Предлагаем семь способов освоить процессы информационно-цифровой трансформации и побудить руководителей коммерческого и ИТ-отделов совместно обсудить наиболее важные ее аспекты.

Данные, или, скорее, отсутствие нужных данных, могут стать ахиллесовой пятой цифрового движения. Успешный переход в состояние цифровой нирваны требует наличия данных, причем в больших количествах, в нужных местах, доступных нужным людям и системам в нужный момент времени.

К сожалению, многим организациям до сих пор не удается справиться с проблемой нехватки данных. Как утверждается в новом докладе консалтинговой компании McKinsey, «компании тратят сотни миллионов долларов на перестройку своей ИТ-инфраструктуры и процессов, завязанных на данных. Но для большинства из них преимущества от этих действий до сих пор ограничивались отдельными сферами их деятельности». Также ощущается заметная неуверенность по части потенциальных преимуществ данных после их обработки и приведения в форму, имеющую практическую ценность.

«Критическая для бизнеса информация остается замурованной в изолированных системах», — отмечают авторы доклада McKinsey Кьяра Брокки, Брэд Браун, Жоржи Машаду и Мариано Нейман. Они добавляют, что дело осложняется еще и тем, что наблюдается отчаянный дефицит необходимых кадров — как на руководящих, так и на технических должностях.

Брокки и ее коллеги все же предложили способ эффективнее организовать процесс выявления всех данных, имеющих значение для бизнеса — нужно применить agile-методологию (гибкие методы разработки и решения задач). Такие методы применяют уже далеко не только программисты: теперь они помогают выработать стратегические направления для целого ряда действий по цифровой трансформации, в особенности для трансформации данных.

Эксперты из McKinsey предлагают следующие рекомендации касательно того, как перенести принципы agile-философии на управление данными.

Выработайте бизнес-ориентированный подход к цифровой трансформации и управлению данными. Этого можно добиться путем создания базового списка возможных сценариев применения в бизнесе последних достижений в аналитике, а также возможностей для создания новых или продвинутых продуктов и процессов. Составьте опись различных типов данных, имеющих отношение к этим сценариям и возможностям. Определите главные черты портрета ваших клиентов и основные виды их деятельности в рамках различных сфер вашего бизнеса.

Поощряйте совместную ответственность за рабочий процесс. Разрушить культурные барьеры можно только в том случае, если представители коммерческих подразделений бизнеса в буквальном смысле сядут за стол с сотрудниками ИТ-подразделений. Это поможет выработать совместный план по созданию протоколов миграции данных и управления данными, что поможет организации вовремя определиться с требованиями к данным, быстро оценить экономическое обоснование предложенных решений (вместо того, чтобы ждать, пока его последовательно одобрят во всех отделах по традиционным каналам) и обеспечить качественную реализацию нужного решения.

Соберите и наделите нужными полномочиями многофункциональные коллективы, т. н. SCRUM-команды. В SCRUM-команды могут войти представители коммерческих подразделений и ИТ-отдела: специалисты по обработке данных, информационные инженеры, собственники бизнес-информационных ресурсов, ИТ-разработчики и специалисты по контролю за качеством. Также нужно обязательно предоставить этим командам достаточную свободу действий для принятия важных решений, касающихся миграции и архитектуры данных. Все свое время SCRUM-команды должны посвящать работе в экспериментальных лабораториях по обработке данных и придерживаться метода проб и ошибок: им нельзя отвлекаться на посторонние проекты или дожидаться разрешения от коллег и начальства за пределами лаборатории.

Всегда, везде и по любому поводу озвучивайте рабочий процесс. Обо всех успехах и неудачах, пройденных вехах и достигнутых эффектах нужно четко, ясно и как можно чаще докладывать всем звеньям компании по мере того, как вы делаете успехи в экспериментальных разработках и наконец-то запускаете ваш сервис. Таким образом можно задокументировать методологический опыт, а также выявить и поощрить передовых участников проекта. К тому же agile открывает возможности для новых способов коммуникации, таких как более или менее регулярные собрания, которые ИТ- и бизнес-лидеры могут созывать для обсуждения важных отраслевых тенденций и тематик — например, в области технической специализации или конкурентного анализа — и проводить анализ неудач провалившихся пилотных проектов.

Внедряйте новейшие технологии. Информационно-цифровая трансформация открывает компаниям возможность подыскать способы улучшения существующих систем и технологий. Например, для создания озера данных (универсального корпоративного хранилища) могут потребоваться новые платформы, инструменты и арсенал знаний и умений, которые должны быть совместимы со всей ИТ-архитектурой предприятия в целом. Такая задача также может подтолкнуть ИТ-руководителей к тому, чтобы пересмотреть свои корпоративные ИТ-стратегии и задать самим себе вопрос, каким образом они смогут интегрировать озеро данных с существующими системами? Как можно задействовать инструменты и платформы, предназначенные для поддержки agile-данных, в каких-либо других обстоятельствах? Может быть, стоит приобщиться к Open Source-технологиям?

Чтобы наладить положительное отношение к идее, начните с экспериментальных проектов. Руководители коммерческих и ИТ-отделов должны выбрать какой-то один проект, наиболее ценный для бизнеса и касающийся сразу всех его сфер — например, сервис на основе данных, который поможет сократить потерю клиентов или усилить защиту от мошенничества.

Разработайте и внедрите ключевые показатели эффективности. Долгосрочная работа с agile-данными требует введения количественных показателей, непосредственно привязанных к эффективности рабочих процессов в стиле agile. Ключевым элементом здесь станут рабочие планы (так называемые бэклоги), основанные на составляемых один раз в одну—две недели графиках, называемых спринтами. За выполнением таких графиков тщательно следят руководители проектов, при этом руководителей коммерческого и ИТ-отдела регулярно вводят в текущий курс дела.