приложения нового поколения SAP S/4HANA крайне важен для SAP, поскольку пакет S/4HANA составляет основу ядра SAP Digatal Core. На конец I квартала во всем мире лицензии S/4HANA приобрели 3200 заказчиков, хотя еще полгода назад таковых было лишь 1300. В России и странах СНГ по состоянию на ноябрь прошлого года продукт S/4HANA купили 37 компаний, а сейчас, как объявлено на форуме, это число увеличилось до 46. Заметно выросли продажи облачных прикладных сервисов SuccessFactors (управление персоналом) и Ariba (закупки), что в немалой степени связано с развертыванием этих сервисов в российском облачном ЦОДе SAP. Как сообщила Наталья Парменова, крупнейшим российским пользователем SuccessFactors стал «Ростелеком» (146 тыс. сотрудников). По ее словам, в 2016 г. в российском облаке планируется запустить сервис интегрированного бизнес-планирования (Integrated Business Planning, IBP) и развернуть в режиме услуги платформу SAP HANA (HANA Cloud Platform), на которой разработчики смогут строить и развертывать собственные прикладные системы.

Основные инвестиции «SAP СНГ» в прошедшем году были сделаны в расширение облачного ЦОДа и развертывание в нем новых облачных решений, локализацию и адаптацию ПО с учетом российского законодательства и местных бизнес-практик по таким направлениям, как начисление НДС, управление финансами и персоналом, а также в обучение. Говоря о приоритетах на 2016 г., Павел Гонтарев упомянул инициативы в области цифровой трансформации, создания дополнительной ценности бизнеса и подготовки кадров. Все они в той или иной степени имеют отношение к предпродажному консалтингу: в рамках первой инициативы «SAP СНГ» предлагает заказчику, в частности, определить степень его цифровой зрелости и составить дорожную карту цифровой трансформации, в рамках второй — оценить ожидаемый и реальный экономический эффект того или иного проекта, в рамках третьей — обучить его специалистов методам эффективного внедрения на курсах SAP-Start.