Облака завоевывают все большую популярность как в мире, так и в нашей стране. По данным IDC, на фоне общей стагнации российского ИТ-рынка сегмент облачных услуг в 2016 г. вырос на 20%. В то же время все осознали, что в реальной жизни облачные сервисы носят гибридный характер и должны сочетаться с существующей он-премисной архитектурой предприятий самого разного масштаба. В силу этого, у заказчиков вырос спрос на дополнительные сервисы по управлению комплексными облачными услугами с учетом местных нормативных требований, специфики бизнеса и особенностей ИТ-инфраструктуры. Недавно одной из первых на рынке статус провайдера подобных услуг — Oracle Cloud MSP — от корпорации Oracle получила компания «ФОРС — Центр разработки». В первую очередь, речь идет об услуге по развертыванию части глобального публичного облака вендора на территории заказчика — Oracle Cloud at Customer. О новых возможностях, открывающихся в связи с этим для российских компаний, мы поговорили с вице-президентом группы компаний ФОРС Сергеем Лановенко и исполнительным директором «Форс-Центр разработки» Юрием Зятьковым.

Насколько востребованы сегодня облачные услуги со стороны российских заказчиков? Что, по-вашему, сдерживает их более широкое распространение на рынке?

Сергей Лановенко: Такие услуги в той или иной степени востребованы во всех отраслях. Например, в ритейле компании нередко размещают свои приложения на разных площадках, и по мере необходимости переносят их в облако, будь то частное или публичное. Еще один популярный сценарий использования облаков относится к компаниям с многочисленными региональными офисами, которым по экономическим соображениям нецелесообразно поддерживать собственную ИТ-инфраструктуру. Есть немало других сценариев применения облачной модели — скажем, проверка бизнес-идей в ходе пилотных проектов, когда требуется провести масштабные нагрузочные тестирования, а собственных ресурсов для этого не хватает. Эти и другие сценарии создают широкое поле деятельности для партнеров крупных вендоров, одним из которых является Oracle, а ФОРС, свою очередь, выступает провайдером услуг Oracle Cloud.

Юрий Зятьков: В части использования облачных технологий ФОРС имеет большой опыт: уже несколько лет существует частное облако, в среде которого развернуты готовые инфраструктурные, технологические и хостинговые сервисы для разработчиков ПО, а также предлагаются проверенные практики и экспертиза по Oracle Cloud.

Если говорить о сдерживающих факторах, то здесь можно отметить некоторую предубежденность заказчиков в отношении облаков и существующие традиции построения корпоративных информационных систем. Кроме того, существует такая проблема как юридическое сопровождение.

Получение нами от вендора статуса Oracle Cloud MSP (Managed Service Provider) существенно расширяет возможности компании в этом направлении. Например, специалисты ФОРС готовы предоставить заказчикам консалтинговые услуги по выполнению требований регулятора при их переходе в облако — таких, к примеру, как защита персональных данных. Если у заказчика есть другие задачи, не столь критичные к упомянутым требованиям, то мы поможем ему найти оптимальное решение, дать рекомендации по безболезненной миграции баз данных и приложений в облако. Будучи одним из ведущих российских партнеров Oracle, компания ФОРС разработала целую линейку прикладных систем и инструментальных средств, которые будут доступны в виде облачных MSP-сервисов.

В каких отраслях вы наблюдаете наибольший спрос на такие услуги?

С. Л.: Это, прежде всего, финансовый сектор, ритейл и телеком. С отдельными крупными игроками мы уже начали сотрудничество, заключив контракты на предоставление тех или иных облачных услуг. В телекоме таким образом решаются задачи перевода капитальных затрат в операционные, в ритейле осуществляется выделение ресурсов на время пиковых нагрузок, когда эпизодически необходимо обрабатывать большие объемы данных, например, для прогнозирования спроса и оценки эффективности промо-программ. В финансовом секторе, скорее всего, будут востребованы облачные сервисы по модели Oracle Cloud at Customer, которые позволяют развернуть на территории заказчика часть глобального публичного облака Oracle. Оплата производится по подписке, также как в публичном облаке, по мере потребления необходимых ИТ-ресурсов. В частности, банк может воспользоваться таким сервисом на этапе тестирования внедряемого решения, прежде чем заключать контракт на покупку определенной программно-аппаратной конфигурации.

Главные преимущества такой модели — контроль суверенности данных и управления ими, интеграция с собственными системами сетевой безопасности и высокая скорость взаимодействия с другими локальными приложениями и данными.

Какие дополнительные сервисы вы предоставляете как MSP-партнер Oracle?

