Системы Digital Signage (DS), пришедшие на смену статическим информационно-рекламным вывескам, становятся все более популярными и востребованными в России. Компании оценили преимущества динамической рекламы и начинают использовать DS-решения для связи с целевой аудиторией. И это не дань моде и не погоня за современными технологиями, а показатель того, что DS является эффективным цифровым каналом коммуникации, востребованным практически в любых отраслях.

Чтобы более детально разобраться в тенденциях российского рынка DS, мы обратились к экспертам в данной сфере. Они обозначили основные векторы развития технологии, рассказали о том, как меняются запросы и требования заказчиков, и поделились своими ожиданиями на будущее.

Рынок на подъеме

Надо сказать, что эксперты оценивают динамику рынка как положительную, отмечают рост количества проектов по данному направлению и позитивно смотрят в будущее. Последние два года оказались непростыми, но хотя экономические сложности еще не остались позади, результаты четвёртого квартала 2016-го и начало 2017-го большинству экспертов внушили оптимизм.

«Мы оцениваем настроение на рынке как оживленное: планируется и реализуется много различных проектов, в том числе масштабных и амбициозных», — сказал Александр Пивоваров, руководитель отдела разработки и внедрения AV-решений компании Auvix.

Менеджер по продукту департамента визуальных решений компании «Panasonic Россия» Павел Борзов связывает оживление на рынке DS cо стабилизацией экономической ситуации в России, с динамикой курса валют и цен на нефть. С его слов многие партнеры сообщают об улучшении продаж в первом квартале 2017-го по сравнению с двумя предыдущими годами. «При отсутствии сильных потрясений рынок будет набирать обороты уже в этом году», — полагает он.

Начальник проектного бюро компании «Делайт 2000» Алексей Уляшкин также отмечает, что хотя заказчики тщательно просчитывают и экономят бюджет, ужесточают условия финансирования проектов, запросов все же становится больше.

Конкуренция

«За последние несколько лет рынок DS в России превратился из экзотики в высококонкурентный бизнес. Игроков на нём становится все больше, и в этом есть очевидные плюсы: появилось множество решений, продуктов и ПО. Многие компании с успехом создают совместные решения, в которых применяются только лучшие идеи и самые современные технологии. В конечном счете заказчикам всегда есть из чего выбрать как по критериям функциональности, так и по цене», — говорит Максим Прохоров, менеджер корпоративных продаж NEC Display Solutions Russia.

Рост популярности DS в первую очередь связан с потребностью клиентов в новых решениях, считает Павел Борзов: «Торговые центры постоянно ищут арендаторов и стремятся увеличить время пребывания покупателей; рестораны быстрого питания (QSR) бьются за качество и скорость обслуживания; банки оптимизируют сервисы для максимального удобства при работе с клиентами. В этой конкурентной среде всё сложнее выделиться без использования современных средств коммуникации с целевой аудиторией. Вендорам также приходится создавать новые конкурентные преимущества в борьбе за заказчика, предлагая все более надежное и многофункциональное оборудование».

С ним согласен главный инженер компании Interactive Multimedia Solutions Николай Клочков: «На фоне роста популярности DS-решений увеличивается и конкуренция между поставщиками систем, что на руку заказчикам. В борьбе за клиента производители улучшают характеристики видеопанелей, совершенствуют программное обеспечение, так что оборудование становится производительнее, надежнее и при этом дешевле». Эксперт уверен, что развитие и одновременно удешевление технологий, повышение интереса к ним со стороны клиентов позволяют говорить о больших перспективах российского рынка DS.

По мнению руководителя направления аудиовизуальных комплексов компании КРОК Дмитрия Шабанова, рост конкуренции — это хороший знак: «Появляются новые игроки, которые предлагают широкий спектр решений в области DS. Более того, мировые ИТ-вендоры, такие как Intel, оценив перспективы технологии, включают DS в свои продуктовые линейки, расширяют функциональные возможности продуктов в сфере управления трансляцией контента».

Стимулы роста рынка

С точки зрения Александра Пивоварова основными драйверами роста являются два ключевых события, намечаемых на 2018 г., — чемпионат мира по футболу и выборы президента.

