Девизом выставки CeBIT’2017 стала звонкая фраза «d!conomy — no limits» («ц!кономика — без преград»). Имеется в виду цифровая экономика в самом широком смысле, которая стремительно подменяет теперь собой сложившиеся за века традиционные взаимодействия между субъектами экономической деятельности.

Самая, пожалуй, значимая черта ц!кономики — это превращение ИКТ-инфраструктуры самых разнообразных по роду деятельности предприятий из обременительной, пусть и необходимой, статьи расходов в ключевой элемент бизнес-стратегии.

Как именно происходят подобные перемены и что предпринять, чтобы своевременно поспевать за ними? Ответам на эти вопросы была посвящена экспозиция китайской компании Huawei в Ганновере — пожалуй, самый обширная на выставке (3,5 тыс. кв. м, два уровня с эскалаторным подъёмом).

Ц!кономика должна быть ц!кономной

Huawei по сути своей — добропорядочная «железная» компания, которая отлично зарекомендовала себя на глобальном рынке прежде всего как поставщик технологических платформ. Но аппаратное обеспечение само по себе, напрямую, на экономические отношения вроде бы никак не влияет — при чём же тут цифровизация как новый индустриальный тренд и смена бизнес-парадигмы?

Да при том, что Huawei привезла в Ганновер не просто ряд аппаратных новинок, но множество комплексных решений на базе своих разработок. Решений, созданных ею совместно более чем с сотней партнёров (включая SAP, Accenture, Infosys, T-Systems, KUKA, Hexagon, Thales, Alstom и Siemens) для целого ряда важнейших рынков: обработки больших данных, телекоммуникаций, банковской деятельности, «умного» города и т. п.

Лозунг компании в ходе CeBIT 2017 звучал как «Leading New ICT, The Road to Digital Transformation» («Возглавляя новые ИКТ, дорогу к цифровой трансформации»). Huawei разделила свою экспозицию на три части: бизнес, технологии и экосистема. В отношении бизнеса компания сфокусировалась на комплексных индустриальных решениях, таких как «умный» город, «умное» образование, «умная» медицина, «умный» транспорт. Вторая часть экспозиции, технологии — наиболее традиционная для Huawei. Здесь были представлены самые разнообразные ИКТ-разработки с привлечением облачных технологий. И, наконец, часть, связанная с экосистемой, оказалась насыщена демонстрациями решений, которые созданы Huawei совместно с партнёрами в рамках вертикальной кооперации во многих областях.

Демонстрация прикладных решений, а не устройств и программных продуктов самих по себе, чрезвычайно важна на нынешнем этапе глобальной цифровой трансформации. Дело в том, что великое множество привыкших вести дела по-старому участников экономических процессов сегодня попросту не представляют всех возможностей современных технологий. И задерживают их внедрение не из-за особого косного упрямства, а потому что искренне не понимают: каким образом эти технологические новинки, вроде привезённого Huawei в Ганновер совершенно нового сервера X6800 FusionServer для ЦОДов, смогут пригодиться там, где и без них десятилетиями всё развивалось, работало и приносило прибыль самым наилучшим образом?

Выходит, массового потенциального заказчика прорывных цифровых решений необходимо образовывать, в том числе и ради его же собственного блага, демонстрируя ему на наглядных примерах преимущества практического внедрения новинок. Huawei работает над этим вместе со своими канальными партнёрами. Партнёры непосредственно взаимодействуют с конечными заказчиками и — после консультаций с разработчиком — локализуют, адаптируют технологии и общие модельные решения компании под нужды и запросы конкретного конечного пользователя. Такую тонкую настройку решений Huawei с партнёрами производит уже достаточно широко и в России, реализуя проекты не только для РЖД, «Газпрома», «Транснефти», но и для менее масштабных заказчиков.

Традиционно сильная и обладающая обширными компетенциями в телеком-сегменте, компания в последние годы особенно активна на корпоративном рынке. В ходе CeBIT’2017 Huawei объявила о новой стратегии «Платформа + Экосистема», нацеленной на создание открытых, гибких и безопасных инфраструктурных ИКТ-решений. «Платформа» в этой стратегии выражает синергию взаимодействия высокотехнологичных устройств через облака, а «Экосистема» — создание выгодной для всех её участников среды устойчивого развития в той или иной области хозяйства, на вертикальном корпоративном рынке и т. п.

