Рынок принтеров и МФУ в России в количественном исчислении продолжает сокращаться: по данным ITResearch, за первые шесть месяцев нынешнего года настольных печатающих устройств было продано 832 тыс. Это на 10,8% меньше, чем в первом полугодии 2016-го. Правда, за эти устройства покупатели заплатили на 30% больше, чем за тот же период, — 215 млн. долл. По данным IDC, суммарный объём российского рынка печатных устройств сократился на 0,9% в штуках, увеличившись при этом на 16,2% в денежном выражении.

Не приходится сомневаться, что потребность в офисной печати по-прежнему высока, несмотря на зримое развитие цифровизации документооборота. Актуальные экономические условия заставляют заказчиков оптимизировать непрофильные расходы, и далеко не в последнюю очередь — затраты на печать документов, в особенности предназначенных для внутреннего обращения.

Стремление покупателей приобретать аппаратов меньше, но более функциональных и долговечных (и соответственно более дорогих), во многом обусловлено как раз желанием сэкономить — только не на разовой покупке самого устройства, а за счёт снижения общей стоимости владения (ТСО). Косвенно свидетельствует об этом и тенденция к сокращению отгрузок устройств печати в мировом масштабе: по итогам 2016 г. оно составило, как свидетельствует IDC, 4% в количественном исчислении.

Печатать больше и дольше

Главная причина снижения расходов на закупку печатного оборудования в российских реалиях заключена, разумеется, в общем сокращении бюджетов на ИТ-нужды. Многие заказчики откладывают закупку новой техники, ремонтируют и пытаются восстановить имеющийся парк печатающих устройств, — об этом свидетельствует Андрей Антонов, менеджер по продукту московского представительства Epson Europe B.V.

Потребность же российских офисов в печати документов по-прежнему остаётся высокой. По мнению Игоря Пасюкова, директора по развитию бизнеса систем печати HP в России, на рынке актуальна тенденция на консолидацию услуг печати: небольшие персональные принтеры в офисах заменяются более мощными устройствами, способными обслуживать отделы. Ведь чем более производительна машина, тем ниже себестоимость печати. Сегодня в российских компаниях размещение сотрудников по отдельным кабинетам встречается всё реже: большинство офисов представляют собой классические open space. А в таких условиях установка одного высокопроизводительного печатающего устройства для большой группы сотрудников более чем оправданна.

Станислав Парфёнов, директор по сервисной поддержке и аутсорсинговым решениям Konica Minolta Business Solutions Russia, справедливо указывает на то, что, во-первых, закупка бумаги и печатной техники (с точки зрения капитальных затрат) — совершенно разные по «весу» категории. МФУ, как правило, приобретаются на три-пять лет, тогда как необходимость в покупке бумаги возникает постоянно. А во-вторых, наблюдается глобальный тренд на переход к сервисным услугам и аутсорсингу в частности. По данным Gartner за 2016 г., 50% ИТ-услуг в мире составляет аутсорсинг. В России, по данным IDC, этот показатель пониже, около 25%. И всё же тенденция к переводу затрат на печать в категорию операционных имеется — и становится очевиднее с каждым годом.

Скажите «нет» печатной диете — до 400 000 страниц в месяц с Epson WorkForce

400 000 страниц в месяц — мощная нагрузка для мощного принтера Расходы на печать — одна из самых затратных статей любого офиса, тем более если это офис крупной компании. Актуальность проблемы для тех офисов, где печатается более 100 000 страниц в месяц, сложно переоценить: расходы на принтеры и их обслуживание впечатляют. Предлагаем не сажать весь офис на <печатную> диету, а присмотреться к решению, которое, вероятно, навсегда изменит ваше отношение к струйной технологии печати, — Epson WorkForce Enterprise.