«Среди рекламных операторов DS наблюдается оживление: появляются новые игроки, устанавливаются десятки и сотни экранов, — отмечает он. — На мой взгляд, это непосредственно связано с ожиданием всплеска рынка DOOH (Digital out of home) в предвкушении роста рекламных бюджетов. Помимо этого мы видим существенные инвестиции в модернизацию инфраструктурных объектов, связанных с проведением чемпионата: аэропортов, вокзалов, гостиниц».

Эксперт считает, что выборы 2018 г. также стимулируют рост рынка, поскольку оказывают влияние на экономику. «Растёт спрос на решения DS, например, в сфере образования. Есть ли тут прямая связь с выборами? Я думаю, есть», — выражает свою точку зрения эксперт.

«Основным драйвером рынка является возможность подобрать продукт, отвечающий разнообразным потребностям каждого конкретного заказчика и подходящий для решения любых задач, — утверждает менеджер по развитию бизнеса профессиональных дисплеев Samsung Антон Морковников. — Если, например, раньше перед покупателем стоял выбор между профессиональным дисплеем и обычным телевизором, то он вполне мог отдать предпочтение последнему. Дело в том, что тогда еще не было решений с необходимым заказчикам функционалом, или же они не сознавали всех возможностей DS и хотели просто воспроизводить контент с обычной флэшки. Однако теперь DS-дисплеи открыли новые пути перед компаниями, у которых есть потребность выстроить масштабируемую сеть».

С его мнением согласен Николай Клочков, обративший внимание на уникальные возможности профессиональных систем DS: высокое разрешение (Full HD и 4К) и яркость, комбинированный аудио- и видеоконтент, централизованное управление контентом на практически неограниченном количестве экранов, легкая мгновенная замена информации, ее адаптация к праздникам и другим событиям. «Представьте, сколько времени и усилий понадобилось бы вам, чтобы следить за актуальностью бумажных баннеров размером 3×2 м, расположенных в десяти магазинах, за их тематическим соответствием акциям, времени года, праздникам и пр. А вот на цифровом носителе контент можно заменить в считанные секунды. Иными словами, достаточно один раз выстроить систему DS и в дальнейшем гибко ею управлять», — поясняет эксперт.

Всё, что нужно для эффективной системы Digital Signage

Российский рынок Digital Signage уверенно развивается: увеличивается количество проектов, технологий и поставщиков. Как из всего спектра решений выбрать наиболее подходящее и создать эффективную систему Digital Signage?

Специалисты компании Interactive Multimedia Solutions внимательно изучают потребности заказчика и подбирают оптимальное оборудование и программное обеспечение, тестируют, обеспечивают монтаж и цветовую калибровку решений, обучают и оказывают клиенту техническую поддержку. IMS большое внимание уделяет качеству и надежности предлагаемых ею технологий, поэтому работает только с хорошо зарекомендовавшими себя на международном рынке производителями.

Согласно отчету «Digital Signage Industry Market Tracker» аналитического агентства HIS, первое место в мире среди разработчиков медиаплееров и ПО для Digital Signage занимает американская компания BrightSign. Сетевые медиаплееры BrightSign предоставляют готовые шаблоны презентаций, поддерживают видео в формате Full HD и 4К, одновременное воспроизведение нескольких видеосюжетов, контент HTML5, Live TV, новостные ленты, интерактивное управление, PoE+, IP-стриминг, снимок удаленного экрана, beacon-технологию и множество других возможностей. Устройства позволяют создать систему для централизованного управления контентом в любой точке мира и в безграничном количестве магазинов, где есть интернет-соединение, а также могут работать локально. Дистрибьютором BrightSign в России является Interactive Multimedia Solutions.


Николай Валюженич, генеральный директор IMS, и Дже Манн Янг (Jae Man Jang), президент Hyundai IT

Для отображения контента IMS предлагает видеопанели, видеостены, интерактивные доски и информационные киоски другого мирового бренда — Hyundai IT. Компания более 30 лет занимается производством мониторов и профессиональных дисплеев. Решения Hyundai IT для систем Digital Signage характеризуются высокими яркостью и разрешением, ультратонким кантом, надежностью и экономичностью.

