В компании Volkswagen искусственный интеллект уже используется для прогноза тенденций в бизнесе, но в будущем он пойдет намного дальше.

Однажды искусственный интеллект (ИИ) возьмет на себя процесс принятия решений и планирования, высвободив работникам предприятий время для выполнения более творческих задач. Так считает Мартин Хофманн, ИТ-директор автомобильной компании Volkswagen. На конференции Web Summit 2016 в Лиссабоне (Португалия) он заявил, что перспектива «роботизированного предприятия» ближе, чем мы думаем: некоторые должностные обязанности вот-вот практически полностью будут выполняться с помощью машинного обучения, ИИ и алгоритмов.

Немецкий производитель авто уже применяет ИИ в бизнесе. Volkswagen владеет в общей сложности тремя центрами и исследовательскими лабораториями, специализирующимися на изучении прикладного потенциала ИИ и, согласно ИТ-директору, «переносящими ИИ в совершенно непривычную среду». Каждый из этих центров работает не только над созданием решений для автомобилей с выходом в Интернет, но также над разработкой ИИ-систем для ускорения корпоративных процессов — все это рано или поздно станет достоянием общественности.

Хофманн утверждает, что для определения типа практического применения ИИ-технологий на корпоративном рынке Volkswagen пользуется классификацией из пяти стадий. К этому компанию натолкнула схема управления, созданная Сообществом автомобильных инженеров (Society of Automotive Engineers) для характеристики отличий между автономными и самоходными автомобилями. Вот эти стадии:

  • Ручная стадия. Все решения в бизнесе принимаются людьми.
  • Стадия поддержки. ИИ предлагает рекомендации на основе бизнес-аналитики и алгоритмов, но решение принимают живые операторы.
  • Полуавтоматизированная стадия. ИИ принимает решения, но живые операторы требуются для подтверждения любых изменений.
  • Высоко автоматизированная стадия. Типовые задачи полностью выполняются ИИ-системами.
  • Полностью автоматизированная стадия. Все решения в бизнесе принимаются ИИ, и люди не имеют права голоса.

Хотя ни одна компания пока не может похвастаться тем, что достигла четвертого или пятого уровня, Хофманн считает, что однажды их можно будет достигнуть с использованием глубинных нейронных сетей, машинного обучения и корпоративных ботов.

Будут использоваться аналитические и мониторинговые боты для распознавания образов в бизнес-событиях и ситуациях, притом они найдут применение в обнаружении тенденций путем анализа соцсетей, а также макро- и микроэкономических ситуаций.

Вооружившись алгоритмами и ИИ, эти боты смогут выполнять такие обязанности, как виртуальное планирование продаж и анализ рынка с целью спрогнозировать, какую рыночную долю удастся завоевать тому или иному новому продукту.

Помимо этого, добавляет Хофманн, ИИ-системы также будут использоваться для корпоративного планирования — не только для оценки правдивости бизнес-прогнозов, но и в качестве планируемого в режиме реального времени сценария, который можно будет использовать для решения таких прикладных задач, как ежедневное обновление цен в филиалах по всему миру на основании данных о спросе.

В Volkswagen уже использовали машинное обучение для прогнозирования будущих объемов продаж в зависимости от модели автомобиля, даты его выхода на рынок, региона и дополнительных аксессуаров. ИТ-директор говорит, что пока что применение этой технологии прошло «с потрясающим, неожиданным успехом»: прогнозы продаж достигли точности в 90%, тогда как людям, занимающимся такими же прогнозами, в среднем удается выйти только на 60%.

Возможно, когда-нибудь эти боты даже настолько поумнеют, что смогут автоматически утверждать финансовые решения на основе контроля за уровнем расходов.

В довершение ко всему, говорит Хофманн, боты также будут использоваться при принятии и исполнении решений. Эти «всезнайки» будут принимать участие в управлении коллективами, составлении графиков, планировании рабочего времени и автоматическом ведении корпоративной документации.

Означают ли все эти будущие сферы применения роботов, что они у всех нас отнимут работу? Вовсе нет, убеждает Хофманн. Напротив, учитывая возможность с помощью ИИ выполнять тривиальные задачи без наблюдения или при минимальном уровне контроля, у работников появится больше времени для работы в более творческих сферах, а также на научно-преподавательских должностях.

Директор уверен, что к 2025 г. крупные предприятия будущего будут использовать ИИ так же, как сегодня используются производственные линии, которые считаются роботизированными.

«Нам нужно будет обучать людей дисциплинам более высокого порядка, более творческим вещам, — говорит Хофманн. — Я также считаю, что людям никогда не следует полностью выходить из игры: именно мы, а не алгоритмы, должны быть последней инстанцией, принимающей окончательное решение».