Спустя полгода после подведения итогов первого конкурса «Лучшие информационно-аналитические инструменты — 2016» его организатор — Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации — объявил о старте второго конкурса под тем же названием. По словам выступившей на первом заседании экспертной комиссии заместителя руководителя Аналитического центра Галины Чинарихиной, проведенный в прошлом году конкурс был признан успешным. К победившим в нем решениям был проявлен самый живой интерес не только со стороны региональных и федеральных органов госуправления, на них обратили внимание также в силовых ведомствах и в МИДе. С учетом этого принято решение сделать указанный конкурс ежегодным.

Цели его — такие же как и в прошлом году: повышение качества и обоснованности экспертно-аналитических рекомендаций и управленческих решений, снижение издержек реализации функций и осуществления полномочий органами государственной власти и местного самоуправления. Методика проведения конкурса и оценки представленных работ в общих чертах остается прежней. Жюри возглавляет директор Департамента информационных технологий и связи Правительства Российской Федерации. Членами жюри являются старшие должностные лица, курирующие ИТ в органах государственной власти и крупных корпорациях. Решения о финалистах и победителях конкурса принимаются коллегиально, на межведомственной основе, с участием широкого круга авторитетных экспертов.

В 2017 г. полностью сменился состав номинаций конкурса (со временем, с учетом замечаний экспертов, в названия могут вноситься уточнения). Среди номинаций три технологические:

— Лучшее информационно-аналитическое решение для обработки структурированных данных.

— Лучшее информационно-аналитическое решение для обработки мультимедийной информации (видео, звук, изображения).

— Лучшее информационно-аналитическое решение для экспертизы юридически значимых документов.

Их дополняют четыре тематические номинации:

— Лучшее информационно-аналитическое решение в сфере образования и науки.

— Лучшее информационно-аналитическое решение в сфере медицины.

— Лучшее информационно-аналитическое решение для умного города.

— Лучшее информационно-аналитическое решение в сфере управления строительством.

Объясняя выбор данных номинаций заместитель начальника управления ИТ Аналитического центра Анатолий Карпенко отметил, что они, во-первых, являются весьма актуальными, а во-вторых, отражены в ежегодном послании президента РФ и в готовящейся целевой программе «Цифровая экономика».

К сентябрю планируется собрать заявки всех участников, в ноябре — выбрать по пять финалистов в каждой номинации и в начале следующего года выявить победителей. Будут и специальные призы за отдельные удачные находки, которые могут получить и решения, не ставшие победителями. Основными оцениваемыми показателями будут функциональность решений, их технические и технологические характеристики, эргономичность, гибкость и уровень технической поддержки. Дополнительно предполагается принимать во внимание количество внедрений и их масштаб, ориентировочную стоимость запуска в эксплуатацию минимальной типовой конфигурации и ориентировочную годовую стоимость владения.

На прошедшем совещании члены экспертной комиссии сделали ряд предложений и замечаний, которые будут рассмотрены и учтены в нынешнем или последующих конкурсах. В частности, вице-президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Наталия Ушакова предложила принимать во внимание при оценке тех или иных инструментов пользу, которую они могут принести малому бизнесу. Например, снизить контрольно-надзорную нагрузку на подобные компании. А глава администрации Петроградского района Санкт-Петербурга Иван Громов посоветовал оценивая функциональность решений обращать внимание и на требующиеся для ее реализации ИТ-ресурсы (и их стоимость).

Довольно оживленную дискуссию вызвало предложение начальника отдела информационно-вычислительной инфраструктуры управления ИТ ФНС России Александра Тихонова ранжировать представленные решения по их импортозамещающим свойствам. Он мотивировал свое предложение тем, что для некоторых организаций инструменты, использующие компоненты зарубежных поставщиков, при всех их достоинствах окажутся недоступными в силу законодательных ограничений. Как сообщила Галина Чинарихина, этот вопрос организаторами конкурса обсуждался и было решено поставить на первый план выявление инструментов, лучше всего решающих конкретные задачи, важные с точки зрения госуправления, даже если такие инструменты не обеспечивают полного импортозамещения. Те организации, для которых существуют ограничения по применению зарубежных продуктов, могут искать альтернативные варианты, в том числе, с помощью реестра отечественного ПО.