Снижение количества поставленных в Россию печатающих устройств и одновременный рост расходов на них обусловлены, по мнению Сергея Свистунова, пресейл-менеджера KYOCERA Document Solutions, сразу несколькими факторами. Это и падение курса рубля, и разнонаправленность тенденций в различных сегментах рынка и в развитии продукции разных производителей, и изменение самой модели использования печатной техники. Помимо приобретения принтеров и МФУ заказчики всё больше внимания уделяют комплексным решениям и сервисам — Managed Document Services (MDS). В рамках MDS количество устройств в проекте обычно сокращается, а производительность растёт. MDS-решения не только уменьшают необходимое количество техники, но зачастую снижают и саму потребность что-то выводить на печать.

«Снижение объёма продаж печатных устройств в количественном выражении может быть связано с тем, что компании предпочитают эффективно использовать уже установленное оборудование, вместо того чтобы устанавливать новое», — говорит Валерий Кузьмич, руководитель отдела маркетинга и стратегических программ департамента аутсорсинга документоёмких процессов компании «Xerox Россия». Он указывает, что, по данным IDC, снижаются поставки печатных устройств начального уровня в штуках, но при этом продажи моделей для среднего и крупного бизнеса растут.

Объяснить это можно невысокой покупательной способностью розничных потребителей и стремлением компаний приобретать производительные устройства с низкой стоимостью владения. Впрочем, в России тенденция перехода на производительные МФУ пока не достигла такого развития, как в Европе и Северной Америке, где рынок персональных принтеров едва ли не отсутствует вовсе. Причина тому — кризисные явления в нашей экономике: так, доля МФУ на российском рынке офисной техники составляет 67%, а на рынке Западной Европы — более 80%.

По словам Сергея Данилова, директора дистрибьюторской компании РОСКО, количественное снижение продаж говорит скорее о стабильности спроса — о совершенстве развитых производителями технологий печати, о полноте удовлетворения запросов заказчиков возможностями предлагаемых им принтеров и МФУ, о длительном фактическом сроке службы устройств печати. Помимо прочего большое число специалистов по ремонту и восстановлению печатающей техники, а также схожесть моделей и универсальность ЗИП (в особенности для лазерных устройств) ещё более увеличивают ресурс уже закупленной техники.

Укрощение затрат

Рост внимания заказчиков к более дорогой, функциональной и долговечной печатающей технике — проявление практического интереса к управлению затратами на печать. Если во времена процветания и экономического роста такие затраты сколько-нибудь серьёзно не учитывались, а инфраструктура печати строилась во многом стихийно, то в нынешних реалиях подобное поведение — уже непозволительная роскошь.

«Когда разразился кризис, повалился рубль, компании начали искать пути повышения своей эффективности и снижения расходов», — отмечает Сергей Свистунов. Всё больший интерес компании проявляют к MDS. Типичный MDS-проект включает в себя этап аудита, который даёт заказчику чёткое понимание ситуации: затраты, узкие места, риски. Часто результаты аудита оказываются удивительными для менеджмента заказчика: расходы выше ожидаемых, а эффективность ниже.

Игорь Пасюков обращает внимание на то, что в России самыми крупными заказчиками являются госкомпании либо компании с государственным участием, а во многих из них ещё не до конца налажена система учёта затрат на печать. Поэтому заказчики под флагом сокращения расходов в первую очередь пускают под нож самое очевидное: бюджет на покупку оборудования или на расходные материалы.

Зато такие статьи, как обслуживание, ремонт и восстановление потерянной информации остаются в категории скрытых расходов — и на глаза производящим секвестр службам зачастую не попадают. С тем, что издержки на печать нередко бывают неочевидными, согласен Станислав Парфёнов. Такие издержки включают и содержание склада для расходных материалов, и обучение сотрудников, и временные ресурсы ИТ-персонала.

По свидетельству Андрея Антонова, заказчики стали всерьёз задумываться об учете затрат на печать лишь в последние два-три года. Представители же малого и среднего бизнеса стараются оптимизировать процесс печати своими силами: используют специализированное ПО для учёта затрат на печать, выбирают наиболее экономичные устройства с низкой себестоимостью отпечатка и малой стоимостью владения. Всё чаще это оказываются струйные бизнес-устройства, которые как раз и отличаются высокой экономичностью по сравнению с лазерными аналогами. Согласно данным ITResearch, за первую половину 2017 г. в Россию поставлено на 3,3% больше струйных устройств, чем в тот же период годом ранее, тогда как лазерных — на 15,7% меньше.

