В последнее время рынок видеонаблюдения динамично развивается, а ситуация на нем меняется. С одной стороны, несколько лет назад на этот рынок вышли крупные китайские игроки и средняя цена камер снижается, а с другой происходит переход от простой установки системы видеонаблюдения к решению задач бизнеса. О том, как Axis Communications реагирует на новые вызовы и какие шаги предпринимает, шла речь на партнерской конференции компании, проходившей в конце октября.

Ситуация в отрасли

В последнее время повышается уровень задач, которые ставит заказчики. По словам Алексея Майорова, директора по продажам Axis в России, если раньше было достаточно просто поставить систему видеонаблюдения и настроить камеру, то сейчас люди начинают задумываться, зачем конкретно им нужна такая система, и на первый план выходит не столько стоимость оборудования, сколько возможность решать конкретные, иногда довольно сложных задачи.

Другими словами, заказчики действуют обдуманно, понимая, какую выгоду они могут получить, и смотрят на то, как система видеонаблюдения повлияет на работу предприятия в течение долгого времени. В связи с этим на первое место выходит экспертиза как самого производителя камер, так и интегратора, который создает решение.

Прежде всего это касается качества оборудования. По словам Алексея Майорова, компания делает акцент на функциональности, при этом 17% прибыли идет на исследования и разработку. Хотя камеры остаются основным направлением бизнеса, компания также выпускает видеокодеры, видеосерверы, аудиосистемы, аксессуары, ПО для управления видео, хранением данных, видеоаналитики, контроля доступа, а вскоре начнет поставлять радары, интегрированные с камерами.

Относительно цен Алексей Майоров отметил что следует учитывать не только стоимость камер, но и весь цикл работы с системой наблюдения. По оценке Axis, в совокупной стоимости владения цена камер играет не главную роль, так как на нее приходится 16%, тогда как на техобслуживание — 19%, а остальное — на внедрение, сеть, хранение данных и т. д.

Бизнес в России

В нашей стране Axis работает девять лет, и, по словам Алексея Майорова, все это время бизнес растет: «Мы стабильно выполняем план продаж, и в этом году штат компании увеличился».

Реагируя на российские тенденции, такие как импортозамещение и санкции, компания старается диверсифицировать свою деятельность. «Мы работаем в разных сегментах, а не только в тех, на которые влияет импортозамещение. Например, усиливаем фокус на ритейл и на коммерческие проекты, в которых не принципиально, кто производит оборудование», — пояснил Алексей Майоров.

Кроме того, в 2016-м было запущено производство в России. «В первую очередь это связано с оптимизацией затрат и логистики, упрощением процесса поставки и планирования. Такой подход позволяет более оперативно решать различные вопросы, поскольку для некоторых проектов, в соответствии с трендом импортозамещения, требуется использование камер, сделанных в России», — сказал Алексей Майоров.

По его словам, производство расширяется — сначала выпускалось восемь моделей, а теперь около двадцати: «Экономически это выгодно и удобно. Конечно всю линейку камер из 200 моделей мы здесь производить не будем, но наиболее востребованные собираем здесь».

От камер к решениям

Спрос на оборудование для видеонаблюдения быстро растет, но из-за ценовой конкуренции вендорам становится все сложнее наращивать оборот и прибыль, отмечает аналитическая компания IHS.

В такой ситуации Axis действует по двум стратегическим направлениям. Первым является переход от отдельных устройств к комплексным решениям, доход от которых растет. Axis вступила на этот путь в 2015-м и теперь предлагает решения, которые помимо камер включают управляющее ПО, серверы, сетевое оборудование, различные аксессуары и аналитические модули. По словам Алексея Майорова, такой подход себя оправдывает: «Как показывает практика, сейчас и заказчики, и партнеры предпочитают приобретать готовое решение из одних рук, чтобы не думать о совместимости компонентов».

Правда решениями также занимаются и интеграторы. Чтобы избежать конкуренции со своими партнерами, Axis разделяет зоны ответственности. «Наши собственные решения ориентированы на заказчиков среднего сегмента, которым требуется от 50 до 100 камер. В сегменте более высокого уровня, где требуются системы на сотни и тысячи камер, мы всегда рекомендуем решения партнеров», — объяснил Алексей Майоров.

В партнерской сети Axis есть и партнеры по разработке, в том числе и в России. Они разрабатывают приложения для различных областей, из которых Алексей Майоров выделил аналитику: «Сейчас появляется все больше аналитический решений, которые реально работают на практике. В этом заключается основное отличие нынешней аналитики от того, что было несколько лет назад. Применяются нейронные сети, наращивается мощность, увеличивается производительность серверов и камер. В результате на камеру или сервер можно загрузить более мощную аналитику, чем раньше».

