Облачные услуги и аутсорсинг остаются одними из немногих растущих сегментов российского ИТ-рынка. Что способствует этому росту? Какие тенденции определяют развитие этих областей? Чего можно ожидать в ближайшем будущем? Эти вопросы обсуждались на круглом столе, проходившем в рамках конференции Russian Information Services Summit (RISS) 2016, проведенной в ноябре еженедельником PC Week.

Что нас гонит в облака

Использование облачных технологий набирает обороты во всем мире и в нашей стране. Один из основных стимулов — стремление оптимальным образом использовать ИТ и сэкономить.

По словам Дмитрия Гаврилова, руководителя исследований облачных сервисов компании IDC, мы сейчас живем в условиях углубления разделения труда: «Это связано с желанием предприятий обеспечить максимальную производительность труда и утилизацию уже имеющихся ресурсов ради достижения максимального экономического эффекта».

Этому способствуют ИТ-аутсорсинг и облачные технологии, которые позволяют компаниям сократить затраты на непрофильные активы и тем самым найти инвестиции для запуска нового производства, может даже и с импортозамещением, сократить госрасходы и т. д. «Поэтому как государственные структуры, так и бизнес, будут неизбежно двигаться в облака», — считает Дмитрий Гаврилов.

Помимо глобальных облачных драйверов в России есть и собственные движущие силы, одной из которых стал закон о защите персональных данных, который побудил международные компании переместиться со своими базами данных на территорию нашей страны. По словам Алексея Извекова, руководителя группы развития международного бизнеса IBS DataFort, некоторые компании использовали собственные решения, но большинство из них предпочли реализовать такой переход с помощью облачного аутсорсинга, чтобы избежать серьезных капитальных вложений: «Это стало ключевым драйвером роста рынка ИТ-аутсорсинга в 2015 г., причем как для инфраструктурных, так и платформенных сервисов».

При этом использовались разные схемы. «Кто-то переносил целиком сервисы, кто-то переносил инфраструктурную часть и оставлял за собой управление своими системами. Были случаи, когда компании приходили к каким-то гибридным решениям. Но, в любом случае, это был драйвер», — сказал он.

В этом году появились другие стимулы для перехода в облака. Например, к ним относится закон об уплате НДС на территории России для иностранных компаний, занятых продажей цифрового контента и софта, хостингом, регистрацией доменов, предоставлением голосовых услуг через Интернет, хранением и обработкой информации и рядом других услуг. По мнению Алексея Извекова, этот закон повысит конкурентное преимущество российских поставщиков.

Он также отметил еще один значимый момент, который связан с изменениями в сфере страхования: «Наверное все слышали про электронный полис ОСАГО. Пока непонятно, насколько страховщики, особенно не из первого эшелона, а поменьше, готовы сейчас обеспечивать эти новшества своими силами или будут вынуждены прибегнуть к аутсорсингу». Но в любом случае переход страховщиков на электронные рельсы подстегнет рынок ИТ-аутсорисинга.

Несомненным драйвером являются и экономические реалии последних лет, связанные с тем, что компании сейчас крайне сдержано модернизируют свои ИТ-инфраструктуры, так как это стало дорого. «А если инфраструктура не обновляется, то требуются повышенные затраты на ее обслуживание, поэтому спрос на ИТ-услуги растет, — отметила Ирина Семенова, вице-президент по маркетингу и корпоративным коммуникациям компании Maykor. — Но с другой стороны заказчики стали претендовать на снижение цены, поэтому нам хочется повысить зарплату персоналу в регионах, но мы не можем из-за ценовых рамок, в которых работают заказчики».

Аналогичная ситуация наблюдается и в госсекторе. По словам Антона Салова, представителя оргкомитета ассоциации Russian Cloud Computing Professional Association (RCCPA), сейчас федеральным и региональным органам власти никто не даст денег на самостоятельную покупку «железа». Поэтому им придется использовать ИТ-услуги и виртуальные мощности внешних поставщиков. Но в регионах дата-центров немного, так как они все в большинстве своем сконцентрированы в крупных федеральных центрах.

С этой точки зрения наблюдаются сдвиги. Так, Антон Салов привел в качестве примера совместный проект Росэнергоатома и Ростелекома, который реализуется рядом с Калининской АЭС: «Это дата-центр на 4800 стоек, из которых 800 заберет себе Росэнергоатом, а остальное пойдет, скорее всего на реализацию „закона Яровой“ и других инициатив».

Рынок или госмонополия

Развитие российского облачного рынка в сильной степени зависит от действий государства. Но пока еще не совсем понятно, каким окажется это влияние и каков будет результат.