В целом развитию практик по управлению расходами на печать способствуют два основных фактора. С одной стороны, поставщики, продвигая свои услуги, рассказывают клиентам о возможностях сокращения издержек. С другой стороны, суммы расходов на поддержку печатных процессов заставляют заказчиков задуматься об экономии. По мнению Валерия Кузьмича, есть три области, на которых можно сосредоточить усилия по дальнейшему развитию данного направления.

Первая — это организационные мероприятия, которые позволяют оптимизировать парк печатной техники, перераспределить печатные потоки на более производительные аппараты с низкой стоимостью отпечатка, внедрить политики печати, регламентирующие возможности пользователей. Вторая область — это внедрение решений, которые обеспечивают контроль над расходами. Системы аудита и авторизации позволяют вести учет всех печатных работ, вводить ограничения и привилегии для различных групп пользователей, а также устанавливать лимиты бюджета, которые они могут потратить на печать.

И наконец, третья область — внедрение решений, которые позволяют уменьшить потребность в печати путём использования так называемых «цифровых альтернатив». Для целенаправленной и сбалансированной работы во всех трёх областях требуются ресурсы и компетенции, которых не хватает не только малым и средним компаниям, но и крупным, поскольку у их ИТ-подразделений есть более срочные и приоритетные задачи. Чтобы сэкономить время и ресурсы на их внедрение, эту задачу можно передать на аутсорсинг профессиональному подрядчику.

Сергей Данилов с горечью замечает, что на деле построить эффективный учёт мало кому удаётся: «Когда речь идёт об управлении, то всё пытаются свести к аутсорсингу, хотя сам процесс управления аутсорсингом тоже надо выстраивать и контролировать. Аутсорсинг печати, покопийная печать активно обсуждаются и внедряются, но и здесь есть подводные камни. Производители техники хотят (как и в случае с расходными материалами) привязать заказчиков к своему ПО управления, к своей технике и расходным материалам».

Идеальный же вариант для заказчика, убеждён он, — это универсальное ПО без привязки к конкретному производителю устройства, к оригинальным расходным материалам и сервису: «Сегодня это далеко не всегда работает, но всё, похоже, идёт к тому — как и в случае с совместимыми расходными материалами и запчастями. Когда начинается борьба за экономию, на поверхности всегда лежит сокращение затрат на бумагу и расходные материалы, реже — изменение технологических процессов (речь не идёт об электронном документообороте) или культуры печати».

О чернилах и тонере

Проблема экономии на расходных материалах весьма актуальна в последнее время — с этим согласны все эксперты, посчитавшие нужным ответить на наш вопрос о тяге российских заказчиков к экономии в данной области. В попытках снизить расходы на эксплуатацию имеющихся печатающих устройств потребитель переходит на использование совместимых расходных материалов. Впрочем, немало конечных заказчиков осознаёт, что растущие издержки на продление ресурса морально устаревших аппаратов могут быть более неподъёмными, чем покупка современных экономичных аппаратов, которых на рынке становится все больше. «Переход на современные струйные аппараты с большим ресурсом расходных материалов снижает актуальность закупки расходных материалов у сторонних производителей», — уверен Андрей Антонов.

Игорь Пасюков согласен, что заказчики склонны в первую очередь экономить на расходных материалах, но задаётся вопросом: как же такая экономия скажется на финансовых показателях предприятия? По его мнению, очень важно, чтобы заказчики внедряли систему контроля за расходами на печать, в отсутствие которой сложно обосновать необходимость покупки оригинальных расходных материалов: «Заказчик, будучи ограничен бюджетом, вынужден выбирать неоригинальные расходные материалы. И тут выбор велик — и широкие возможности в плане перезаправки, и восстановленные материалы, и даже подделки. Мы призываем думать не о стоимости конкретного картриджа, а о себестоимости процесса печати в целом от покупки печатного оборудования до его обслуживания и сервисных простоев. И комплексный анализ затрат однозначно говорит заказчикам, что другого эффективного пути, кроме использования оригинальных расходных материалов, просто нет».