Познакомиться с самыми новыми решениями BrightSign и Hyundai IT можно в Москве в шоу-руме компании Interactive Multimedia Solutions.

Выбирайте: imsolution.ru. Звоните: 8 (495) 648-35-05. Пишите: sales@imsolution.ru.

НА ПРАВАХ РЕКЛАМЫ

Максим Прохоров уверен, что на рынок значительно влияют производители готовых решений: «Именно они направляют вектор развития в сторону простых и высокоэффективных решений Digital Signage. Компании предлагают не только средства отображения информации — дисплеи, мониторы, проекторы, но и программное обеспечение, исполняющее весь необходимый функционал по управлению и распределению контента».

«Если раньше для создания законченного решения требовались плееры или компьютеры, отдельно приобретался софт, то в экранах нового поколения интегрированы все необходимые функции», — подтверждает Павел Борзов. По его мнению, очевидным драйвером роста отрасли является удешевление решений в результате снижения цен на основные средства отображения информации — светодиодные экраны, дисплеи, проекторы.

Николай Клочков полагает, что развитию российского рынка DS способствует также позитивный иностранный опыт. «Сегодня практически в каждом американском магазине, торговом центре, кафе, баре, в аэропорту или на вокзале для привлечения внимания используются LCD- и LED-экраны. И российские компании идут по проторенной дороге к увеличению базы клиентов. Пионерами внедрения DS на отечественном рынке зачастую становятся предприятия, у которых торговая сеть развёрнута в России, а головной офис находится за рубежом. Их примеру следуют организации из той же отрасли, а потом уже и представители других сфер», — говорит эксперт.

Он подметил и еще один глобальный тренд, который можно считать драйвером развития рынка DS, — изменяющийся подход к извлечению информации. Со временем возросла роль экранов как информационных источников — телевизионных, мониторов, смартфонов и, наконец, экранов систем Digital Signage.

Сложности и препятствия

Отметив рост интереса и увеличение количества запросов к системам DS, эксперты указали также на сложности в реализации проектов и назвали причины, замедляющие развитие рынка.

По мнению Алексея Уляшкина, основным ограничением выступает сложная экономическая ситуация и стремление заказчиков максимально сэкономить. С ним согласен Александр Пивоваров: «Несмотря на заявления, что кризис миновал, реальный рост экономики пока замечается с трудом».

С точки зрения Максима Прохорова, проблема заключается в некорректном подходе к расчету стоимости решений. В России по-прежнему учитывают лишь цену при начальной закупке оборудования, но не просчитывают долгосрочные затраты и сопутствующие расходы на эксплуатацию систем.

Павел Борзов критикует «коробочный» подход со стороны конечных пользователей и многих интеграторов, который также существенно тормозит развитие отрасли. «При обсуждении проекта не учитываются его дальнейшая поддержка, развитие и наполнение контентом. Проект разбивается на отдельные составляющие, идет поиск минимального по стоимости оборудования, часто в ущерб качеству и без оценки возможных проблем в будущем. На стадии проектирования в рабочую группу не включаются специалисты, ответственные за создание и обновление контента. В результате один и тот же ролик крутится у заказчика месяцами, сводя на нет эффективность всей системы», — отмечает он. Отсутствие отдачи от вложенных инвестиций и затраченных ресурсов, несоответствие ожиданий заказчика полученному результату надолго отбивают желание использовать и развивать систему в дальнейшем.

Со слов Николая Клочкова, актуальная проблема, ограничивающая развитие рынка цифровой рекламы, состоит в том, что многие компании до сих пор не понимают, какие преимущества может дать переход на использование DS: «Не все еще способны высчитать ROI от внедрения DS-систем, хотя очевидна экономия уже на снижении издержек на печать рекламы и изготовление рекламных конструкций, на содержании штата специалистов, ведь при использовании один раз установленных видеопанелей и сетевых медиаплееров можно обходиться всего несколькими менеджерами по рекламе».

Он отмечает, что в целях экономии некоторые компании вместо профессиональных панелей устанавливают обычные телевизоры, которые не позволяют использовать интерактивные и другие полезные возможности DS; помимо этого они не предназначены для круглосуточной эксплуатации, а значит, быстро выходят из строя. По его мнению, использование непрофессиональных решений и недопонимание выгод перехода на DS-системы подрывают доверие к ним.