Воплощать в жизнь эту стратегию Huawei помогают уже существующие в пяти странах мира исследовательские центры OpenLab. Они помогают в сотрудничестве с партнёрами создавать новаторские клиент-ориентированные решения, в наибольшей мере споспешествующие цифровизации и общему развитию отраслевой экосистемы.

В ближайшие три года компания планирует основать ещё полтора десятка таких центров, доведя их общее число до двадцати, а количество занятых в них специалистов — до 1 тыс. и инвестировав в них в общей сложности 200 млн. долл. Уже в текущем году Huawei откроет семь новых OpenLab, в том числе и в Москве. Каждый из этих исследовательских центров ориентирован на запросы местного рынка, привлекает к работе местных специалистов и локальные технологические ресурсы. В результате потенциал локальных компаний интегрируется в глобальную сеть Huawei, что способствует в итоге наращиванию конкурентоспособности как её самой, так и её партнёров по всему миру.

Сотовые корпоративные сети

К настоящему времени корпоративные и промышленные беспроводные коммуникации представлены широким рядом решений, от родственных Bluetooth протоколов радиообмена Z-Wave и Zigbee до специализированных сетей Wi-Fi и NB-IoT. Президент операционного подразделения беспроводного маркетинга Huawei Цю Хэн рассказал в ходе СeBIT’2017 о том, какими его компания видит коммерческие беспроводные коммуникации (Enterprise Wireless Communications, EWC) поколения 2.0 и что намерена предпринять, чтобы воплотить это видение в жизнь.

До самого последнего времени EWC развивались почти исключительно в нелицензируемых диапазонах радиоспектра. Развивались вполне бодро, пока несколько лет назад представлявшийся когда-то бездонным 2,4-ГГц радиодиапазон не оказался вдруг практически безнадёжно замусорен в реалиях современного города. Переход к стандартам Wi-Fi, использующим полосу 5 ГГц, принёс определённое облегчение, но полностью проблему не снял.

Сегодня по статистике, приведённой Цю Хэном, около 80% всех использующих беспроводные цифровые коммуникации коммерческих предприятий по-прежнему полагаются на нелицензированные радиодиапазоны, соответствующие стандарты и оборудование. И по мере цифровизации всех производственно-хозяйственных процессов (а не только обмена документами и прочих офисных задач) такие предприятия всё острее начинают ощущать на собственном опыте принципиальные ограничения Wi-Fi в сравнении с современными радиопротоколами для лицензируемых диапазонов, прежде всего с LTE.

Wi-Fi действительно хорош для веб-сёрфинга, обмена не слишком громоздкими файлами и переправки текстовых документов на печать «по воздуху». Однако в отличие от протоколов сотовой связи, он испытывает существенные сложности с масштабированием. С увеличением числа активных клиентов базовой станции латентность (задержка сигнала) в ходе коммуникаций с ними в случае LTE практически не растёт — до тех пор, пока не окажется исчерпан абсолютный верхний предел числа абонентов; тогда новые попросту не в состоянии будут подключаться к базовой станции.

В случае же Wi-Fi подключение каждого очередного абонента вполне измеримо увеличивает латентность для всех активных участников коммуникаций с данной базовой стацией. Этот принципиальный дизайнерский просчёт, заложенный в структуру протокола с самых ранних версий IEEE 802.11, в известной мере его позволяют купировать современные ухищрения вроде многоантенных конфигураций с MU-MIMO.

Но даже в этом случае — ради обеспечения обратной совместимости — базовая станция не может отказывать в запросе на соединение какому-нибудь слабенькому одноантенному адаптеру с 5- ГГц Wi-Fi 802.11n. В результате латентность при увеличении числа абонентов всё равно продолжит расти, а фактическая пропускная способность выделяемого каждому из них канала — падать. В отличие, опять-таки, от исходно оптимизированного для уверенной работы с сотнями и тысячами разномощностных клиентов протокола LTE.

