Цифровая трансформация (Digital Transformation) — сегодня, пожалуй, один из самых модных терминов. Что не удивительно, если вспомнить феерический успех таких компаний, как Uber и Airnbnb, трансформировавших на базе цифровых технологий такие традиционные бизнесы, как служба такси и аренда жилья. Возникнув лишь несколько лет назад, они добились впечатляющих успехов: к примеру, по рыночной капитализации Uber уже превосходит «Газпром». Разумеется, многие хотели бы повторить их успех. Но как это сделать? Комитет по мониторингу развития ИТ-индустрии ассоциации АПКИТ свое очередное заседание посвятил теме цифровой трансформации предприятий и пригласил в качестве основного докладчика директора Gartner по исследованиям Томаса Нильсена.

Прежде всего докладчик подчеркнул, что подобная трансформация не является разовым мероприятием, а включает в себя множество этапов. Он призвал также не путать цифровой бизнес с оцифрованным: последний оставляет неизменной бизнес-модель, заменяя те или иные ручные/офлайновые операции электронными, но проводя те же транзакции, что и прежде. Так, многие банки полагают, что они сделали свой бизнес электронным, реализовав через Интернет функции home banking. На самом деле они просто создали удобную функцию для своих клиентов, но не получили новой ценности в терминах основного бизнеса. Другое дело если бы они, скажем, начали использовать информацию из социальных сетей для автоматизации кредитного скоринга.

Определения цифрового бизнеса от двух ведущих организаций — Gartner и IDC — привел в своем выступлении второй докладчик — директор компании «Диасофт» по исследованиям и инновациям Сергей Добриднюк. Согласно первому из них речь идет о новой модели бизнеса, охватывающей людей, бизнес и вещи, масштабируемой на весь мир и, с использованием ИТ и Интернета, обеспечивающей массовое персональное обслуживание в любом месте и в любое время. Во втором определении подчеркивается, что цифровой бизнес может возникнуть как в результате целенаправленной трансформации уже существующего, так и с нуля. В любом случае в нем стираются границы между реальным и виртуальным миром, устраняются «цифровые разрывы» между людьми, процессами и вещами.

Томас Нильсен подчеркнул, что для цифровой трансформации необходимо решить три важных задачи: четко сформулировать, зачем она осуществляется, определить, что необходимо для ее реализации и, наконец, знать, как трансформацию проводить. По его мнению, большинство CIO сосредоточивают внимание на последней задаче, оставляя за скобками интересы собственно бизнеса. Пожалуй именно отсутствие плодотворных бизнес-идей, а вовсе не технические трудности, служит главным препятствием на пути цифровой трансформации. Не случайно именно технологическая часть доклада Томаса Нильсена вызвала у аудитории недоуменные вопросы: «А что же здесь нового? Все это давно известно».

И действительно, никто ведь не учил упомянутых выше и многих других первопроходцев азам цифровой трансформации. У них были блестящие оригинальные идеи и огромное желание их реализовать. По-видимому, это хорошо понимает и сам докладчик, но ведь генерации подобных идей научить невозможно: это акт творческий. А если идея не появится, можно сколько угодно говорить о произведенной цифровой трансформации и перечислять формальные признаки ее успешности, но повторить успех Uber или WhatsApp при этом не удастся.