Роутеры и терминалы, информационные панели и смартфоны, компьютеры и серверные системы — вот далеко не полный перечень устройств, где ОС Linux нашла своё применение. Модульная, легко модифицируемая система поддерживается разработчиками по всему миру. Не менее важно и то, что ядро Linux — открытое, позволяющее наслаивать на него требуемый функционал. Последнее помимо разработчиков привлекает и крупные компании, которые не желают привязываться к определенным поставщикам ОС — будь то Microsoft с Windows или BlackBerry с QNX.

Учитывая популярность Linux, не удивительно, что эта система рано или поздно заработает на автомобилях. В ходе недавней выставки CES консорциум Automotive Grade Linux (AGL), работающий под эгидой Linux Foundation, представил финальную версию операционной системы, пригодной для использования в различных автомобильных подсистемах — от панелей приборов до автомобильных информационно-развлекательных систем. Напомним, в июле прошлого года AGL анонсировал бета-версию своего продукта. В состав консорциума входят такие автомобильные компании, как Toyota, Mazda, Suzuki, Honda, Nissan, Ford, Daimler.

На заре развития Linux Foundation в число её членов входили в основном компании, работающие в сфере ПО, но в последнее время в неё проторила дорогу масса автомобильных компаний. И этом нет ничего удивительного. Дело в том, что информационные системы автомобилей всё больше зависят от качества ПО, не говоря уже о таких сложнейших разработках, как автопилоты и самоуправляемые машины, где софт является определяющим.

Конечно, автомобильные концерны не хотят оставаться в стороне и доверять разработку ПО для своих критически важных систем сторонним разработчикам. По словам исполнительного директора AGL Дена Коши, лучше всего для решения этой задачи подходит открытое ПО. До недавних пор использование проприетарных ОС было обычной практикой среди автопроизводителей, но медленная реакция таких ОС на потребности клиентов заставила их задуматься об альтернативе.

Обменявшись мнениями, члены AGL выявили, что использование открытого исходного кода упрощает создание ПО, позволяя применять повторное использование кода (code reuse) для нескольких OEM-производителей. Это разительное отличие от методологии, используемой проприетарными разработчиками — им зачастую приходится писать код для различных автопроизводителей и даже марок автомобилей.

Чтобы унифицировать процесс разработки, недавно AGL выпустила Unified Code Base (UCB) 3.0. В состав обновленной кодовой базы входят новые домашний экран и оконный менеджер, улучшенная среда для запуска приложений, базовые приложения, в т. ч. медиаплеер, радиопроигрыватель, навигация, Bluetooth, Wi-Fi, аудио-микшер и система контроля за автомобильными узлами, отоплением, вентиляцией и кондиционированием. Помимо этого в UCB 3.0 включён код для маршрутизации аудио, потоковой передачи видео и управления его воспроизведением в задней части салона автомобилей, поддержка интерфейса Smart Device Link для интеграции с мобильными телефонами. Вместе с UCB 3.0 AGL выпустила инструменты для разработчиков (SDK).

Проект AGL является полностью открытым — все компоненты доступны под свободными лицензиями. Более того, улучшения, развиваемые при разработке платформы, своевременно выкладываются в открытый доступ. Программы с интерфейсом пользователя построены с использованием технологий HTML5. Веб-стек AGL пока базируется на движке WebKit, но в ближайшие месяцы будет переведён на Crosswalk, использующий наработки проекта Chromium и движок Blink. Взаимодействие с автомобильными подсистемами организовано через систему плагинов Automotive Message Broker (AMB).

AGL рассчитывает, что в ближайшие годы на кодовой базе консорциума будет работать от 70 до 80% информационно-развлекательных систем автомобилей. В замыслы AGL также входит разработка систем помощи водителю (ADAS), автомобильной телематики (использование компьютерных, сенсорных и телекоммуникационных технологий для удаленного оказания услуг в автомобиле) и систем автономного вождения автомобилями.

Нужно заметить, что AGL — не единственное объединение, работающее, чтобы связать Linux и машины. На том же поле действует консорциум SmartDeviceLink (SDL), в состав которого входят Ford, Toyota, Mazda и Suzuki, а также QNX (BlackBerry). Платформа SmartDeviceLink позволяет «подружить» различные ОС на автомобилях и смартфонах с помощью облачных сервисов.

Конкурентом SDL на этом поле является Android Auto. Google и Fiat-Chrysler недавно продемонстрировали экспериментальную систему Android Auto, которая работает на Android 7.0 Nougat. Как считает автопроизводитель, эта версия является идеальной отправной точкой для информационно-развлекательной системы, поскольку уже включает в себя ключевые функции вроде радио и управления системами комфорта.

Разработкой Android Auto занимается организация Open Automotive Alliance (OAA). В числе её проектов — имплементирование Android 7.0 в бортовые системы смарт-каров. Членами OAA являются Accura, Audi, Cadillac, Ford, GMC, Honda, Hyundai и некоторые другие автоконцерны.

Особняком среди именитых автопроизводителей стоит Tesla — она использует в своих электромобилях модифицированную версию Ubuntu Linux и пока что не делится её кодом, чем нарушает лицензию GPL. Известно только, что в декабре прошлого года компания обновила свою ОС.