Пока одни ИТ-директора разбираются с тем, что же такое цифровая трансформация и зачем она нужна, другие пытаются извлечь из неё выгоду, приступая к планированию и последующему практическому применению. При этом нужно понимать, что, как и всякий новый тренд, цифровая трансформация вовлекает в круговорот изменений технологии, людей и бизнес-модели, пишет Майкл Кригсмен из ZDNet. Она также оказывает воздействие на работу CIO. Помимо очевидных навыков — аналитический способ мышления — CIO стоит обладать и не столь очевидными навыками, например, проницательностью.

Исторически роль ИТ-директоров сводилась к умению внедрять новые технологии, но теперь к нему нужно добавить понимание того, как цифровое преобразование превратить в бизнес-модель, как понять расстановку конкурентных сил и меняющиеся ожидания потребителей. Чтобы получить более глубокое представление о процессе цифровизации, Кригсмен пообщался с одним из ведущих исследователей в этой области. Доктор Дидье Боннет работает консультантом по вопросам общемировой практики в консалтинговой компании Capgemini и спонсирует некоторые проекты в области цифровой трансформации. Он является соавтором книги «Leading Digital» и возглавляет совместный научно-исследовательский проект Capgemini и Массачусетского технологического института.

Боннет озвучил собственное видение цифровизации и поделился практическими навыками внедрения, которые он изложил в своей книге. Вот ключевые выводы, которые можно почерпнуть из разговора.

Что такое цифровая трансформация?

Мы живем в мире, где слово «disruptive» (прорывной) звучит слишком часто. Не так давно появились смартфоны и планшеты, но теперь их дополняют технологии виртуальной реальности, искусственный интеллект, машинное обучение. Некоторые даже начинают пошучивать над тем, что новые технологии сменяют одну за другой как в калейдоскопе: так или иначе — на острие прогресса хотят быть все.

Но если говорить о внедрении, не всякий понимает, как провести трансформацию от начала и до конца. К примеру, предприятие может использовать для этого накопленный опыт взаимодействия с клиентами, но дело в том, что это лишь точечный подход. В отличие от него фундаментальный подход требует привлечения стратегии развертывания, проработки отдельных деталей, потому что желание резко изменить структуру предприятия в угоду цифре может вылиться в большие финансовые потери.

Более того, вы не сможете напичкать каждую часть вашего предприятия технологиями. Цифровое преобразование не является абстракцией, у него есть разные программы реализации, каждая из которых предполагает различные уровень рисков, размер инвестиций и время исполнения. Для начала нужно выяснить, какая программа лучше всего подходит вашей организации.

Какую роль в цифровой трансформации играют ИТ и CIO?

Времена, когда компьютерщики и программисты составляли обособленную группу людей на предприятиях, прошли. Теперь их опыт, подкрепленный определенным багажом знаний, в т. ч. финансового характера, используется для разработки стратегий и решения бизнес-задач. Другими словами, сотрудникам ИТ-отделов, особенно ИТ-директорам пора стать бизнесменами. Но уравнение будет неполным, если к нему не добавить другую категорию сотрудников — продавцов, менеджеров, аналитиков. Им также нужно идти навстречу технологиям. Конечно, это не значит, что программисты и бухгалтеры должны стать взаимозаменяемыми, но важно, чтобы эти группы специалистов соприкасались, налаживали сотрудничество.

Важен даже язык общения. Лучший пример такого общения демонстрируют технологические компании. В них, как правило, менеджеры по продажам могут поддержать любые темы для беседы, касающиеся технологий, равно как и ИТ-специалисты не чураются разговоров о стратегии развития канала продаж. Это идеальная ситуация для цифровой трансформации и цифровых технологий: возникает точка пересечения между гуманитариями и айтишниками. Речь не идет о слиянии ИТ-отделов с другими коллективами, имеется ввиду создание многопрофильных команд на время внедрения проекта.

В них могут входить как ИТ-специалисты, так и сотрудники рекламных отделов, маркетологи, специалисты по продажам и т. д. Формирование таких команд поможет разрушить сложившийся стереотип, что сотрудники из различных сфер деятельности не смогут работать над одним проектом вместе. Особенно это касается больших компаний.

Как провести цифровую трансформацию в больших компаниях?

Будь то большое предприятие, небольшая фирма или кооператив — это всегда группа людей. Отличать их может лишь степень организации: чем больше они вовлечены в процесс, тем лучший результат можно получить на выходе. Его можно добиться даже в очень крупных компаниях — это своего рода феномен, когда сотни или даже тысячи людей работают над одним продуктом или идеей. Это своего рода «массовая культура». Можно ли такую культуру привить всем?

От этого будет зависеть, окажетесь ли вы с коллективом подготовленных к цифровизации специалистов, а не только ИТ-сотрудников. В конечном итоге останутся люди, которые или принимают цифровую трансформацию, или нет. Следовательно, нужно создавать условия для появления подготовленных кадров — их нужно взращивать, наставлять. Для этого существует множество инструментов, можно создать собственный университет трансформации. Многие большие компании делают подобные шаги уже сейчас.

Capgemini провела опрос ИТ-директоров корпораций, спрашивая, какое самое большое препятствие они видят на пути к цифровой трансформации? Более трех четвертей опрошенных ответили, что это отсутствие должных навыков у сотрудников. Эту проблему нужно решать, не дожидаясь, когда имеющиеся «неквалифицированные» кадры уйдут на пенсию и вместо них мы наберем подготовленных к трансформации профессионалов.

В основе каждой инновации, что характерно и для цифровизации, лежат идеи. Это важная составляющая, но не стоит забывать, что за каждой идеей должно стоять её воплощение. Как превратить идею в бизнес-приложение? Это экспериментальный путь, требующий тестирования приложения вплоть до создания прототипа и последующей реализации (масштабирования). Часто у компаний есть изумительные концепции по цифровому перевоплощению, но они по нескольку лет не могут перевести их в практическую плоскость. Причина: можно генерировать какие угодно концепции, но если отсутствует системная подготовка и отлаженные процессы — цифровизация для вас так и останется абстракцией.