Сфера видеонаблюдения на протяжении последних лет не демонстрирует бросающихся в глаза технологических прорывов. В то же время системы видеонаблюдения превратились в атрибут повседневной жизни, удивляя масштабами их применения, простирающимися от частных домашних хозяйств в проектах «без­о­пас­ный дом» до территорий федеральных округов в проектах «без­о­пас­ный регион».

О своем видении нынешнего состояния и развития российского рынка видеонаблюдения рассказывает директор по продажам в России компании Axis Communications Алексей Майоров.

Дайте, пожалуйста, краткую характеристику современного российского рынка видеонаблюдения: объем, основные поставщики, главные сегменты спроса, отличия от рынков других стран и регионов.

Начнем с того, что технологии видеонаблюдения давно и прочно оказались встроенными в рынок общей без­о­пас­ности. Сам же рынок видеонаблюдения под­раз­де­ляется на сегменты видеокамер, серверов, программного обеспечения, аналитики и некоторые другие.

Согласно оценкам компании IHS Report, годовой объем российского рынка видеонаблюдения составляет примерно 215 млн. долл. На протяжении двух последних лет он демонстрирует тенденцию к снижению в денежном исчислении и к увеличению в штуках продукции. Последнее, как я считаю, является следствием снижения средней стоимости устройств и ПО, относящихся к этому рынку. Эксперты предполагают, например, что в ближайшие пять-семь лет камеры видеонаблюдения подешевеют в среднем в два раза.

Выделить лидирующих в России вендоров этого рынка сложно, поскольку производители предпочитают не раскрывать данные о продажах в отдельных странах. Однако можно точно сказать, что все мировые лидеры здесь представлены. Среди них я бы назвал Axis, Bosch, Dahua, Hikvison, Panasonic, Samsung, Sony и некоторые другие компании.

Видеонаблюдение наиболее востребовано в таких потребительских сегментах, как транспорт и транспортная инфраструктура, нефтегазовая промышленность, объекты критической инфраструктуры электроэнергетики, направление «без­о­пас­ный город», коммерческий сегмент, включающий магазины розничной торговли, гостиницы, деловые центры.

К региональным особенностям российского рынка можно отнести сильные (я бы сказал, доминирующие) позиции российских компаний в направлении системной интеграции и инструментов аналитики.

Влияет ли как-то на использование систем видеонаблюдения развитие облачных технологий, больших данных, мобильного доступа к ИТ‑ресурсам?

За последние два-три года камеры видеонаблюдения стали восприниматься в основном в контексте темы Интернета вещей (IoT). Благодаря встроенному функционалу и интеллекту они собирают и обрабатывают все большие объемы данных, а благодаря развитому интерфейсному компоненту легко интегрируются в самые разнообразные инфотелекоммуникационные инфраструктуры предприятий, зданий, городов. Камеры не просто накапливают данные видеонаблюдения — они в состоянии обрабатывать их и предоставлять результаты этой первичной (которая становится все более глубокой) обработки по запросу.

За системы видеонаблюдения в компаниях вследствие их интеграции в корпоративные ИКТ‑инфраструктуры теперь все чаще отвечают не без­о­пас­ники, а ИТ‑службы. Именно они берут на себя ответственность за разработку этих систем, за подготовку, согласование и обоснование затрат на них.

Влияют ли упомянутые изменения в ИКТ на схемы и методы продвижения продуктов и решений видеонаблюдения?

До недавнего времени вендоры рынка виденаблюдения были сосредоточены на максимально широком представлении своей продукции в виде неких стандартизированных предложений, используя дистрибьюторские, интеграторские и другие партнерские каналы. Однако такие предложения слабо учитывали интересы конкретных заказчиков.

Сейчас, когда заказчики стали гораздо грамотнее в выборе продуктов, подходящих именно для них, вендоры обязаны через свои каналы предлагать решения, адаптированные под конкретные потребности заказчика. Вендоры ориентируются на специфику требований к видеонаблюдению со стороны заказчика, продиктованную особенностями его бизнеса. Как следствие, существенно возросла роль системных интеграторов в проектах внедрения систем видеонаблюдения: сегодня развитие рынка идет по пути кастомизации вендорских предложений.

Что происходит с потребительским спросом на российском рынке видеонаблюдения — появляются ли новые потребительские сегменты и новые технологические предложения, меняется ли спрос на технологии, продукты, решения в «традиционных» сегментах?

