За последние годы зона ответственности ИТ-служб регионов страны резко расширилась: помимо традиционных задач автоматизации деятельности органов власти и подведомственных организаций им нужно заниматься поддержкой взаимодействия государственных структур с гражданами и с бизнесом. Кроме того, так или иначе в поле их внимания входят вопросы развития ИТ-ситуации в регионе в целом. О том, как решаются эти задачи в Ярославской области, обозреватель PC Week Андрей Колесов беседовал с Эдуардом Лысенко, который на момент разговора (сентябрь 2016 г.) руководил областным Департаментом информатизации и связи в должности заместителя губернатора (10 ноября 2016 г. назначен заместителем директора департамента информационных технологий Москвы).

PC Week: Какова роль ИТ в жизни региона?

Эдуард Лысенко: Информационные технологии сегодня относятся к категории «пронизывающей» инфраструктуры общества, они приобрели всеобщий характер и стали уже настольно необходимыми, что порой мы их просто не замечаем. При этом из средства жизнеобеспечения ИТ превратились в инструмент развития и изменения многих отраслей и сфер жизни человека. Они становятся локомотивом, который тащит за собой другие направления деятельности. Но скорость развития самих ИТ очень высока, они развиваются намного быстрее традиционных отраслей, и это создает определенные проблемы: нужно, чтобы связка «локомотив — вагоны» не порвалась. То же самое относится и к сфере государственного управления: ИТ являются не просто средством повышения эффективности этой системы, но и механизмом ее структурного преобразования, улучшения на уровне архитектуры. Хотелось бы особо отметить роль ИТ в вопросах интеграции системы управления с обществом, гражданами и организациями.

В силу такого передового положения данной сферы меняется и роль ИТ-руководителей и специалистов, которым все чаще приходится выходить за рамки сугубо ИТ-задач и глубже заниматься разными предметными направлениями.

И наконец, кроме сфер, где ИТ применяются, есть еще и отрасль, в которой происходит создание и развитие самих ИТ. Причем это уже не просто вертикальная отрасль с четко обозначенными границами, она тоже является «пронизывающей», и тут, пожалуй, можно говорить даже о некой культурной социальной среде, которая наряду с ИТ-профессионалами охватывает и огромную часть общества. Недаром само слово «ИТ» часто используется как синоним «высоких технологий» и даже «инноваций», поскольку они являются не только обязательным, но зачастую ведущим компонентом почти всех создаваемых новшеств, в том числе и в социальной сфере.

Разумеется, сказанное относится ко всему миру и к нашей стране, конечно, тоже. И это совершенно справедливо и для Ярославской области. Здесь ИТ рассматриваются как важный инструмент развития региона в самых разных направлениях — экономическом, культурном, социальном. Если же говорить о системе государственного и муниципального управления, то именно сфере ИТ сегодня отводится важная роль интеграции всех его уровней.

PC Week: Однако внедрение и восприятие новшеств порой проходит совсем не просто. Одна из проблем, которая упоминается при реализации почти каждого ИТ-проекта, — сопротивление пользователей, а зачастую и начальства. Какова актуальность этого вопроса сегодня, и как он решается?

Э. Л.: Это в той или иной мере проблема любых внедрений, и чем непривычнее, чем радикальней новшество — тем она сильнее. Но я думаю, что пик данной темы прошел еще несколько лет назад, наверное, максимум пришелся на период пяти- или десятилетней давности. Сегодня с ИТ знакомы почти все, главное — они перестали восприниматься как что-то угрожающее привычному образу жизни, отношение к ним в принципе стало позитивным, и воспринимаются они как друг, который может и должен помочь. Если раньше многие люди, в том числе и государственные служащие, с некоторой опаской относились к ИТ, то сегодня они становятся их активными промоутерами, способствуют их продвижению в деловые процессы.

