История развития электронного документооборота (ЭДО) в России насчитывает уже более восьми лет. С точки зрения автора все происходило следующим образом.

Изначально идея выглядела исключительно привлекательно: не тратиться на бумагу и на пересылку, не ждать доставки днями и неделями, не искать потерянную корреспонденцию, а взять и практически моментально обменяться электронными документами. Причем, такие документы имеют тот же юридический статус, что и бумажные. Но в процессе реализации обнаружился ряд тонких моментов.

Например, для отдельных электронных документов необходимо определить единый формат и дополнительно закрепить их юридический статус. Так было с ТОРГ-12, счетами-фактурами и актами.

Кроме того, надзирающие государственные органы должны быть готовы принимать документы в электронном виде. И пока отсутствует федеральный закон об электронном документе, возможность приема и обработки в электронном виде для каждого документа определяется индивидуально.

Куда как привычнее и надежнее работать с бумажными документами. А то примешь от партнера документ в электронном виде и с электронной подписью, партнер потом от него откажется, и никому не докажешь, что вот этот файл на флэшке суть есть серьезный юридически значимый документ.

Следующий тонкий момент — роуминг. Чтобы придать обмену электронными документами юридическую значимость, появились операторы электронного документооборота.

Общеизвестно, что главной прогрессивной силой, развивающей ИТ в нашей стране, является Федеральная налоговая служба России. Это вполне объяснимо: службе приходится обрабатывать гигантское количестве документов. И поэтому автоматизированная обработка, электронный вид и передача через Интернет существенно разгружают и облегчают работу, делает задачи в принципе выполнимыми.

ФНС определила оператора ЭДО как компанию, которая отвечает за передачу электронных документов в целом и за передачу электронных счетов-фактур в частности. Гарантированную передачу неизменных, подписанных электронной подписью счетов фактур. Вообще, именно счета-фактуры стали той самой пресловутой «рабочей лошадкой», которая вытягивает развитие ЭДО.

Операторов ЭДО появилось несколько, каждый подключал всё новых и новых клиентов. В какой-то момент произошло неизбежное: два контрагента, готовых обмениваться документами в электронном виде, оказались подключенными к разным операторам. Имея подключение каждый к своей системе ЭДО, они не смогли обменяться электронными документами, и тогда впервые возник вопрос о роуминге. Все точь-в-точь как было у операторов сотовых сетей на заре становления сотовой связи, когда абоненты, допустим, МТС, не могли позвонить абонентам, например Билайна, и наоборот. Операторы сотовых сетей смогли быстро решить этот вопрос. Операторы ЭДО решают вопрос роуминга уже который год, и пока решили его лишь частично.

Посмотрим на ситуацию глазами тех самых абонентов, которые не смогли обменяться электронными документами. Есть простой бумажный документ, есть вполне понятные и привычные затраты на то, чтобы такими документами обмениваться. Обмениваться бумажными документами я могу с кем угодно. Но тут мне предлагают:

— подключиться к системе и установить у себя новую программу. Затраты на это не всегда прозрачны: кто-то берет плату за подключение, кто-то тарифицирует пакеты и/или отдельные документы, кто-то взимает абонентскую плату за пользование сервисом. Приходится тратить время, чтобы сравнить и разобраться. Ведь рачительный хозяин всегда предпочитает рассмотреть несколько вариантов и выбрать наиболее подходящий;

— начать взаимодействовать с партнерами/клиентами/контрагентами в электронном виде, но при этом сказать мне, с кем из них я смогу, а с кем не смогу обмениваться электронными документами, не могут. А это означает, что неопределенное время мне придется дублировать работу, обмениваясь документами с кем-то в бумажном, а с кем-то в электронном виде. По сути это означает увеличение накладных расходов, экономить на которых продавцы ЭДО предлагают в первую очередь;

— изменить привычные устоявшиеся схемы бизнес-процессов. К примеру, некоторые компании предпочитают выставлять счета задним числом и закрывать их в конце месяца. В системе ЭДО точно фиксируется дата и время их формирования и подписания. Придется менять удобные и привычные процессы. Либо пойти на риск, что регулярные корректировки станут «красными флажками» для ФНС, притягивающими дополнительные проверки.

Всего вышеперечисленного уже достаточно для того, чтобы заронить сомнения в душу руководителя компании, которому предлагают внедрить у себя ЭДО.

