В мире сейчас идет цифровая трансформация бизнеса, направленная на кардинальное повышение производительности труда. В России это происходит на фоне экономических проблем и новых требований законодательства. О том, как российские компании могут двигаться в ногу со временем в таких нелегких условиях, рассказывает Шериф Седдик, вице-президент компании Citrix в регионе EMEA.

PC Week: В последнее время в связи с распространением мобильных и облачных технологий ускорилась цифровая трансформация экономики. Какие преимущества получает бизнес?

Шериф Седдик: Действительно, облачные и мобильные технологии ускоряют процесс цифровой трансформации и вообще любые рабочие процессы. Но кроме мобильных технологий и облаков в отрасли сегодня присутствуют и другие тренды, например аналитика больших данных, с помощью которой компании могут более эффективно принимать решения. Еще один важный тренд — Интернет вещей.

В результате у людей появляются новые возможности. Приложения, данные, информация сегодня непрерывно доступны через облака в любом месте, в любое время и на любом устройстве. Это позволяет менять бизнес-процессы, делать их более гибкими, эффективными и быстрыми. Например, с помощью современных технологий можно убирать какие-то шаги в бизнес-процессах для повышения производительности, можно вообще переосмыслить всю рабочую процедуру. Ведь в современном мире работа все чаще не привязана к конкретному месту, теперь это набор действий или задач, которые нужно выполнять наиболее эффективным образом.

PC Week: Но у каждой медали обычно есть оборотная сторона. Какие проблемы появляются в связи с такой серьезной трансформацией бизнеса?

Ш. С.: На мой взгляд, основные трудности, которые мы наблюдаем в проектах цифровой трансформации, вызваны тем, что и компании, и государственные органы слишком много внимания уделяют приложениям, инвестируя в конкретные решения, но мало заботятся о том, как с этими решениями будут работать их конечные пользователи. Не думают о том, что я называю «последней милей».

Поэтому при выборе технологии и конкретного приложения в первую очередь необходимо понимать, как это будет использоваться в работе или при принятии решений. Ведь если сотрудник при выполнении задания не сможет своевременно получить доступ к нужному приложению и необходимым данным, то инвестиции в технологию вряд ли удастся окупить. Поэтому мы всегда советуем заказчикам уделять больше внимания этой «последней миле», т. е. конечным пользователям.

Есть еще одна проблема, которая замедляет процесс цифровой трансформации. Естественно, все заказчики озабочены вопросами безопасности и защиты персональных данных, которые обычно определяются требованиями регуляторов или отраслевыми стандартами. Зачастую клиенты опасаются, что они не смогут обезопасить свои данные и поэтому отказываются от проектов цифровой трансформации или реализуют их не на полную мощность. Они даже не ищут такие варианты, которые позволили бы им и предоставить конечному пользователю доступ к новейшим технологиям и при этом обеспечить полное соблюдение требований законодательства и регулирования.

PC Week: Каким образом бизнес сможет адаптироваться к новым вызовам в области безопасности?

Ш. С.: Безопасность не является чем-то статичным. Постоянно возникают новые угрозы, поэтому решения в сфере безопасности должны беспрерывно эволюционировать. Мы призываем клиентов быть максимально проактивными с точки зрения безопасности. Это означает, что с самого начала внедрения какого-то приложения или технологии нужно думать о том, какие механизмы защиты будут использоваться для данных, связанных с этой технологией или приложением, и изначально разрабатывать дизайн решения с учетом этих механизмов.

Например, если речь идет о внедрении технологии Citrix, то данные, которые содержатся в приложениях или файлах, хранятся не на устройстве пользователя, а в дата-центре. Это означает, что безопасность данных уже заложена в самом дизайне решения.

Возьмем другой пример, связанный с защитой файлов. Обычно заказчики уделяют много внимания вопросам контроля доступа к информации с помощью технологий защиты и шифрования. Безусловно, вопрос шифрования мы тоже рассматриваем, особенно шифрования данных, перемещаемых по сети. Но при этом нужно учитывать, что люди иногда ошибаются. Допустим, я по ошибке отправил вам файл, к которому у вас нет прав доступа. Если, получив этот файл, вы сможете его открыть и прочитать, это значит, что на этапе проектирования в дизайн этого решения не были включены все меры безопасности. У Citrix есть такие технологии, которые не позволят вам, не имея прав, получить доступ к какому-то файлу или информации.

Мы призываем клиентов обращать внимание на три момента. Во-первых, думать о безопасности и с самого начала закладывать средства защиты в дизайн каждого решения. Во-вторых, использовать несколько механизмов и несколько уровней обеспечения безопасности данных. И в-третьих, обязательно заниматься вопросами управления и анализа данных. У нас есть сетевые технологии, которые видят не просто объем данных, перемещающихся по сети, а могут проанализировать содержание этих данных, чтобы превентивно выявлять риски, связанные с безопасностью, и действовать на опережение.

PC Week: Поскольку мы перешли к вашим технологиям, то хотелось бы узнать, какие решения Citrix сейчас востребованы в России? Есть ли отличия от других стран с точки зрения спроса?

Ш. С.: Чтобы ответить на этот вопрос, надо сначала обозначить области, для которых мы предлагаем решения. Наша стратегия безопасной доставки приложений и данных везде и на любые устройства реализуется с помощью четырех основных компонентов.

