Amazon, Google и Microsoft — каждая из этих компаний имеет ряд ключевых продуктов, но, тем не менее, облачный бизнес становится всё более важной частью доходов вендоров. Такого мнения придерживаются аналитики BI Intelligence по итогам I квартала. Выручка Alphabet (холдинг, частью которого является Google) увеличилась в годовом исчислении на 22%, достигнув 24,8 млрд. долл. Из них примерно 12%, или 3,1 млрд., пришлось на подразделение, которое продвигает облачные услуги.

Наращивает своё значение и подразделение Amazon, занимающееся предоставлением услуг хостинга, распределенных хранилищ данных, аренды виртуальных серверов и вычислительных мощностей. Доля направления AWS в выручке Amazon составила примерно 10% (3,6 из 35,7 млрд. долл.). У Microsoft доля облачного бизнеса в выручке оказалась равной 29% (6,8 из 23,56 млрд. долл.).

AWS занимает 45% мирового рынка IaaS. Это больше, чем совместные доли Microsoft, Google и IBM. В I квартале операционная прибыль AWS выросла с 604 до 890 млн. долл. (на 43%) по сравнению с показателем годичной давности. С учетом того, что облачное подразделение приносит компании большую часть прибыли, Amazon намерена ещё больше разнообразить его продукты и меньше полагается на электронную коммерцию.

По данным BI Intelligence, Microsoft занимает второе место по доходам от публичных облаков с долей 11% по итогам последних трех месяцев прошлого года. За этот период выручка от продаж Microsoft Azure и облачной версии Office 365 подскочила на 93 и 45% соответственно. Рост облачного бизнеса Microsoft в январе-марте 2017 г. обеспечен благодаря крупной базе действующих заказчиков компании и привлечению новых клиентов. Многие ведущие вендоры используют Azure Stack, чтобы предоставлять клиентам гибридные решения. Софтверный гигант постепенно смещает акценты от онпремисного ПО в пользу облачной продукции.

Рыночная доля Alphabet составляет 6% — она замыкает тройку лидеров, но при этом в её финансовой отчетности получаемые от облачного бизнеса доходы не раскрываются. Холдинг относит их в графу «другие доходы», к которым также причисляются продажи приложений Google Play, смартфонов и прочей техники. По итогам I квартала эти направления принесли поисковому гиганту рекордный рост — 49%.

Несмотря на доминирование Amazon, другие компании не оставляют попыток отнять у неё часть «облачного пирога» — для этого они снижают стоимость услуг объектного хранения данных. Началом ценовой войны в облачной отрасли можно считать 2014 г., причём начало ей положила сама Amazon. Тогда компания начала урезать цены на стандартное хранилище Amazon Simple Storage Service (на 6-22%) и на Amazon Elastic Block Store (на 50%). За ней последовала Microsoft, снизившая стоимость дискового пространства на 28%.

По данным Synergy Research Group, в 2016 г. продажи ПО (серверные операционные системы, решения для виртуализации и сетевой безопасности) и оборудования (СХД, серверы, сетевые устройства) для облачных дата-центров достигли 70 млрд. долл.