По словам Дмитрия Гаврилова, сейчас готовится документ, связанный с консолидацией данных, в котором речь идет о том, что все потребности в вычислительных мощностях и хранении данных будут восполняться прежде всего за счет облачных услуг: «Там не говорится, что это будет какой-то конкретный поставщик услуг. Скорее всего будет разработан некий механизм для оценки поставщика облачных услуг и наделения его правом предоставлять облачные сервисы госкомпаниям, госструктурам на федеральном и региональном уровне».

Это напоминает подход, который сейчас используется при наполнении Реестра отечественного ПО. Дмитрий Гаврилов видит в этом плюсы, потому что если требования установлены и закреплены постановлением правительства или законодательными актами, это позволит снять опасения, связанные с использованием облачных технологий, и дать определенный толчок развитию рынка.

Однако возникает вопрос: кто будет эти облака предоставлять и как это будет выглядеть? По мнению участников круглого стола, рынок дата-центров движется в сторону госмонополии.

По словам Георгия Мегрелишвили, директора департамента развития сервиса и аутсорсинга компании «Сервионика», сейчас начинается принудительное перемещение государственных заказчиков в дата-центры: «То же самое будет происходить и с облачными платформами. В результате мы получим два-три крупных игрока в госсекторе, которые будут предоставлять услуги как для государственных заказчиков, так и для бизнеса. В такой ситуации наши шансы, как провайдера, который работает с собственным дата-центром, заключаются в том, чтобы предоставлять государству не облачные услуги, а свои компетенции. Только в этом я вижу какой-то шанс. Все остальное звучит, конечно, красиво, но не очень реалистично».

Антон Салов считает, что никто никого в новые дата-центры насильно загонять не будет, но тоже видит признаки консолидации рынка вокруг крупных провайдеров: «Скорее всего парадигма на российском облачном рынке будет заключаться в том, что заказчики будут брать мощности у крупных поставщиков, а услуги по настройке, поддержке, аутсорсингу ИТ-функций будут на себя брать региональные или федеральные игроки».

При этом важно, чтобы обеспечение сохранности, обработки и защиты данных были возложены на поставщиков, которые обладают и дата-центрами, и каналами связи. «К сожалению, у нас сейчас огромное количество независимых провайдеров, которые прекрасно осуществляют услуги SaaS, IaaS и прочие сервисы, не имея своих дата-центров. Но о каком гарантированном качестве услуг можно говорить в такой ситуации? А это очень важный момент», — считает Антон Салов.

Ирина Семенова также видит признаки того, что рынок ИТ-услуг стал уходить в госмонополию: «Фактически коммерческий бизнес отрезан от дешевых кредитов. Есть тенденции передела рынка. Пожалуй, в ближайшем будущем выживут те провайдеры услуг, которые пристроятся к таким госмонополиям, как Ростелеком, Ростех, Минфин с Гознаком и его дата-центрами. Эти игроки постепенно начинают определять развитие нашего рынка».

Нотку оптимизма внесла ведущая круглого стола Ольга Мельник, заместитель главного редактора PC Week, которая напомнила, что вопрос о том, куда бы поместить государственные ресурсы, обсуждается уже много лет, так же как и планы создания государственных дата-центров в регионах, но без особых последствий. Когда Ростелеком развернул свои дата-центры, тоже возникли опасения, однако пока ничего не случилось.

Технологии и аутсорсинг

Хотя политика и экономика безусловно оказывают влияние на рынок облачных технологий и аутсорсинга, все-таки главная роль здесь принадлежит технологиям, которые подстегивают развитие в этом направлении.

По мнению участников круглого стола, Россия хоть и отстает от Запада с точки зрения технологий, но не настолько, чтобы говорить, что у нас ничего нет. Для подтверждения они привели целый ряд примеров из областей роботизации, Big Data и мобильности, которые тесно связаны с облачными технологиями.

Ирина Семенова отметила, что в наших call-центрах все чаще людей заменяют распознающие голос системы, а в области документооборота начинают применяться средства искусственного интеллекта, позволяющие системе понимать документ, который к ней попадает, и принимать решения на основании его анализа: «Так что уже можно говорить о появлении элементов роботизации».

Георгий Мегрелишвили поддержал мнение об отмирании call-центров. Однако он считает, что для бизнеса технологии — не самое главное: «Их могут украсть, а самое ценное, что есть у компании — это модель управления. Скорее всего, конкуренция будет в моделях управления, а не каких-то технологиях».

Тему роботизации продолжил Алексей Извеков, рассказав, что IBS проводит исследование на тему автоматизации подбора рядового персонала. Речь идет о случаях, когда требуется большое количество исполнительных сотрудников, и вместо того, чтобы нагружать отдел кадров отбором кандидатов по базовым признакам, можно применить роботизированную систему. Предполагается, что это будет новый вид аутсорсинга бизнес-процессов.

