Беспилотные летательные технологии сегодня представляют собой одно из динамично развивающихся направлений на рынке гражданской и военной робототехники. Основанные на этих технологиях летательные аппараты (БПЛА), называемые также дронами, широко используются в сфере развлечений, задействованы для сбора любых данных, например, картографических, имеют широкое промышленное применение, могут применяться в сельском хозяйстве, и, наконец, в сфере охранного и военного назначения, для чрезвычайных, спасательных, противопожарных и антитеррористических операций.

Многие разработки, связанные с дронами, являются технологиями двойного назначения и используются как в военной, так и гражданской сфере, причем иногда они разрабатываются для военных нужд и потом уже переходят в гражданскую сферу, а иногда наоборот. Так, например, крупнейшая российская госкорпорация «Ростех» имеет большие планы по выводу на рынок гражданской робототехники своих военных разработок дронов как самолетного, так и вертолетного типа. А через десять лет, как уверяют специалисты компании, этот рынок, как и все новые рынки, связанные с робототехникой, в том числе и разного рода беспилотниками — например, юридических услуг, страхования — будет измеряться десятками миллиардов долларов.

О некоторых разработках «Ростеха» рассказал в Москве 30 главный эксперт отдела управления проектами входящей в госкорпорацию компании «Росэлектроника» Марат Тагиров. По его словам, компания занимается всем комплексом технологических разработок, связанных с дронами — от непосредственно робото-технологий и ПО до аппаратно-летательной части, и ориентирована на импортозамещение и использование продукции и технологий отечественного производства.

Например, разработанная в этой компании для военных нужд технология гиперспектра, основанная на принципе отражения поверхностью свойств различных веществ, может использоваться для наблюдения за всходами озимых на больших площадях, ростом семян в различных зонах. В то же время она эффективна и для обнаружения, например, замаскированных объектов.

Но в гражданской сфере востребованы не только сами дроны, но и установки-антидроны. Ведь дроны, как известно, являются источниками повышенной опасности для людей. Дрон может упасть на человека или какой-либо объект, может нести что-то взрывоопасное. Он может направляться в сторону стратегически важных объектов, например, аэропортов, атомных электростанций и нефтедобывающих предприятий или использоваться в целях промышленной разведки. В качестве мер противодействия незаконному использованию беспилотников принят 462-ФЗ от 30 декабря 2015 г. «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части использования беспилотных воздушных судов», которым предусмотрена обязательная регистрация БПЛА, масса которых превышает 0,25 кг, однако порядок регистрации на момент подписания закона определен не был. Только в 2017 г. Министерство транспорта РФ опубликовало документы и порядок регистрации БПЛА. Так, Росавиация будет вести государственный реестр беспилотников, а владелец должен подать в ведомство заявление в произвольной форме с данными о дроне и его собственнике.

О беспилотнике необходимо сообщить его тип, серийный номер, дату изготовления, компанию-производителя, максимальную взлетную массу, количество установленных двигателей и их мощность. После всех необходимых процедур на беспилотник наносятся государственный и регистрационный опознавательные знаки.

Кроме того, владелец дрона должен поставить его на учет в ФСБ, сообщив те же данные, что и при регистрации в госреестре беспилотников.

В большинстве случаев собственники беспилотников используют их без регистрации. Вопросы выявления применения беспилотников, незарегистрированных в реестре Росавиации, остаются открытыми, технически не создана система, способная выявлять полет незарегистрированных дронов. Для этого нужны и соответствующие технологии борьбы с БПЛА. Среди таких технологий, например, пассивно-когерентные локационные станции, разработанные АО «НИИ Вектор» из Санкт-Петербурга (входит в «Ростех»), принцип работы которых основан на отражении цифрового телевизионного сигнала. Опытная станция сейчас развернута в Санкт-Петербурге, она имеет 15 антенн, одна из которых направлена на источник излучения, а остальные воспринимают отраженный сигнал от БПЛА, судов, автомобилей и даже людей. К примеру БПЛА типа DJI виден за 10 км, суда в акватории Финского залива — на удалении более 80 км, автомобили и люди — на расстоянии 15-17 км. Кроме этого, появляется возможность определять скорость, траекторию, высоту полета дрона.

Одна из московских компаний разработала систему для блокировки каналов передачи данных для подавления беспилотников, основанную еще на советских разработках. Такая технология «сжигает» электронику изнутри. Сейчас уже существуют мобильные образцы такой системы противодействия дронам. Другая подобная разработка — ПКП БПЛА. Это разработанный в ООО «Локационная мастерская» («Локмас») переносной комплекс, предназначенный для электромагнитного и оптико-электронного подавления дистанционно управляемых летательных аппаратов, а также дронов, находящихся на земной и водной поверхности. Изначально это гражданский продукт, позже адаптированный для военных потребностей.

В условиях спасательных операций, связанных со стихийными действиями, антитеррористических и противопожарных операциях могут быть задействованы производимые «Росэлектроникой» квадрокоптеры, предназначенные для наблюдения за местностью, разведки, съемки передвижения, например, войск или военной техники в любое время суток и при любой погоде. Такие аппараты оснащены миниатюрными тепловизорами, а также фото- и видеоаппаратурой.

