В названии темы круглого стола «Роль и место информационно-аналитических инструментов в процессе планирования и принятия управленческих решений», прошедшего в рамках продолжающегося конкурса «Лучшие информационно-аналитические инструменты», по причинам, которые легко понять, отсутствовали важные слова «в госсекторе». Дело в том, что это подразумевалось само собой, поскольку и круглый стол, и конкурс организованы Аналитическим центром при правительстве РФ (АЦ), для которого оптимизация системы государственного управления — задача наиболее приоритетная. Применяемые в этой сфере информационно-аналитические системы (ИАС) в зависимости от ведомства решают широкий круг самых разных задач, но при этом у таких ИАС есть много общих черт и общих проблем.

Прежде всего в них используются популярные программные средства для управления БД и информационными хранилищами, генерации отчетности и аналитической обработки. Хотя в выступлениях участников круглого стола этот вопрос не акцентировался, в большинстве ИАС, так или иначе, используются проприетарные продукты западных вендоров. Продукты Oracle служат платформой в Федеральном казначействе и в Санкт-Петербургском информационно-аналитическом центре. В последнем, по словам главного специалиста-аналитика отдела моделирования и прогнозирования СПб ИАЦ Александры Калиниченко, используются и средства углубленного анализа компании SAS. Сегодня трудно сказать, затронет ли подобные ИАС новый курс на импортозамещение, но даже если это произойдет и организации перейдут на отечественные или СПО-платформы, проблема эффективности ИАС своей остроты не потеряет. По мнению начальника управления информационных технологий АЦ Александра Малахова, эффективность эта определяется не применяемыми ИТ-инструментами, а качеством исходных данных и профессионализмом аналитиков. В свою очередь, начальник управления финансовых технологий Федерального казначейства Валерий Ткаченко обратил внимание на то, что внедрение тех или иных ИС должно обязательно сопровождаться комплексом необходимых организационных мероприятий.

Тематика выступлений на круглом столе была очень широка: от систем записи к врачам и мониторинга госзакупок, запущенных департаментом информатизации Тюменской области, до ожидаемых в будущем (думается, не очень близком) средств выявления коррупции с помощью анализа больших данных и организации работы электронного правительства на основе математических методов решения обратных задач, которые представил генеральный директор «Агентства новых стратегий» Александр Райков. По его словам, несмотря на некоторую фантастичность подобных подходов, они нашли отражение в системном проекте электронного правительства 2020, разработанном Минкомсвязи и переданном в настоящее время на обсуждение заинтересованных сторон.

Одна из крупнейших государственных ИАС реализована в Федеральном казначействе, осуществляющем распределение и контроль расходования бюджетных средств. С ее помощью оцениваются важнейшие KPI, формирующиеся на основе информации, собираемой из собственных транзакционных систем и внешних ведомств (Минфин, Росстат, субъекты РФ) в хранилище данных (сегодня его объем — 250 Тб). В настоящее время у системы более 5 тыс. пользователей — в основном госрегуляторы и органы власти субъектов Федерации. Особое внимание уделяется чистоте и актуальности исходных данных и качеству нормативно-справочной информации. Аналогичным образом анализируется и собственная финансово-хозяйственная деятельность казначейства. Это помогло ему, исходя из реальных потребностей, оптимизировать и перераспределить штатную нагрузку по всем территориальным органам.

СПб ИАЦ создал систему прогнозирования регионального развития, которая собирает в едином хранилище более 30 тыс. показателей из разных организаций, и на этой основе с помощью современных аналитических и статистических инструментов предоставляет городскому руководству запрошенные им предложения, рекомендации и прогнозы. С помощью системы можно выявлять взаимное влияние отдельных показателей социально-экономического развития региона и оценивать вероятности благоприятных и неблагоприятных событий. Более того, как утверждает Александра Калиниченко, СПб ИАЦ осуществляет сравнение прогнозов с реальными показателями и результатами тех или иных решений, оценивая тем самым и качество собственных прогнозов.

Еще одна важная область применения ИАС — это контрольно-надзорная деятельность, которая находится сегодня в стадии реформирования. Как рассказал ведущий советник управления институционального развития АЦ Евгений Лохматов, ситуация здесь довольно запущенная: до сих пор исходная информация поступает на бумажных носителях. Реформа призвана сформировать единую среду электронного межведомственного взаимодействия, стандартизировать информационные объекты, форматы и структуры данных и реализовать риск-ориентированный подход к управлению в данной сфере.

О том, что применение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля зафиксировано в 277-ФЗ, напомнил заместитель руководителя государственного сектора группы «Астерос» Эдуард Чуркин. По его словам, сегодня подобный подход применяется всего лишь в 10 из более 200 видов контроля. Обычно план надзорных проверок составляется, исходя из неких формальных критериев, относящихся к параметрам контролируемого объекта. Скажем, в случае пожарного надзора это могут быть высота здания, его этажность, количество находящихся в нем людей и т. д. При этом не учитывается, что по тем или иным причинам риск пожара в похожих по указанным критериям зданиях может существенно различаться. А следовательно должны отличаться и планы надзорных мероприятий.

Архитектура данного проекта в настоящее время прорабатывается и обсуждается. В его ходе будут разработаны национальные стандарты и методическая документация, а также выработаны минимальные функциональные требования к ИС, способным обеспечить необходимый в каждом случае уровень управления рисками. По мнению Эдуарда Чуркина, готовых решений, учитывающих российские реалии, на рынке нет, и для их реализации потребуются разработки специализированных ИАС, способных собирать и анализировать информацию, имеющую отношение к оценке рисков.