Прежде всего, как я уже отметил, спрос становится более осознанным. До недавнего времени заказчики приходили к нам с перечнями функций, которые технически должна выполнять система видеонаблюдения, и система выбиралась по полноте покрытия этих перечней вне зависимости от того, на решение каких бизнес-задач эти функции ориентированы. В результате немалая часть российских компаний осталась неудовлетворенной результатами проектов внедрения, завершившихся в последние годы. Нередко из-за такого наследства появлялись не интегрированные между собой сегменты системы, включающие продукты разных вендоров. На практике организовать сопровождение таких систем очень сложно, и их владельцам приходится либо позабыть о былых инвестициях и покупать новое оборудование, либо вкладываться в непростую интеграцию наследства.

Является ли сегодня видеонаблюдение инструментом бизнеса? Иными словами, умеют ли потребители и вендоры обосновывать экономическую целесообразность внедрения видеонаблюдения?

Да, является. Как я уже сказал, видео­наблюдение переходит сегодня в руки ИТ‑службы, а ИКТ‑инструменты стали, по общему признанию, инструментами бизнеса. При выборе компонентов для системы видеонаблюдения мы настоятельно рекомендуем заказчикам не ограничиваться только рассмотрением закупочных цен, а оперировать совокупной стоимостью владения системой (её TCO). У нас, кстати, есть методики, которые позволяют рассчитать общую стоимость владения системой видеонаблюдения за три — пять лет. Эти методики наглядно демонстрируют, что стоимость технического обслуживания, обновления ПО, ремонта иногда оказывается больше закупочной цены.

В розничной торговле несколько лет назад видеонаблюдение использовалось лишь для предотвращения и расследования совершенных хищений, мошенничества, т. е. как инструмент снижения потерь. Сегодня оно все чаще решает задачи бизнес-аналитики в ритейле, в том числе в режиме реального времени: для выявления покупательских предпочтений, рационализации размещения товаров на витринах, контроля времени, которое покупатели проводят возле витрин и в очереди к кассам, оптимизации содержимого склада.

Тем самым видеонаблюдение становится инструментом повышения доходности бизнеса. Пока что эффективность нашего предложения для оценки ТСО системы оценили не все российские заказчики, но мы работаем в этом направлении.

Пожалуйста, расскажите о важных современных достижениях в обработке данных систем видеонаблюдения.

Одной из основных затратных частей системы видеонаблюдения является архив данных. Важной задачей является его оптимизация: как, без потери качества данных и не снижая оперативность обработки, уменьшить размер архива и стоимость его компонентов.

Примерно полтора года назад компания Axis предложила рынку технологию сжатия данных Zipstream, которая позволяет примерно наполовину уменьшить размер архива, не снижая качество результатов обработки данных. Если в системе видео­наблюдения заказчика счет видеокамер идет на сотни, то, выбирая более дорогие камеры с поддержкой Zipstream, он будет экономить на TCO за счет существенного уменьшения архива.

А сколько времени хранятся данные в «обыкновенной» системе видеонаблюдения?

Для 80% работающих систем этот срок не превышает тридцати дней. Разумеется, речь не идет о видеонаблюдении на специальных объектах, где сроки хранения диктуются не только коммерческими соображениями.

Как вы охарактеризовали бы наиболее существенные количественные и качественные изменения на рынке и в технологиях виденаблюдения, произошедшие за последние три-пять лет?

Технологической революции не наблюдается — та же реализация Zipstream является результатом эволюционного развития кодека H.264. Но благодаря разработке новых специальных микросхем (­ASIC) постоянно улучшаются и расширяются функциональные возможности компонентов систем видеонаблюдения. Так, изображения хорошего качества в условиях низкой или высококонтрастной освещенности, недоступные пару лет назад, сегодня вполне доступны.

По мере проникновения ИКТ в человеческую жизнь все чаще говорят о необходимости встраивания информационной без­о­пас­ности в ИКТ‑продукты, в их жизненный цикл, начиная с разработки и завершая утилизацией. Как вы оцениваете состояние ИБ‑систем и отдельных продуктов видеонаблюдения?

С конца прошлого года, когда с помощью камер видеонаблюдения было совершено несколько массированных DDoS‑атак на несколько крупнейших в мире интернет-ресурсов, эта тема актуализировалась в нашей отрасли.

Следует знать, что в современных устройствах видеонаблюдения предусмотрены надежные средства защиты. Но зачастую не только пользователи, но и системные интеграторы не меняют фабричные пароли, предустановленные на устройствах по умолчанию.