С. Л.: Это достаточно широкий спектр. Мы проводим предпродажный консалтинг, аудит информационных систем, оцениваем существующую у заказчика ИТ-инфраструктуру, прорабатываем вопросы миграции данных в облако, обеспечиваем совместимость разных версий программных продуктов и т. д. Ведь не каждое приложение может быть перенесено в облако — чаще необходимо его соответствующим образом настроить и адаптировать, а это большой труд, который требует высокой квалификации. Статус MSP подразумевает предоставление дополнительных услуг вместе с IaaS и PaaS сервисами Oracle Cloud.

Как планируете прорабатывать юридическое сопровождение своей облачной MSP-услуги, какие здесь есть сложности и почему эта тема настолько актуальна?

Ю. З.: На сегодняшний день существует множество правовых проблем в области предоставления облачных услуг. Сложности возникают при применении налогового законодательства, определении применимой договорной конструкции и во многих других случаях. тем не менее, решения находятся. И наш заказчик получит надежный адаптированный продукт, исходя из тех инициатив, которые заложены в партнерской программе Oracle Cloud Managed Service Provider (MSP), а также тех законодательных норм и правил, которые разработаны регулятором.

ФОРС активно взаимодействует с вендором, чтобы клиенты получали продукты и услуги в соответствии с локальными требованиями и сложившейся в нашей стране практикой. С другой стороны, заказчику при переходе в облако необходимо выполнить массу требований регулятора, а также соблюсти внутренние регламенты и SLA-показатели по обеспечению производительности, безопасности, надежности и т. д. Бывает, что, используя публичные сервисы, предоставляемые из ЦОДа вендора, заказчик, согласно собственным регламентам, обязан осуществлять резервное копирование данных на ресурсах, размещенных на территории России. У специалистов компании в этом отношении накоплен соответствующий опыт, и мы готовы помочь заказчику и в таких вопросах.

Совместно с вендором мы объясняем заказчикам, какие преимущества — технологические, экономические, они могут получить при переходе в Oracle Сloud, так как работа через MSP-провайдера решает и такую актуальную для многих задачу как биллинг и оплата услуг в наиболее подходящей для заказчика форме, валюте и др.

Расчеты ведутся согласно нормативам российского бухучета и сопровождаются соответствующими финансовыми платежными документами.

В какой инфраструктурной среде и на какой платформе будет развертываться собственная облачная MSP-услуга ФОРС, и в чем её отличие от других подобных на рынке?

С. Л.: Есть два варианта развертывания. Первый — в глобальном облачном ЦОДе вендора, второй — по модели Oracle Cloud at Customer, когда сервисы развертываются на площадке заказчика или в ЦОДе MSP — партнера.

Что включает в себя ваша готовая модель продаж MSP-услуг «под ключ», что получает заказчик? Как будет осуществляться ведение расчетов и платежи за услугу? Какие дополнительные возможности получит заказчик?

Ю. З.: Заказчик получает целый ряд дополнительных услуг по конфигурированию системы, оптимизации трафика, адаптации приложений. При этом тарификация сервиса и оплата автоматизированы. Заказчик просто регистрируется на специализированном портале https://cloud.fors.ru/ и получает нужный ему объем сервисов. Все действия совершаются в личном кабинете. Там он видит текущий объем потребляемых услуг, имеющуюся в его распоряжении сумму средств для их оплаты. Такую функциональность обеспечивает собственный продукт компании ФОРС — АСР Fastcom — платформа, сочетающая в себе функции биллинга, CRM, других систем и имеющая двадцатилетнюю историю использования в российском телекоме. Здесь же клиент может контролировать уровень производительности сервисов и оптимизировать их потребление в соответствии с решаемыми задачами. Удобство и качество дополнительных услуг — это то, что обеспечивает конкурентное преимущество локальному MSP-провайдеру облачных услуг Oracle.

Возможна ли работа предприятия в гибридных конфигурациях, когда часть сервисов берется из публичного облака Oracle, а часть из Oracle Cloud at Customer или реализована он-премис?

С. Л.: Конечно, возможна, и мы в таких средах, в основном, и собираемся работать. Далеко не все организации могут себе позволить единовременный переход в публичное облако — как по техническим причинам, так и по нормативно-законодательным. Так что, самые разные гибридные архитектуры — это наше ближайшее будущее.

Недавно было объявлено, что в России теперь доступны и бизнес-приложения Oracle по модели SaaS Cloud at Customer, то есть на территории заказчика. Планируете ли вы предоставлять такую услугу?

С. Л.: Это, безусловно, интересное дополнение к пакету наших услуг и предложений. Публичные SaaS-сервисы Oracle оснащены встроенными функциями мобильности, искусственного интеллекта и интернета вещей и охватывают все аспекты деятельности предприятия — от ERP, SCM и HCM до CX. Это новое поколение бизнес-приложений. Сегодня клиентам проще и выгоднее получать услуги облачных бизнес-приложений непосредственно из публичного Oracle Cloud, и мы постараемся им в этом помочь.

ПОДГОТОВЛЕНО PCWEEK EXPERT