Очень важно не просто показать удобство ИТ-средств и научить эффективно применять их, но дать пользователям определенную свободу действий и выбора наиболее подходящих инструментов. Тогда люди как бы включаются в процесс внедрения ИТ, задействуя свой творческий потенциал. Хотя, конечно, нужно применять и определенные административно-принудительные меры, но эти методы и раньше могли работать только в сочетании с обучением и поощрением, а сейчас они вообще отошли на фоновый план.

Значимым моментом является и то, что за последние годы произошел решающий перелом в процессе «смены поколений». Почти половина нынешних работников знакомы с ИТ чуть ли не с детства. И это ИТ-поколение выходит на уровень руководителей среднего и высшего звена, оно вообще не представляет себе, как можно жить и работать без ИТ. Разумеется, важной задачей является поддержка и обучение сотрудников более старшего возраста, такая работа ведется постоянно. Однако страха перед ИТ, как это было еще лет десять назад, уже нет и в помине, и это самое главное.

PC Week: Но сегодня в связи с расширением сферы действия электронных госуслуг в зону вашей ответственности попадает практически всё население области. Это не ваши подчиненные, к ним административные меры применять нельзя. Более того, такая «электронизация» нацелена на помощь как раз тем, кому в силу возраста просто физически трудно ходить по кабинетам. Как вы работаете с населением?

Э. Л.: Да, в зону ответственности областного ИТ-департамента теперь входит фактически всё население области. И действительно, электронные услуги — это не просто повышение эффективности работы государственного аппарата и сокращение расходов, это важнейшая социальная функция. В данном плане работе с пожилой частью общества у нас уделяется особое внимание. И одного обучения информационным технологиям здесь явно мало, мы пытаемся через ИТ-средства вовлечь этих людей в активную общественную жизнь, в том числе при решении задач управления регионом. В частности, по нашим оценкам сегодня около 20 тыс. активистов, в большинстве своем — старшего возраста и пенсионеров — в той или иной мере стремятся улучшить работу системы жилищно-коммунального хозяйства; администрация области ощущает реальную помощь в этом деле со стороны, если так можно выразиться, «народного ополчения».

Не менее важно повышать открытость деятельности органов власти и подведомственных организаций, и тут роль ИТ во многом является решающей. Люди не только лучше видят, как функционируют эти структуры, но понимают, что могут действенно участвовать в улучшении их работы. А это, в свою очередь, стимулирует их включаться в решение общих местных проблем.

PC Week: Мы хорошо знаем о существовании и работе Единого портала госуслуг (ЕПГУ), но это — федеральный ресурс, который предоставляет набор услуг федерального уровня. Есть ли у вас свой аналогичный областной портал и соответствующий набор местных электронных сервисов?

Э. Л.: Нет, мы решили не создавать собственного портала, так как еще в 2010 г., в самом начале проекта электронных госуслуг, поняли, что нужно использовать единый федеральный ресурс и подключаться к нему со своим набором сервисов. Я считаю, что идея дублирования сайтов неоптимальна со всех точек зрения — как поставщиков, так и пользователей.

Создание собственного портала выливается в проект, почти соразмерный по затратам федеральному, для региона это очень серьезные деньги. Даже если нам удастся сделать сайт лучше (хотя понятие «лучше или хуже» — во многом дело вкуса), то он все равно не заменит ЕПГУ в части федеральных услуг, а на них приходится существенная часть запросов граждан и организаций. Поддержка и развитие портала — тоже очень серьезная статья расходов.

Дублирование сайтов плохо и для пользователей, которым нужно осваивать сразу два разных приложения, с разными интерфейсами и пр. Людям и с одной программой, особенно на начальном этапе освоения компьютерных средств, разобраться сложно, а двумя мы их просто запутаем.