«Даже если не рассматривать отказ в гарантийном обслуживании, вероятность выхода оборудования из строя возрастает, как и время простоя оборудования, задержки в рабочем процессе, затраты времени и труда сотрудников, — развивает тему Станислав Парфёнов. — Мы наблюдаем позитивный тренд к снижению подобных случаев и постепенному отказу от использования неоригинальных расходных материалов. Это связано в том числе и с ростом услуг по обеспечению аутсорсинга печати, покопийных контрактов».

По мнению Сергея Свистунова, хотя использование неоригинальных расходных материалов лишний раз демонстрирует высокую надёжность оборудования, которое с честью справляется с подобным испытанием, подобная практика производителями печатающих устройств не поощряется: «Раз за разом выясняется, что вся эта возня с тонером неизвестного происхождения наносит больший ущерб заказчику, чем сиюминутная выгода. Мы понимаем стремление сэкономить на печати, и нам как вендору есть что предложить для снижения расходов. Поддельные расходные материалы — не лучший способ экономии в долгосрочном выражении. Сиюминутная выгода может в результате обернуться для заказчика более высокими расходами через пару лет».

Прагматичнее смотрит на проблему Сергей Данилов: экономить на расходных материалах хотят и готовы, по его мнению, все заказчики: «Крупные компании тоже охотно переходят на совместимые материалы, учитывая все риски, связанные с возможным отказом производителя в гарантии. Но в этом случае большинство поставщиков совместимых расходных материалов берут обязательства по ремонту на себя».

В сегменте СМБ добиться экономии и оценить эффект от внедрения совместимых расходным материалов гораздо проще, чем в корпоративном бизнесе: там ниже трудозатраты. Да и смена поставщика не так затруднительна, как в случае с крупным заказчиком, где приходится проводить торги, менять стандарты и правила и т. д. При этом рынок совместимых расходных материалов — большой и разношёрстный: есть собственно совместимые расходники для всех типов принтеров, есть заправка тонерами, есть восстановленные картриджи. Причём последние — как от локальных брендов с размещением производства на фабриках в Китае, так и от немногочисленных международных поставщиков, чья продукция реализуется в десятках стран.

Лазер не в струю?

Проникновение струйных технологий в офисную печать — явление довольно очевидное; мы уже приводили статистику по одновременному сокращению спроса на лазерные аппараты и росту его на струйные. Андрей Антонов уверен, что такая динамика сохранится и дальше: «Современные струйные устройства для бизнес-печати уже не уступают лазерным, и струйная технология продолжает развиваться».

Особый интерес заказчиков вызывают различные модели с пополняемыми ёмкостями для чернил вместо закрытых картриджей, объединяемые обычно терминами «бескартриджная струйная печать» или «системы с непрерывной подачей чернил» (СНПЧ). Струйные МФУ для корпоративного сегмента, выполненные по самым современным технологиям, печатают со скоростью до 100 стр./мин, практически аналогичны лазерным устройствам по качеству отпечатка и функциональности и выигрывают у них по совокупной стоимости владения.

Согласен с такой точкой зрения и Игорь Пасюков: «В портфелях всех крупных компаний появились корпоративные решения на основе технологии печати, отличной от лазерной». При этом он не склонен противопоставлять друг другу лазерную и струйную технологии, полагая, что они прекрасно способны сосуществовать — как дизельные и бензиновые автомобильные двигатели например. Для многих заказчиков лазерные устройства наиболее эффективны и удобны для решения их задач в области документооборота, и перестраивать инфраструктуру печати такие компании не намерены — их всё устраивает. Однако есть и заказчики, которым необходимы более высокая скорость и экономичность, и они смотрят в сторону альтернативных лазеру вариантов.

