Сервис «1Спарк-Риски», совместный проект фирмы «1С» и информационной группы «Интерфакс», позволит пользователям программ системы «1С:Предприятие» управлять налоговыми рисками и комплексно оценивать благонадежность контрагентов. Запуск этого сервиса был анонсирован на недавнем Петербургском международном экономическом форуме.

Как пояснил председатель совета директоров группы «Интерфакс» Михаил Комиссар, его компания более двадцати лет назад стала активно заниматься глубокой аналитической обработкой информации, в результате чего примерно в середине прошлого десятилетия сформировалось направление оценки рисков компаний (система СПАРК), связанных с работой с проблемными контрагентами и возможностью предъявления претензий со стороны налоговых органов, которые ведут борьбу с фирмами-«однодневками». Однако до недавнего времени решение таких достаточно сложных задач было востребовано только крупными игроками. Но сейчас ситуация в экономической жизни страны быстро меняется, и то, что раньше было нужно и доступно только относительно немногим, сегодня требуется почти всем.

Дело в том, что российским законодательством еще несколько лет назад была введена ответственность компаний за работу с недобросовестными контрагентами (в большинстве случае речь идет об однодневках), через которые выполняются не вполне законные операции (например, разного рода обналичивание денег). И переход Федеральной налоговой службы на использование современных ИТ-средств контроля деловых операций позволяет сейчас в полной мере принять соответствующие санкции по отношению к нарушителям (к тем, кто пользуется услугами «однодневок»).

До сих пор «Инферфакс» продвигал свою систему СПАРК методами прямых контактов с заказчиками. Выход на рынок малого и среднего бизнеса требует изменения деловой модели — использование схемы работы через партнерскую сеть. Именно для этой цели служит сотрудничество с «1С», которая будет предоставляется сервис «1Спарк-Риски» в виде встроенной опции в своих деловых приложениях. Бизнес-пользователям (например, бухгалтерам) станет доступна возможность получения оперативной информации о благонадежности контрагентов в виде набора пользующихся доверием на рынке скоринг-индексов системы СПАРК: индекса должной осмотрительности, индекса финансового риска и индекса платежной дисциплины. При желании пользователи смогут получать развернутую информацию о своих поставщиках и покупателях в виде справки из системы СПАРК, заверенной электронной подписью «Интерфакса» (эти документы уже несколько лет применяются в судебной практике) и будут оперативно оповещаться о важнейших изменениях в статусе своих контрагентов: банкротство, изменения в руководстве, присоединение к другой компании и т. д.

Директор «1С» Борис Нуралиев отметил, что расширение использования интернет-сервисов бизнес-заказчиками — это устойчивый тренд. Особенностью этого процесса является то, что очень часто поставщиками таких сервисов являются те, кто до сих пор проходил на ИТ-рынке по категории «заказчики». Задачей традиционных ИТ-компаний в этой ситуации является выступить партнером для классического бизнеса, опираясь на свой опыт работы на массовом рынке. В этой связи он подчеркнул, что «1С» не только создает собственные онлайновые средства, но и расширяет сотрудничество с ведущими зарубежными и отечественными поставщиками таких услуг.

Новый сервис будет доступен для пользователей учетных решений на базе «1С:Предприятие» уже в июне, стоимость годовой подписки на одного пользователя составит от 3 тыс. руб., цена будет зависеть от набора требуемых опций.