Наряду с этим нужно иметь в виду, что все еще находятся в эксплуатации устройства, в которых логины и пароли недоступны для замены пользователями, — так разработчики поступали раньше для обеспечения сервисного доступа к оборудованию, когда вопросы без­о­пас­ности не стояли так остро, как сегодня. Особенно это актуально для OEM‑продукции.

Именно подбором паролей доступа были взломаны в прошлом году камеры видеонаблюдения (среди них, кстати, были и камеры нашей компании, но ни в одной из них не были изменены пароли по умолчанию), которые были превращены в боты и задействованы в DDoS‑атаках.

Мы постоянно напоминаем нашим заказчикам о необходимости периодической смены паролей доступа и обновления встроенного в оборудование ПО. На сайте Axis есть специальный раздел с инструкциями для пользователей о том, что нужно сделать, чтобы максимально повысить без­о­пас­ность системы видеонаблюдения, в том числе и без привязки к встроенным в наше оборудование функциям без­о­пас­ности.

Производство Axis в России

В июне прошлого года компания Axis Communications запустила под Тверью на мощностях действующего с 2009 г. завода Jabil собственную производственную линию, работающую на условиях контрактного производства.

В настоящее время помимо продукции Axis завод Jabil производит оборудование еще двух иностранных компаний. Накопленный в производстве IP‑камер опыт позволил заводу получить сертификат качества производства ISO 9001 и 14001. На линии Axis задействовано как собственное универсальное оборудование завода, так и уникальное, арендуемое у Axis. По утверждению представителей Jabil, линия Axis работает практически без брака: 99,9% продукции сходит с линии без возврата в ремонтную зону; за год работы ни одного возврата не было и от заказчиков.

Начав с шести моделей камер видеонаблюдения, к настоящему времени Axis расширила российский портфель до четырнадцати моделей. Все эти устройства являются наиболее востребованными в России. Мощность действующей линии позволяет производить до 2 тыс. единиц оборудования в месяц, реальная же загруженность определяется плановыми заказами. Расширение производства, по словам представителей завода Jabil, связано только нынешними потребностями Axis. Производственный план поддерживается в актуальном состоянии на горизонт в один год и подвергается ежемесячной коррекции. В соответствии с этим планом формируется складской запас.

Кроме России камеры Axis, производимые на заводе Jabil, поставляются в Белоруссию и Казахстан — страны, в которых действует рублевый прайс­лист Axis. Как сообщили представители вендора, на стоимости оборудования место его производства не сказывается — она определяется ценовой политикой вендора в мире и пересчитывается в рубли. Что же касается себестоимости продукции Axis, то для производств равных мощностей она одинакова во всех европейских странах.

Как пояснил директор по продажам в России компании Axis Communications Алексей Майоров, локальное производство было открыто для того, чтобы приблизиться к российскому рынку. «Благодаря собственной линии мы сможем в будущем сократить сроки поставки оборудования российским заказчикам. Кроме того, она поможет нам в проектах, где присутствуют требования по импортозамещению», — сказал он.

Компания Axis на MIPS ‘2017

Cтенды компаний-­разработчиков, развернутые в разделе видеонаблюдения на «Международной выставке технических средств охраны и оборудования для обеспечения без­о­пас­ности и противопожарной защиты» (Securika Moscow/­MIPS’2017), выглядели как близнецы-­братья — всюду экраны, видеокамеры, серверы... Выбрать именно то, что нужно, ориентируясь только на витрины стендов, без серьезной предварительной проработки программы экспозиции, для посетителей было затруднительно.

Именно на такую заблаговременную подготовку посетителей обратил внимание директор по продажам в России компании Axis Communications Алексей Майоров, комментируя особенности экспозиции Axis на ­MIPS’2017.

«Мы, — рассказал он, — настроили себя не на демонстрацию камер видеонаблюдения и не на показ получаемых с их помощью красивых картинок. Мы поставили себе задачу показать посетителям стенда комплексные решения по видеонаблюдению, ориентированные на конкретные задачи в различных предметных областях: в ритейле, в промышленности, на транспорте, в городской инфраструктуре...»