Но вернемся к операторам ЭДО. Вместо того, чтобы встать на позицию своих клиентов, они выработали хорошо работающую схему с подключением крупного ритейла. Этот частный случай получил название EDI (Electronic Data Interchange — электронный обмен данными), а операторы ЭДО стали называться EDI-провайдерами.

Условием бесплатного (!) подключения ритейла является, как правило, обязательное взаимодействие компании со своими контрагентами в электронном виде. В результате средние и малые компании, желающие видеть свои товары на полках крупных торговых сетей, оказались вынуждены подключаться к выбранному ритейлом оператору ЭДО. Случается даже, если какой-то маленькой компании повезло поставлять свой товар двум и более ритейлерам, ей приходится подключаться к двум и более операторам ЭДО (напомню, с роумингом пока не всегда все хорошо). К каждому ритейлеру ведет свой ЭДО. Не самые привлекательные перспективы, но выбора не остается: место на полке готов занять конкурент, принявший условия игры с ЭДО.

Описанный выше процесс больше напоминает навязывание услуги среднему и малому бизнесу. Это вызывает дополнительное сопротивление на этапе внедрения и без того не сильно привлекательного ЭДО.

Предлагаю детальнее разобраться с роумингом и выяснить, почему же операторы так неохотно идут на взаимодействие с себе подобными.

Когда каждый из операторов ЭДО находился на этапе активного роста клиентской базы, отсутствие роуминга играло решающую роль в выборе клиентами того или иного оператора. Выгодно это было в первую очередь крупным игрокам. Поясню на примере. Допустим, компании с 1-ой по 10-ую подключены к оператору А, а компании с 11-ой по 99-ую — к оператору В. Компания № 100, которая взаимодействует со всеми 99-ю компаниями, выбирает, к какому из операторов подключиться. Оператор А даст ей доступ к 10 компаниям. Оператор В — к 89. Выбор понятен. Так что самым крупным операторам настраивать роуминг на начальном этапе было не выгодно — это снизило бы прирост клиентских баз.

Но это на начальном этапе.

Далее количество операторов начало быстро расти. Ассоциации РОСЭУ разработала технологию обмена юридически значимыми электронными документами между операторами ЭДО. Благодаря ей большинство операторов выстроили свои системы на более или менее стандартной технологии. Сейчас это позволяет им существенно упростить настройку роуминга, что весьма немаловажно. Сейчас количество операторов перевалило за пятьдесят. Задача настроить и протестировать полсотни роуминговых связей затратная как по времени, так и по средствам. Необходимость же настроить такие связи ввел наш «двигатель ЭДО» — ФНС. Эта мера призвана подтолкнуть развитие ЭДО, «споткнувшееся» о роуминг. Операторы, не имеющие роуминга с остальными операторами ЭДО, рискуют лишиться своего статуса.

Можно было бы посочувствовать операторам, вынужденным вкладываться в настройку большого количества роуминговых связей с конкурентами. Но вовремя появилась альтернатива: всем операторам было предложено подключение к хабу. Хаб, или роуминговый центр — независимая компания, которая не является оператором ЭДО и передает документы от оператора к оператору в случае, когда клиенты подключены к различным операторам.

Идея хаба не нова, эту технологию на протяжении нескольких лет разрабатывает рабочая группа в недрах все той же РОСЭУ. Несколько лет назад шла речь о создании такого хаба на базе одной из федеральных электронных торговых площадок, более года существует хаб компании «1С», этим летом заработал еще один хаб от компании «РТ Лабс». Возможности роуминга для операторов растут год от года, и все-таки это не приводит к взрывному росту рынка обмена электронными документами.

Даже эксперименты некоторых крупных игроков рынка в виде очень серьезного снижения цен на ЭДО пока не привели к ожидаемым результатам. По оценкам разных экспертов, на сегодняшний день уровень освоения рынка передачи электронных документов едва ли достиг 1%.

Так что же все-таки сможет изменить ситуацию?

Возможно, помогут новые приказы ФНС. Возможно, подтолкнут процесс развития ЭДО повсеместные автоматизация и информатизация бизнеса. Возможно, как следует заработает роуминг между операторами, напрямую или через хабы.

Но в любом случае для развития ЭДО у нас в стране крайне важно, чтобы приоритеты ведущих игроков сместились в сторону совместного развития рынка вместо узкой конкурентной борьбы. Важно видеть и понимать потребности клиента, уделять достаточно внимания его проблемам. И вот когда ведущие операторы это осознают, начнется «золотая эра» ЭДО.

Автор статьи — менеджер по развитию новых проектов ГК «ТаксНет».