Участники круглого стола в целом положительно оценили перспективы аутсорсинга бизнес-процессов. «В госсекторе наблюдается серьезный прессинг на сокращение затрат. Поэтому сейчас чрезвычайно актуален вывод непрофильных процессов — расчета заработной платы, кадрового учет, документооборота», — сказала Ирина Семенова.

А Дмитрий Гаврилов отметил, что у нас активно развивается технология Big Data и привел в качестве примера сервис Yandex DataFactory, направленный на аналитику больших данных для конечного бизнес-потребителя. По его мнению, такой сервис пригодится в ритейле для динамичного формирования цен, а также в банках и финансовых структурах, где понимают, как использовать аналитику больших данных для получения дополнительных конкурентных преимуществ и снижения рисков. Не случайно, Сбербанк заключил договор об использовании Yandex DataFactory.

Аналитика и аутсорсинг используются и на дорогах. «Вспомните, еще несколько лет назад вся функция контроля дорожного движения возлагалась исключительно на человека, а теперь у нас везде камеры. То же самое с контролем паркинга, развивается сервис каршэринга. Все эти вещи хорошо автоматизируются уже сейчас», — сказал Антон Салов.

По мнению Дмитрия Гаврилова, эти и другие примеры показывают, что нельзя говорить, что Россия плетется где-то сзади позади всех: «У нас где-то есть проблемы, но на фоне остального мира мы выглядим совсем не плохо в плане использования современных технологий».

Что касается проблем, то они хорошо известны. Ведь пока что все эти технологии есть только в больших городах. «Мы в Санкт-Петербурге и Москве живем в параллельных мирах с малонаселенными территориями страны», — сказала Ирина Семенова и добавила, что недавно на форуме ENES, посвященном энергоэффективности, одна из секций была посвящена вопросу обеспечении малонаселенных пунктов средствами связи, медицинским обслуживанием, электричеством. Все это совершенно необходимо для поддержания жизни на большей части территории России. Вопрос заключается в том, как сделать так, чтобы эта деятельность не была убыточной для компаний.

По словам Ирины Семеновой, участники форума подписали декларацию о направлениях развития. Главное в ней то, что все предложения базируются на использовании технологий, таких как «умный» город, гибридные электростанции, и предусматривают развитие средств связи и Интернета, необходимых для работы этих технологий. «Так что какие-то движения в этом направлении есть, хотя пока еще на декларативном уровне», — сказала она.

Экономический эффект

Одним из главных преимуществ аутсорсинга и облачных технологий является экономическая результативность этих подходов. Чтобы наглядно показать, за счет чего достигается выгода, участники круглого стола привели примеры из собственного опыта.

Алексей Извеков напомнил о проходившей недавно «черной пятнице», во время которой магазины работали в пиковом режиме: «Понятно, что это серьезная нагрузка для ИТ-систем. В облачной среде заказчик может на одну-две недели увеличить производительность в несколько раз. Это стоит каких-то денег, но потом от этого можно отказаться и вернуться к стандартным расходам».

Другой пример, который привел Алексей Извеков, связан с безопасностью: «Можно поместить свою систему в уже готовый контур и сильно сэкономить на средствах защиты. При больших объемах данных экономия достигает миллионов в год».

Существенная выгода получается и за счет перехода на управляемые услуги печати (Managed Print Services, MPS). По словам Ирины Семеновой, когда сотрудники в организации печатает все, что хотят, и никто это не контролирует, расходы на печать превышают все возможные пределы, а когда переходят на MPS, то начинают экономить на печати каждого документа.

Дмитрий Гаврилов поделился собственным опытом из области автоматизации банковской деятельности: «Тогда речь шла о замене собственного банковского ПО на облачный сервис. Мы посчитали экономический эффект, и это заинтересовало руководителя банка, так как он увидел, что реальная экономия может достигать десяткой миллионов рублей в год». Он также упомянул, что Магнитогорский металлургический комбинат отдал на аутсорсинг в Yandex DataFactory разработку высокотехнологической карты и надеется получить экономический эффект более 275 млн. руб. в год.

Антон Салов привел пример из личной практики: «Как индивидуальный предприниматель я использую аутсорсинг налоговой отчетности, уплаты налогов и ведения бухгалтерии. По моим оценкам, я экономлю примерно 5-10 тысяч руб. в месяц по сравнению с наймом бухгалтера. Этот пример показывает эффективность передачи таких бизнес-процессов на аутсорсинг. Поставщики могут заработать, а клиент реально сэкономит, потому что время — это деньги».