В феврале 2016 года Axis Communications объявила о приобретении компании Citilog, поставщика интеллектуальных решений для видеомониторинга в реальном времени и обеспечения без­о­пас­ности дорожного движения и перевозок. На ­MIPS’2017 был представлен результат объединения усилий двух компаний — система видеонаблюдения, позволяющая оптимизировать дорожное движение и обеспечить бесперебойное движение транспорта. В случае возникновения пробки или аварийной ситуации на дороге, в том числе на мостах и в тоннелях, камеры Axis автоматически оповещают о проблеме не только центр управления дорожным движением, но и всех заинтересованных лиц.

Совместно с компанией ISS, разработчиком комплексных решений видеоменеджмента и интеллектуальных средств распознавания, видеоанализа и контроля, Axis представила систему автоматизированного осмотра контейнеров, ориентированную на применение на железных дорогах и в портах. Система позволяет распознавать маркировку контейнеров и консолидировать данные осмотра, что значительно упрощает операционные процессы и повышает эффективность объекта. Система легко интегрируется с системой управления порта или железнодорожного объекта.

Специально для объектов нефтегазового комплекса, где требования к без­о­пас­ности особенно критичны, Axis разработала специализированные камеры, способные работать в опасных и неблагоприятных условиях. Прочные и надежные, IP‑камеры Axis защищены от взрывов, а также устойчивы к коррозии и грязи. В сочетании с ­AXIS Perimeter Defender, масштабируемым и гибким приложением для интеллектуального анализа изображений, система видеонаблюдения обеспечит эффективную защиту периметра и предотвратит любое несанкционированное проникновение на охраняемые территории.

Кроме того, Axis представила комплексное решение для магазинов розничной торговли на основе технологий Cognimatics, ведущего разработчика в области видео­аналитики. Системы видеонаблюдения, оснащенные видеоаналитическими модулями, способны не только обеспечивать без­о­пас­ность, но и способствовать повышению эффективности работы магазина: подсчитывать посетителей, строить тепловые карты магазина, измерять длину очередей и автоматически информировать об этом персонал.

В Axis говорят, что сегодня, прежде чем продавать оборудование заказчику, выясняется, какие задачи тот собирается решить с помощью видеонаблюдения. И процесс этот не всегда завершается продажами оборудования. Это, как пояснил г‑н Майоров, обязывает компанию наряду c краткосрочными планами строить долговременные; сейчас, например, в Axis формируется план развития бизнеса в Восточной Европе до 2020 года.

Ориентация на бизнес­задачи заказчиков, как отмечают в Axis, существенно меняет роль системных интеграторов в проектах развертывания систем видео­наблюдения: от выполнения сугубо монтажных работ они переходят к интеграционным, требующим глубоких технических знаний и понимания бизнеса клиента.

Основной акцент в предлагаемых решениях Axis делает на повышение функ­циональности камер видеонаблюдения, на видеоаналитику, реализуемую на борту периферийных устройств. Это, как заявляют представители вендора, позволяет существенно снизить затраты и повысить эффективность систем видеонаблюдения за счет снижения нагрузки на сеть передачи данных, серверы обработки, подсистемы хранения данных и операторов.

В числе прочих экспонатов на стенде компании Axis были представлены новые сетевые камеры Q3615­VE, Q1635 и M1065­LW.

Модель Q3615­VE ориентирована на проекты типа «без­о­пас­ный город», на наблюдение за большими пространствами без физического изменения положения камеры: область наблюдения можно менять путём программной перенастройки устройства.

Камера Q1635 является на сегодняшний день самой светочувствительной в продуктовом портфеле Axis. Она предназначена для получения цветной картинки с высокой четкостью и детализацией при работе в наиболее сложных условиях освещенности на промышленных предприятиях, в складских помещениях, на периметре охраняемых объектов, где нет возможности обеспечить дополнительное освещение.

Камера M1065­LW рассчитана прежде всего на использование в залах розничной торговли. Будучи многофункциональной — обеспечивая поддержку широкого спектра сценариев использования видеонаблюдения в ритейле, — она подключается к сети по технологии Wi‑Fi.

Периферийные устройства систем видеонаблюдения становятся все более производительными, они могут не только передавать более широкие видеопотоки более высокого качества, но и решать на месте аналитические задачи, выполнять часть работы (а иногда и всю работу) серверов обработки данных. Например, интеллектуальная камера с белым и черным списками автомобильных номеров сама, не направляя запрос оператору, в состоянии отдать команду на открытие ворот или подачу тревожного сигнала, тем самым минимизируя (или полностью исключая) участие человека в принятии решения.

СПЕЦПРОЕКТ КОМПАНИИ AXIS COMMUNICATIONS