Среди дроно-технологий двойного назначения, рассказал представитель «Росэлектроники», также тепловизоры для проверки целостности электросетей или нефтепроводов в нефтяной промышленности (с их помощью можно выявить врезки), для геодезических работ, для лесного хозяйства и экологических целей.

В течении ближайших 5-10 лет возможна реализация проекта по мониторингу ситуации на дорогах Москвы и Московской области с использованием гражданской версии БПЛА «Корсар». Скоро стартует еще один проект, целью которого является применение ПО «Инфомос», разработанного филиалом АО «КБ Луч» (Санкт-Петербург). Это программа, которая позволяет сшивать потоковое видео в режиме онлайн с накладкой и привязкой существующих карт для определения точных координат, например, зон подтоплений, незаконных свалок, для контроля работы городского транспорта и многого другого. Этот инструмент станет неотъемлемой и повседневной частью работы городских служб за счет подключения к базе данных широкого круга пользователей.

Вся собранная в полете визуальная информация будет передаваться в центр управления полетами, а самое главное, полет будет проводится по заранее согласованному полетному заданию и в автоматическом (беспилотном режиме), а оператору останется только контролировать параметры и маршрут БПЛА, при этом в воздухе такой аппарат сможет находится более 12 часов, при этом он будет оснащен оптико-электронной системой, которая позволит работать и днем и ночью. Возможно распространение такого опыта и на другие области.

Для наблюдения за территорией критически важных объектов имеет ряд преимуществ модель беспилотника «Конвой», которая оснащена камерой видимого спектра и тепловизором. Управление данным дроном будет проводится в автоматическом режиме «полет по заданной миссии». Для этого оператору будет достаточно на сенсорном экране пульта управления (сенсорном мониторе компьютера) указать точки полета, задать высоту полета и сдвинуть кнопку запуск, как мы это делаем при разблокировке телефона. Будет предусмотрен режим перевода дрона в ручной режим, где оператор с помощью джойстика сможет управлять дроном, при этом он сможет зафиксировать высоту и изменять вектор полета только в горизонтальной плоскости или перевести режим полета в полный контроль дроном. После того как оператор в ручном режиме посмотрел интересовавший его объект или зону, он может простым нажатием кнопки перевести полет дрона в автоматический режим, который был задан ранее. На базе АО «Сибер» (входит в «Ростех»), обеспечивающего безопасность предприятий госкорпорации, планируется создание учебного центра, в котором будет проводится подготовка операторов БПЛА как среднего, так и малого класса, а также специалистов по работе с программой «Инфомос».

Линейка выпускаемой продукции двойного назначения, безусловно, будет расширяться и дальше и к ней будут присоединяться всё новые и новые продукты. Весьма успешным может быть применение тяжелых беспилотников, например, для розыска раненых, спасения людей и их транспортировки, разрабатываемых в рамках дорожной карты «Аэронет» Национальной технологической инициативы НПО «Авиационно-космические технологии» и АО «Электроавтоматика» (Ставропольский край).

Смогут ли роботы-беспилотники когда-нибудь полностью заменить пилотируемые человеком летательные аппараты? На этот вопрос Марат Тагиров отвечает отрицательно. Ведь, например, в США, где развитие беспилотной авиации было стимулировано высокой стоимостью подготовки каждого пилота (1 млн. долл.), сейчас соотношение пилотируемых и беспилотных аппаратов составляет 1:2. До 2030 г. американцы и страны НАТО выделили 7 млрд. долл. для развития беспилотников.

В условиях российских военных традиций, когда в нашей армии традиционно всегда было много летчиков, а в стране — военных летных училищ, что, кстати, несколько затормозило в свое время развитие отечественной военной беспилотной робототехники, высокое искусство пилотирования будет продолжать оставаться неотъемлемой частью летного дела, а человек, как боевая единица, останется частью ВКС. По мнению Марата Тагирова, уровень летного мастерства российских военных летчиков таков, что они могут выполнять ряд элементов пилотирования, недоступных для дронов. Другой вопрос, что неоспоримым преимуществом беспилотников перед пилотируемыми аппаратам является их использование в ситуациях, когда риск для человека слишком велик (например, радиация, катастрофа) или он не может выдержать перегрузок.

Марат Тагиров также отметил, что многие дроны зарубежного производства управляются через спутник и в случае каких-либо происшествий со спутником становятся неуправляемыми.

По его мнению, необходимость в отечественных разработках квадрокоптеров становится особенно очевидной на фоне технологической политики зарубежных компаний. Например, квадрокоптеры компании DJI, лидера в этой области, просто не могут быть модернизированы. Это хорошо защищенный коммерческий продукт, у которого нельзя, например, поменять ПО, воспроизвести радиоканал и проч.

Взятый в новых условиях курс на развитие отечественных дроно-технологий уже не может быть изменен, на предприятия пришло новое молодое поколение разработчиков с новыми профессиональными навыками. Так что отечественный рынок таких технологий будет продолжать развиваться.