Нужно еще понимать, что сама система электронных госуслуг (я имею в виду ее внутренний функционал, а не внешний интерфейс) находится ещё в ранней стадии своего жизненного пути. Внутри меняются бизнес-процессы, встречаются вполне естественные ошибки, которые нужно оперативно устранять. Решать эти задачи параллельно в нескольких приложениях — путь тупиковый. Поэтому мы изначально решили интегрироваться в ЕПГУ. При этом мы выступаем не просто как внешний разработчик, которому дали API, а дальше «крутись, как хочешь», — нет, мы стараемся быть соразработчиками самого ЕПГУ, выдаем свои предложения по его улучшению и развитию, готовы участвовать и в разработке тех или иных компонентов.

PC Week: Если говорить о системе электронных госуслуг, то как можно оценить уровень ее зрелости? На какой стадии развития она находится?

Э. Л.: Это сложный вопрос, поскольку мы не очень хорошо знаем, что такое стопроцентно законченная система. Хотя вопрос этот вполне уместный — наверное, стоило бы создать некую идеальную модель (которая, разумеется, со временем и сама могла бы меняться по мере развития возможностей и потребностей общества) и выделить в ней уровни зрелости, ключевые действия, необходимые для продвижения вперед...

Но с определенной уверенностью можно сказать, что начальный этап формирования этой системы пройден, в целом отработаны все внутренние механизмы взаимодействия разных ведомств и организаций, устоялся пользовательский интерфейс. К системе привыкли и поставщики услуг, и пользователи. Теперь нужно работать над качеством и расширением функционала услуг. На первом этапе речь в основном шла о некоторых разовых услугах (пришел в организацию, получил нужную справку и ушел, забыв об этой организации). Сейчас появляется все больше, если так можно сказать, постоянно действующих сервисов, например, электронных школьных дневников, с которыми граждане имеют дело непрерывно. При этом используются более сложные схемы управления правами доступа, т. е. сервисы эти сложнее в технологическом плане.

Важную задачу, к решению которой мы сейчас подходим, представляет собой система здравоохранения — в частности, массовый переход к использованию электронных медицинских карт. Проблема эта и в техническом плане сложна, точнее говоря, она более дорогостоящая, поскольку принципиальные решения в целом уже известны и отработаны, но их стоимость существенно выше по сравнению с теми же школьными дневниками. Но есть другое, возможно, даже более серьёзное препятствие — менталитет. Речь идет об открытии (разумеется, с соблюдением всех ограничений по правам доступа) до сих пор весьма закрытой сферы, о качественном повышении прозрачности всей здравоохранительной системы. К этому не очень готовы ни медицинские работники, которых изначально учили профессии на принципах закрытости, ни многие пациенты, опасающиеся за сохранность своей персональной информации. В общем, медицина — сложная сфера, но к серьезному решению ее задач мы сейчас подошли вплотную.

PC Week: Вы сказали о «пронизывающей роли» ИТ в жизни региона. А могли бы вы привести конкретные примеры?

Э. Л.: Их много. В прошлом году мы запустили в эксплуатацию ситуационный центр губернатора Ярославской области, предназначенный для обеспечения высокого качества принимаемых решений на региональном уровне. В его основе лежит информационно-аналитическая система, которая хранит и обрабатывает более 5 тыс. параметров социально-экономической ситуации в области, а кроме того, используется система «Мониторинг», следящая за тремя с половиной тысячами объектов региона. По признанию федеральных ведомств (проект создания ситуационных центров в целом по стране курирует Федеральная служба охраны), а также коллег из других регионов, наш центр — один из лучших в России. Но хочу подчеркнуть, что мы его создавали не для того, чтобы «получить грамоту», а для того, чтобы поднять качество управления областью на новый уровень, и по мнению главных пользователей — губернатора и его аппарата — мы эту задачу успешно решили.

Еще один пример — региональная транспортная карта. Это не ИТ-проект, а именно транспортный проект, но в его основе, почти на 100%, лежат ИТ. И таких примеров можно назвать много.