Станислав Парфёнов подтверждает, что в существующей экономической ситуации заказчики очень трепетно относятся к балансу между ценой и качеством. Но, по словам Сергея Свистунова, попытки сместить с пьедестала лазерную печать, неоднократно предпринимавшиеся, до сих пор оканчивались неудачно: «Новые технологии струйной печати обещают снижение стоимости владения, однако в практическом использовании вылезают неожиданные проблемы. Это не означает, что у технологий струйной печати нет будущего, наоборот, в некоторых сегментах струйная печать преобладает. Наступление же на территорию печати лазерной, по моему мнению, потребует ещё значительного времени».

С ним солидарен Валерий Кузьмич, который обращает внимание, что хотя переход на струйную печать уменьшает расходы на краску, при этом приходится использовать более дорогую бумагу (особенно важен правильный выбор бумаги при струйной печати в дуплексном режиме), и экономия сводится на нет. «Мы наблюдаем быстрое повышение экономичности лазерной технологии. Например, сейчас стоимость цветного лазерного отпечатка в среднем по рынку намного ниже, чем была два или три года назад», — говорит он. Производители лазерных устройств для снижения издержек на печать обращаются к светодиодной технологии, снижают энергопотребление принтеров и МФУ, встраивают программные инструменты для экономии бумаги и тонера.

Тем не менее эффективность струйных принтеров и МФУ уже доказана, и на рынках европейских стран доля струйных технологий стремительно растёт, свидетельствует Сергей Данилов: «Мы ожидаем существенного роста доли монохромных струйных принтеров на рынке печати. Сейчас корпоративные заказчики и СМБ должны понимать, что предмет выбора — не технология (струйная или лазерная), а получаемый на выходе результат. Струйные устройства прекрасно справятся со сканированием, оцифровкой, рассылкой, распечаткой черно-белых копий, а в случае цветной печати им вообще нет равных».

Экономия на спичках

Хотя модельные ряды печатающих устройств для корпоративного рынка обновляются довольно регулярно, на практике многие заказчики склонны заменять старое печатное оборудование новым исключительно в случае выхода его из строя при нецелесообразности ремонта. Но, как считает Андрей Антонов, в любом случае они рано или поздно приходят к тому, что выгоднее закупить новое современное оборудование с более низкой стоимостью владения и более выгодное с точки зрения обслуживания. Именно в этот момент, кстати, они могут вплотную заинтересоваться бескартриджной струйной технологией с её впечатляюще низкой ТСО. «За год-два эксплуатации экономия на струйной печатающей технике получается весьма существенная и позволяет освободившиеся средства пустить на другие бизнес-процессы», — говорит он.

Станислав Парфёнов подтверждает, что новые машины, безусловно, имеют преимущества перед старыми в плане экономичности, скорости и качества печати. Стоимость владения несколькими высокопроизводительными печатными устройствами гораздо ниже, чем сотнями персональных принтеров, а унификация парка позволяет снизить издержки на расходные материалы и запчасти. Сейчас, однако, покупка собственной печатной техники становится все менее целесообразной — это обусловлено большими расходами на печать, которые, по оценке Konica Minolta, могут достигать 15% от оборота компании.

Солидарен с таким мнением и Сергей Свистунов: со временем поддержание принтера в работоспособном состоянии может стать попросту нерентабельным, так что дешевле будет купить новый, который благодаря более низкой стоимости отпечатка позволит «отбить» затраты на покупку. А Валерий Кузьмич подчёркивает, что современные принтеры и МФУ — это не просто печатные устройства. Удобный сенсорный интерфейс, возможность установки приложений, поддержка мобильных и облачных технологий делают их во многом похожими на смартфоны. Модели новых семейств помогают оптимизировать процессы документооборота и решать рабочие задачи быстрее, проще и эффективнее. «Компании, пользующиеся устаревшей офисной техникой, лишают себя преимуществ, которые несут в себе новые технологии работы с документами», — добавляет он.