Как и Павел Борзов, Николай Клочков считает, что неумение создавать привлекательный контент, экономия на грамотных дизайнерах и программистах негативно сказываются на эффективности DS. «В результате высокотехнологичное оборудование демонстрирует сменяющие друг друга стандартные слайды или в лучшем случае простой видеоролик, скачанный из Интернета», — поясняет он.

Вместе с тем эксперты единодушны во мнении, что DS является эффективным маркетинговым и коммуникационным инструментом и в случае правильного использования предоставляет широчайшие возможности для яркой презентации товаров и услуг.

Технологические тренды

Практически по единодушному мнению экспертов, основным глобальным трендом рынка DS является развитие технологий визуализации.

Как отмечает Алексей Уляшкин, ведущие производители сегодня предлагают линейки специализированных решений для систем DS. Это и жидкокристаллические панели со встроенными проигрывателями и средствами управления, и зеркальные ЖК-дисплеи, и панели с защитой от неблагоприятных воздействий, и яркие LED- и OLED-экраны различных форм, и интерактивные средства.

Антон Морковников говорит о тенденции к уменьшению стыка между видеостенными дисплеями, а также о повышении спроса на модели с маленькой диагональю от 10 до 22 дюймов и на Big Signage с дисплеями от 65 дюймов.

Дмитрий Шабанов обращает внимание на совершенствование светодиодных экранов, поверхности которых с каждым годом становятся все более тонкими и гибкими. Такие экраны могут принимать практически любую форму и создавать, таким образом, новые возможности для оформления торговых, выставочных, информационных зон.

Кроме того, считает он, появление новых стандартов передачи аудио- и видеоконтента, в частности переход от Full HD к разрешению 4К и 8К, а также увеличение пропускной способности передачи данных окажут значительное влияние на развитие технологии DS.

По мнению Алексея Уляшкина, хорошую перспективу для применения в системах DS имеют светодиодные экраны. Эксперт полагает, что в связи с тенденцией к уменьшению межпиксельного расстояния и к снижению стоимости светодиодные видеостены все больше будут использоваться внутри помещений в качестве альтернативы более привычным ЖК-панелям.

«OLED кроме невероятного качества изображения позволяет создавать очень тонкие экраны, — говорит Александр Пивоваров. — Посмотрев, скажем, на 3-мм OLED-экраны LG, понимаешь, что эпоха стен с видеообоями уже не за горами».

Он упоминает о тренде, наметившемся в прошлом году, — использовании профессиональных панелей со встроенными плеерами, на базе которых строится подавляющее большинство крупных проектов. «Тут безусловными лидерами являются LG с платформой WebOS и Samsung с платформами SSSP и Tizen. Они первыми начали развивать это направление, и сейчас остальные производители панелей пытаются догнать их: Philips начала активно продавать панели со встроенными плеерами на базе Android, NEC объявила о панелях на базе платформы Raspberry Pi, Panasonic развивает OpenPort Platfrom », — рассказал эксперт.

Алексей Уляшкин отмечает, что 3D-дисплеи также продолжают совершенствоваться: появляются автостереоскопические дисплеи нового поколения, формирующие стереоизображение высокого качества, для просмотра которого зрителям больше не требуются специальные очки.

Еще одним глобальным трендом является применение аналитики в системах DS. Дмитрий Шабанов считает, что аналитика и возможность трансляции таргетированного контента в зависимости от пола, возраста и даже настроения в системах DS могут стать мощными драйверами рынка на ближайшие годы. «Не за горами то время, когда покупатель при входе в торговый центр будет получать максимально персонализированную услугу в виде актуальных только для него предложений и скидок», — предполагает эксперт. Он уверен, что инструменты аналитики предоставят маркетологам более широкие возможности для изучения предпочтений покупателей. А это, в свою очередь, позволит получать дополнительный доход от показа релевантного рекламного контента, или, иными словами, монетизировать внедренные ИТ-решения.

Увеличение числа решений, использующих средства аналитики данных в DS, подтверждает и Алексей Уляшкин. На основе анализа этих данных формируется предложение товаров и услуг, которые могут быть интересны потенциальному покупателю. Эксперт не исключает возможности единичных ошибок в определении пола, возраста и эмоций людей, но статистическая картина получается вполне приемлемой для практического использования.