Собственно, предложение Huawei по переводу EWC в стадию 2.0 выглядит после суммирования этих фактов вполне очевидным. Если уж цифровизация того или иного предприятия зашла настолько далеко, что от качества беспроводных коммуникаций в ИКТ-инфраструктуре напрямую зависят его производительность, эффективность и, в конечном итоге, прибыль, — не совершить ли следующий логичный шаг и не воспользоваться ли всеми преимуществами радиосвязи в лицензируемом частотном диапазоне, а заодно уж и с применением соответствующим образом оптимизированных протоколов вместо чисто офисного по сути Wi-Fi?

При этом ориентация именно на LTE позволит не изобретать велосипед — очередной какой-нибудь аналог Z-Wave, только уже для 5 ГГц — а воспользоваться в избытке имеющимся на рыке оборудованием и ПО, а также обширными компетенциями компаний, готовых предоставлять подобные услуги на основе собственного длительного опыта организации «настоящей» сотовой связи.

Никто ведь не мешает взять оборудование LTE и с некоторыми минимальными переделками задействовать его для работы в нелицензируемых радиодиапазонах: 470, 800 и 900 МГц; 2,4 и 5 ГГц. Итого в распоряжении владельца подобной радиосети окажется общая полоса пропускания шириной в 400-600 МГц, представленная одновременно высоко- и низкочастотными поддиапазонами, т. е. одинаково пригодная и для высокоскоростного обмена данными на сравнительно небольших расстояниях, и для крайне надёжных дальнобойных коммуникаций с малыми энергопотерями в канале.

LTE-связь в нелицензируемом радиоспектре, которую Huawei предложила в рамках CeBIT’2017 как воплощение EWC 2.0, представляется средоточием наиболее выдающихся достоинств, немыслимых во всей совокупности для любого другого способа организации корпоративной цифровой радиосвязи. Здесь одновременно доступны широко- и узкополосные коммуникации (голосовая и видеосвязь между людьми — и в то же время уже упомянутый NB-IoT, постепенно набирающий популярность у заводчиков «умных» индустриальных систем), для всех поддерживаемых каналов гарантированы низкая латентность и заданная ширина полосы пропускания.

Здесь без каких-либо дополнительных вложений в НИОКР, попросту приобретя уже существующее оборудование и ПО, не составляет труда обеспечить многоуровневое динамическое резервирование коммуникационных каналов, гибкие и безопасные варианты подключения абонентских устройств (в том числе без привычных для сотовых аппаратов SIM-карт), уверенную двустороннюю аутентификацию (исключающую подмену как легитимного абонента, так и легитимной базовой станции).

В качестве примера практического воплощения концепции EWC 2.0 Цю Хэн привёл шанхайский Яншань, крупнейший по грузообороту порт мира, где внедрение eLTE в нелицензируемом спектре позволило на 70% сократить количество обслуживающего беспроводную сеть персонала, на 30% повысить её энергоэффективность, обеспечить 99,999%-ную надёжность обмена данными при типичной латентности 20 мс. В рамках этой сети действуют полсотни полностью автоматических автопогрузчиков, наладить уверенную работу которых в подобных условиях средствами Wi-Fi было бы попросту невозможно.

Второе поколение коммерческих беспроводных коммуникаций, предложенное Huawei, будет доступно для партнёров и заказчиков уже в июле нынешнего года. Образуют эту систему три компонента: сотовая сеть eLTE в лицензируемом диапазоне с гарантированной латентностью 10 мс и стабильным каналом при относительной скорости приёмника и передатчика до 430 км/ч; двухдиапазонная сотовая сеть в нелицензируемом диапазоне (eLTE-U, 2,4 и 5 ГГц) с латентностью менее 100 мс и многопользовательским контролем QoS; узкополосная подсистема eLTE-IoT с предельной ёмкостью 50 тыс. абонентов на базовую станцию и временем непрерывной работы автономного модуля от одной-единственной батарейки до 10 лет.