На взгляд Сергея Данилова, принципиальное влияние на возможность сэкономить оказывает выбор технологии: «На рынке лазерной печати почти всё сказано, функциональность устройств, их разнообразие способны удовлетворить практически любые запросы, появились даже устройства с функцией стирания отпечатков. Но непосредственно вопрос экономии на самой лазерной печати зашёл в тупик». При этом струйная печать продолжает бурно эволюционировать, демонстрируя всё более завидные показатели скорости, функциональности и ресурса устройств, а также простоты обслуживания и экологичности. Неожиданно сильной стороной струйной технологии оказалась высокая степень защиты документов при печати на специальных бланках, полисах, векселях и т. д.

Аутсорсинг как перспектива

Аутсорсинг печати, о котором так много говорят в последнее время, Игорь Пасюков склонен рассматривать в качестве одного из эффективных способов решения бизнес-задач — но не единственного. Для каких-то заказчиков он может стать едва ли не панацеей: речь в первую очередь о небольших организациях, основная часть бизнеса которых не связана с документооборотом. «Мы даём им уникальную возможность не держать штат специалистов, обслуживающих печатные процессы, и вообще не думать о поддержании работоспособности инфраструктуры — мы всё сделаем за них». Но хотя аутсорсинг печати можно считать глобальным трендом, в России значительная часть заказчиков и дальше будет сохранять печать полностью под своим контролем — по крайней мере в среднесрочной перспективе.

На взгляд Станислава Парфёнова, в России, если сравнивать с зарубежными рынками, аутсорсинг печати развивается довольно медленно. Ежегодный рост инсталлированной базы, переданной на аутсорсинг, составляет всего 5–10% по данным IDC. Внедрение аутсорсинга в немалой степени сдерживают опасения заказчиков по поводу безопасности печати. Такая проблема решается выбором квалифицированного поставщика, обладающего экспертизой и опытом работы на этом рынке, — либо, в особых случаях, частичным переводом инфраструктуры печати на аутсорсинг. Ведь на рынке существуют решения, которые обеспечивают полную конфиденциальность данных.

По мнению Сергея Данилова, аутсорсинг в корпоративном секторе, решая одни проблемы, порождает другие вызовы и риски. Появляется зависимость (пусть и в рамках жёстких договоров) от исполнителя. Смена исполнителя и пересмотр тарифов становятся непростой задачей: есть обязательства и обязательные платежи, да и отношение сотрудников к печати и технике на аутсорсинге порой меняется.

Сергей Свистунов согласен с тем, что перевод инфраструктуры печати на рельсы аутсорсинга — непростая задача. Главная цель при этом, однако, не сэкономить на печати документов, а повысить конкурентоспособность компании. Он уверен: «Эффективность внутренних процессов, закрытый и проработанный вопрос с печатью и управлению документооборотом — это тот небольшой кирпичик в фундаменте компании, который через пять лет сможет отличать успешную компанию от компании-банкрота».

В развитие этой темы Валерий Кузьмич прямо называет аутсорсинг двигателем в развитии решений по оптимизации расходов на печать. Суть подобных услуг не сводится к поддержке работоспособности устройств: в их основе лежит консалтинговая составляющая, позволяющая разрабатывать, внедрять и поддерживать программы как по сокращению расходов, так и по повышению эффективности процессов.

«Рынок услуг по управлению печатными процессами в России очень перспективен, — добавляет он. — Мы могли наблюдать за его развитием с самого начала, будучи одним из пионеров в этой области. Если раньше приходилось объяснять потенциальным клиентам, что такое аутсорсинг, то теперь большинство крупных компаний или уже внедрили такие услуги, или активно обсуждают их с сервис-провайдерами. В то же время рынок СМБ пока недостаточно освоен, поэтому мы видим большой потенциал развития именно в сегменте среднего и малого бизнеса».