Развивая направлений решений, Axis недавно добавила возможность поддержки стороннего оборудования. По словам Алексея Майорова, раньше поддерживались только собственные камеры компании, но нередко люди уже имеют или хотят использовать камеры других производителей, и теперь они могут подключать их к софту Axis без дополнительной интеграции и затрат.

Второе стратегическое направление подразумевает фокус на трех отраслевых сегментах: транспорт, ритейл и промышленность, включая объекты критической инфраструктуры. «Мы понимаем, что не можно работать сразу во всех областях. Будем фокусироваться и наращивать экспертизу в этих направлениях», — объяснил Алексей Майоров.

По его словам, такая стратегия появилась в прошлом году и рассчитана на ближайшие годы. У компании и раньше были ключевые сегменты, но целенаправленной работы не велось. Теперь же Axis старается повышать уровень компетенции в перечисленных сегмента: участвует в мероприятиях, уделяет внимание законодательству, входит в состав отраслевых ассоциаций и общается с заказчиками, чтобы узнать их проблемы и потребности.

Такая деятельность требует инвестиций, но Axis на это идет, так как основной вклад в прибыль и оборот вносит именно корпоративный сегмент, где требуются большие решения и основное внимание уделяется качеству. «Что касается более массового сегмента, то мы понимаем, что сейчас не готовы там ни конкурировать, ни предложить что-либо специфическое, чтобы выделиться среди остальных игроков», — признал Алексей Майоров.

Защита камер выходит на первый план

Как отмечает IHS, проблема уязвимости IoT-устройств, в том числе и IP-видеокамер, привлекла широкое внимание в 2016-м после появления ботнета Mirai и DDoS-атак, от которых пострадало немало крупных интернет-сервисов, включая Amazon, PayPal, Netflix и др.

«Axis активно занимается решением вопросов безопасности», — сказал Денис Ляпин, технический тренер Axis. По его словам, чтобы снизить риски заражения от ботнета примерно на 95%, достаточно следовать общим правилам. Так, не стоит выводить камеры напрямую в Интернет и использовать простые или задаваемые по умолчанию пароли, стараться обходиться без суперпаролей, которые дают права администратора, а также осторожно подходить к обновлению системы, проверяя патчи перед установкой.

Кроме того, следует сегментировать сеть, отделяя каналы для видеонаблюдения от корпоративной сети. «Хотя одним из трендов является интеграция отдельных подсистем, мы видим, что есть и противоположный тренд — выделение контроля доступа в отдельную подсистему, чтобы в случае возникновения события можно было посмотреть, что происходит», — сказал Денис Ляпин.

Помимо таких общих рекомендаций он также дал ряд советов для защиты систем видеонаблюдения, предназначенных для различных типов заказчиков, включая небольшие организации, крупные предприятия и объекты критической инфраструктуры.

Денис Ляпин также напомнил, что в 2018-м вступает в силу новая статья УК РФ относительно неправомерного воздействия на критическую инфраструктуру: «Интеграторы должны внимательно к этому отнестись, особенно к разделу о нарушении правил эксплуатации средств хранения, обработки и передачи охраняемой компьютерной информации. Если потребитель не уделяет достаточно внимания вопросам безопасности, интегратор должен подсказать, что нужно сделать».

Подход Axis включает три уровня защиты: управление безопасностью, управление уязвимостями, а также обучение и сотрудничество.

Для управления безопасностью Axis, предлагает руководство Hardening Guide, которое размещено на сайте компании. «Оно содержит конкретные шаги и рекомендации для малых, средних и крупных предприятий и скоро появится на русском языке», — объяснил Денис Ляпин.

Кроме того, имеется программный инструмент Axis Camera Management, который позволяет управлять правами пользователя, IP-адресами, обновлениями прошивок, загрузкой приложений, а в последней версии и сертификатами, чтобы доступ к камере можно было получить только из доверенных источников. Денис Ляпин сообщил, что в следующих версиях этого инструмента появится целый ряд новых средств зашиты.

Под управлением уязвимостями Axis подразумевает выявление и исправление недостатков. «Нет на 100% защищенного изделия. Но в случае обнаружения уязвимости важно своевременное реагирование и открытость», — сказал Денис Ляпин, добавив, что когда в прошлом году один из специалистов Axis обнаружил уязвимость в камерах, компания быстро закрыла дыру, выпустив прошивку с исправлениями и оповестив партнеров и заказчиков.

Как известно, человеческий фактор играет очень важную роль в обеспечении безопасности. Поэтому при работе с партнерами и заказчиками Axis уделает большое внимание обучению и сотрудничеству, обмену знаниями, опытом, взаимодействию при создании решений.