Применение технологий измененной или дополненной реальности в решениях DS отметил Павел Борзов: «Уже существуют виртуальные и интерактивные примерочные или виртуальный макияж, когда с помощью интерактивного зеркала можно за короткое время „примерить“ более ста вариантов макияжа. Эти инновации непременно коснуться и систем DS в самое ближайшее время».

Будет расти и число интерактивных решений, уверен Дмитрий Шабанов. Например, покупатель в магазине сможет в несколько касаний загрузить видео или фото на экране-витрине и самостоятельно ознакомиться с описанием интересующего товара.

С ним согласен Максим Прохоров, который считает, что стоит ожидать появления большего числа программных DS-продуктов с адаптивными интерактивными технологиями, когда пользователь будет не просто наблюдать некий контент, но получит возможность выбирать именно то, что ему необходимо.

Александр Пивоваров обозначил еще одну тенденцию — стык Digital Signage и IoT. «Она, наверное, пока не так хорошо заметна, но уже есть ряд проектов, где контентом управляют различные датчики, а контент в свою очередь командует, например, актуаторами, включающими и выключающими светодиодную подсветку», — говорит эксперт.

Максим Прохоров отметил некий общий тренд — это синергия средств отображения и программного обеспечения и формирование за счет нее некой общей платформы/инфраструктуры Digital Signage. И дисплеи, и программное обеспечение с каждым годом становятся все более функциональными и универсальными, позволяя использовать одни и те же компоненты в разных решениях и отраслях.

Требования к системам Digital Signage в различных отраслях

По мнению Антона Морковникова, системы Digital Signage могут применяться в любой отрасли: «Так, в ритейле они используются для продвижения и привлечения клиентов. В корпоративном секторе DS находит применение в системах видеоконференцсвязи и в телевидении. Банки устанавливают интерактивные дисплеи в маркетинговых целях и для обеспечения работы электронных очередей. Транспортные предприятия — вокзалы, аэропорты, метро — для визуального информирования пассажиров, а медицинские — для трансляции информации об услугах или для работы тех же электронных очередей. Профессиональные дисплеи практически незаменимы для QSR — к примеру, для минимизации затрат при обновлении менюбордов».

Сфера применения технологии постоянно расширяется и уже давно вышла за рамки рекламы. «Сейчас системы DS получают распространение для информирования людей в таких отраслях, как спорт, здравоохранение, образование, — отмечает Алексей Уляшкин. — Появляются запросы от коммерческих компаний на внутрикорпоративные системы DS».

Его точку зрения разделяет Дмитрий Шабанов. Он также считает, что все больше заказчиков начинают проявлять интерес к инструментам интерактивного информирования, причем речь идёт об информации не только для посетителей многолюдных мест, но и для сотрудников территориально-распределенных офисов и производственных площадок: «В связи с этим приобретает актуальность корпоративное телевидение, которое позволяет быстро, а главное, централизованно донести до каждого сотрудника важную информацию и при этом значительно сэкономить на бумажных носителях — флаерах, листовках, брошюрах. В производственных компаниях технология DS применяется для контроля функционирования оборудования или рабочих групп».

По его мнению, на данный момент специфических требований, которые предъявляли бы заказчики из разных сегментов рынка, нет. Но есть одно общее требование — интеграция технологии с внутренними бизнес-системами для повышения качества обслуживания посетителей. Например, оперативное отображение на дисплеях наличия свободных мест в кинотеатрах в соответствии с купленными билетами.

Максим Прохоров, напротив, считает, что в зависимости от отрасли критерии оценки систем DS сильно различаются. Так, для ритейла и QSR в первую очередь важны стоимость составляющих системы, яркость средств отображения, простота функционала управляющего ПО и возможность управления множеством точек одновременно. Для банковского сектора, транспорта и корпоративного сегмента ко всему вышеперечисленному добавляется фактор надежности оборудования, защищенности ПО и всей инфраструктуры в целом.

Эксперт отмечает, что каждый проект DS практически всегда уникален и список критериев для выбора того или иного решения может быть шире. Всё, как обычно, зависит от желаний и возможностей заказчика.