Первый касается виртуализации десктопов и доставки приложений. Речь идет о доставке данных и приложений в виртуализированных средах из дата-центра на устройства сотрудников компаний, такие как ПК и мобильное оборудование. Второе направление нашей продуктовой линейки связано с Enterprise Mobility Management, т. е. с управлением мобильными устройствами, приложениями и контентом в приложениях на мобильных устройствах.

Третья линейка наших продуктов — решение по синхронизации и совместному использованию корпоративных файлов (Enterprise File Sync and Sharing), предназначенное для управления перемещением файлов, их хранением, обеспечением коллективного доступа к ним. И наконец, четвертое направление нашей деятельности — это продукты, которые объединяют функции управления приложениями и сетями, реализуя технологию Application Delivery Networking.

Что касается России, то здесь сейчас достаточно широко используются наши решения по виртуализации десктопов и доставке данных, а также сетевые решения Application Delivery Networking. На мой взгляд, распространение этих двух типов продуктов сопоставимо с другими странами.

Направление Enterprise Mobility Management в России только начинает развиваться. Одна из особенностей российского рынка в том, что мобильные решения в основном используются для работы руководителей компаний и пока еще мало распространены на всех уровнях организаций. Но мы считаем, что у управления корпоративной мобильностью есть хорошие перспективы, так как компании все шире применяют мобильные технологии в своей деятельности.

Наши решения для Enterprise File Sync and Sharing тоже пока используются в России недостаточно широко. Но это, скорее, связано с тем, что решение только недавно появилось в нашем портфеле и к тому же поставляется только через облако. А в России в последнее время применяется жесткое регулирование по вопросам безопасности хранения данных в облаках, и нам нужно убедиться, что данный продукт полностью соответствует требованиям по безопасности и защите персональных данных.

Другой уникальный фактор российского рынка — размер страны. Но качество и скорость связи не везде одинаковые, что в некотором смысле затрудняет применение современных технологий. Citrix предлагает продукт NetScaler SD-WAN для создания программно-определяемых глобальных сетей, который позволяет компаниям, имеющим много территориально распределенных офисов и филиалов, оптимизировать качество связи и повысить ее надежность.

Например, в случае отказа можно автоматически, не прерывая соединения, переключиться с Wi-Fi на 4G или с кабельной на беспроводную связь. Данный продукт, который появился в нашем портфеле в этом году, может пригодиться в в вашей стране именно в силу огромной территории страны.

PC Week: В России продолжается экономический кризис, компании сокращают ИТ-бюджеты. Стоит ли в таких условиях инвестировать в цифровую трансформацию?

Ш. С.: На самом деле это вопрос приоритетов компании. Мы понимаем, что последние пару лет у вас сложилась неблагоприятная экономическая ситуация, но по всем признакам сейчас наблюдается стабилизация, и мы надеемся, что в ближайшие несколько лет может быть увидим даже рост экономики.

Мы стараемся сделать так, чтобы заказчики имели возможность реализовать цифровую трансформацию и при этом контролировать затраты. Возьмем к примеру технологию виртуализации десктопов, которая позволяет работать с приложениями и данными на любом недорогом устройстве, таком как тонкий клиент или хромбук, а также продлить жизнь старым ПК, потому что данные и приложения просто поставляются из дата-центра.

Оптимизировать расходы позволяет и наш продукт NetScaler SD-WAN, который дает заказчикам возможность пропускать больше трафика по существующим сетям. Ведь одним из трендов на рынке является взрывной рост использования предприятиями видео, например для обучения, видеоконференций и т. д. С помощью этого продукта компании могут шире использовать видео в своей работе, не инвестируя в увеличение пропускной способности сети.

Эти примеры показывают, что есть способы обеспечить баланс между качественным сервисом для конечного пользователя и контролем за затратами компании.

PC Week: В России сейчас популярна тема импортозамещения. Как Citrix реагирует на этот вызов?

Ш. С.: Citrix старается полностью соблюдать национальное законодательство всех стран, в которых работает. Мы понимаем, что если страна приняла определенную программу, значит она ей нужна.

В плане импортозамещения наши технологии могут помочь заказчикам, когда они мигрируют с одной backend-системы на другую, так как обеспечивают непрерывность при доставке приложений и данных, делая этот процесс абсолютно бесшовным и незаметным для конечного пользователя. В результате пользователь получит новое приложение по программе импортозамещения и не заметит этого перехода.

Кроме того, появляются дополнительные требования к сертификации продуктов, в частности по безопасности данных и шифрованию. Вместе с партнерами мы работаем над локализацией наших продуктов, обеспечивая не только поддержку русского языка, но и национальных стандартов. Например, сейчас занимаемся вопросами интеграции с решениями наших российских партнёров для соответствия российскими стандартам в области шифрования.

Еще одно относительно новое направление нашей деятельности связано с поставщиками облачных услуг. Компании все больше и больше используют облака в своей работе, но в России, да и в других странах существуют требования законодательства, согласно которым персональные данные граждан должны храниться на территории страны.

Мы даем партнерам-провайдерам возможность взять наш продукт и предоставлять к нему доступ как к сервису из своего локального облака, которое создано в соответствии со всеми требованиями национального законодательства.

Такая облачная модель у нас работает уже пару лет. Но в других странах мы ее внедряем, ориентируясь в первую очередь на сектор малого и среднего бизнеса. Теперь мы адаптируем эту программу для России, так как видим, что из-за требований законодательства облачная модель может быть эффективной для более широкого круга пользователей — не только для СМБ, но и для крупных компаний.

PC Week: Спасибо за беседу.