PC Week: Если вернуться к вашим словам о важной составляющей ИТ-сферы — ИТ-отрасли, о тех, кто создает собственно технологии, продукты и услуги, что представляет собой региональная ИТ-отрасль, и как вы с ней взаимодействуете?

Э. Л.: Наша областная ИТ-отрасль — это все же в основном услуги по разработке, внедрению и эксплуатации ИТ. Сегодня это около семисот мини- и микропредприятий, которые в основном нацелены на потребительский и коммерческий рынок, но играют и заметную роль в обслуживании региональных ИТ-систем. В это число не входят компании, которые, например, продают и меняют картриджи для принтеров, — 70% из них в той или иной мере разрабатывают ПО, и многие из них подпадают под предусмотренные законом льготы.

Разумеется, область заинтересована в развитии местной ИТ-отрасли, к которой, как я считаю, относится не только ИТ-бизнес, но и обязательно система образования, особенно высшего. Но она должна развиваться не административными мерами, а на основе внутреннего саморегулирования, власть же может и обязана только помогать этому процессу. Сейчас дело идет к созданию некоторой областной ИТ-ассоциации, но важно, что это — именно внутренний процесс ИТ-сообщества, членом которого является, естественно, и ИТ-департамент региона. Помимо выполнения таких задач, как обмен знаниями, опытом, кадрами, возможности реализации совместных проектов необходимо установить плотную связь между бизнесом и высшей школой, в том числе в плане формирования оптимальных программ подготовки ИТ-специалистов.

PC Week: Как соотносятся внутренние и внешние ресурсы при реализации ваших ИТ-проектов? Что вы делаете силами самого ИТ-департамента, а что выполняют внешние подрядчики?

Э. Л.: Разумеется, существенная часть нашего бюджета уходит на «внешние дела» — приобретение программно-аппаратных средств, услуги по внедрению ИТ-систем. Но если какие-то софтверные решения создаются в заказном режиме, то мы обязательно стараемся делать так, чтобы получать результат с исходными кодами и иметь на него права собственности, конечно, не исключительные и в рамках региона. Что касается доработки решений в процессе эксплуатации, то тут наши возможности аутсорсинга сильно ограничены законом 44-ФЗ, соответственно мы используем свои внутренние подразделения ИТ-департамента, которые имеют статус центров компетенции по тем или иным вопросам. Функции же эксплуатации и техподдержки уже внедренных региональных систем (а это почти 19 тыс. рабочих мест) выполняют службы нашего департамента.

PC Week: Что представляет собой подведомственная вам ИТ-инфраструктура? Вы используете централизованную или децентрализованную модель?

Э. Л.: Времена «сервер в каждом офисе» конечно же в далеком прошлом. У нас есть два ЦОДа, один из которых является «внутренним», другой — «внешним». Первый обслуживает внутренние задачи региональных структур, в том числе поддерживает рабочие места сотрудников, на втором лежат задачи взаимодействия с внешними пользователями — гражданами и юридическими лицами. Кроме того, у нас, конечно, есть телекоммуникационная инфраструктура, вполне современная и стандартизированная. А также несколько серверных комнат, которые обслуживают ряд ведомственных систем, они сохранятся, потому что сертифицированы по жестким требованиям надежности и безопасности и переносить их будет слишком накладно. Но это — унаследованные вещи, а всё новое разворачиваться в двух наших ЦОДах.

PC Week: Известно, что уже много лет Ростелеком развивает собственную систему ЦОДов, которая, кажется, изначально предназначалась для размещения там региональных ИТ-систем. Вы пользуетесь этими ресурсами?

Э. Л.: Нет, мы ориентируемся на собственные дата-центры. Подобные внешние облачные ресурсы нам подошли бы, наверное, для размещения в них долгосрочных архивов или применения «по требованию» с целью снятия временных пиковых нагрузок. Но таких задач у нас пока нет.

PC Week: Спасибо за беседу.

Подготовлено в рамках совместного проекта PC Week и Агентства развития информационного общества РАРИО