Такого же мнения придерживается Александр Пивоваров: «Digital Signage — общее понятие, включающее в себя множество разных проявлений и реализаций. В различных сферах клиенты решают разные задачи и потому выдвигают разные требования».

Он считает, что в корпоративном секторе очень большое значение имеет возможность интеграции DS с ИТ-системами, базами данных, различными источниками данных, социальными сетями. «Если посмотреть на информацию, которую выводят наши клиенты, то кроме стандартных корпоративных видеороликов и новостей у них стоит задача вывода различных внутренних параметров, сложных графиков и KPI», — говорит эксперт.

Александр Пивоваров отмечает, что в ритейле спрос на интеграцию пока заметен не так явно. Главным образом здесь присутствует простой контент (полноэкранные изображения и видео) и есть большая потребность в различных интерактивных решениях.

«Интеграция с внешними системами важна и в других сферах, таких как транспорт и медицина. Она должна быть важна и для QSR, но фактически многие игроки на этом рынке используют DS как динамические лайтбоксы, без интеграции с кассовыми системами», — поделился он своим наблюдением.

Мнения остальных экспертов не противоречат, а скорее дополняют друг друга.

Алексей Уляшкин полагает, что для ритейла основными требованиями к решениям DS являются возможность создания ярких, запоминающихся образов, неординарность и соответствие стилю, но кроме того, он считает важным наличие статистических функций и персонализации контента под каждого конкретного посетителя. Например, распознав пол человека, система может выводить на экран контент, интересный только женщинам или, наоборот, только мужчинам.

По его мнению, направленность контента корпоративных DS-систем отличается от традиционной рекламы. Как правило, это новости компаний, объявления для сотрудников и клиентов, информация о предоставляемых услугах. Поэтому и требования к решениям уже совершенно другие: удобство обслуживания, соответствие дизайну офисного пространства, эффективное решение поставленных задач, экономичность.

Алексей Уляшкин считает, что во многих сферах — на транспорте, в ритейле, образовании и медицине — распространённым требованием к системам DS является интерактивность. «Важно дать человеку возможность выбрать нужную услугу или ознакомиться со справочной информацией. Это могут быть интерактивные киоски и дисплеи, помогающие пассажирам ориентироваться в большом пространстве аэропорта, пациентам — самостоятельно записаться на прием к необходимому специалисту, студентам — быстро найти в расписании не только название лекций, но и путь к аудиториям, где они проходят», — уверен эксперт.

Павел Борзов подчёркивает, что в ритейле системы DS должны поддерживать сетевое подключение, так как необходима быстрая смена контента. В торговых центрах при создании огромных видеостен преимущество отдается тонкошовным дисплеям — это влияет на качество крупноформатного изображения.

По его мнению, в транспортном сегменте предъявляется повышенное требование к надежности и вандалостойкости оборудования, в то время как для наружной рекламы и любых наружных инсталляций важна стойкость к изменяющимся климатическим условиям, способность к работе при минусовой температуре, влагостойкость, антибликовое покрытие.

Николай Клочков уверен, что надежность является необходимым требованием к современному оборудованию DS в любой сфере: «Отказоустойчивость и стабильность взаимодействия софта и „железа“ — это показатели качества решений».

Он считает, что современные профессиональные системы DS соответствуют всем ключевым требованиям. Функции и дальше будут развиваться, но не такими прорывными темпами, поскольку ключевые требования уже реализованы. Эксперт полагает, что в ближайший год эволюция будет проходить не в области технологий, а на уровне дальнейшего проникновения DS-решений на отечественный рынок. «Ожидается рост числа проектов, более серьезный подход к подаче контента. Все необходимые технологии реализованы, осталось сформировать культуру их использования», — подчеркнул Николай Клочков.

Несмотря на сложную экономическую ситуацию рынок растет, все больше заказчиков отдают предпочтение технологиям DS, что позволяет позитивно оценивать перспективы их развития в будущем, говорит Антон Морковников.

Его оптимизм поддерживает Максим Прохоров: «Мы наблюдаем устойчивый рост спроса на дисплеи для систем DS, что позволяет нам с уверенностью идти вперед».