Помогает ли цифровая трансформация карьере ИТ-профессионалов? Как новые технологии, вызывающие встряску всей ИТ-отрасли, повлияют на функции и численность корпоративного ИТ-персонала? Эти вопросы на портале InformationWeek обсуждает Эндрю Фролих, консультант по архитектуре корпоративных сетей и дата-центров, сотрудничающий с крупными американскими компаниями.

По его словам, в недавней истории были два примера технологических революций — виртуализация серверов и облачные вычисления — существенно изменивших труд ИТ-персонала. Однако если говорить о нынешней концепции крупномасштабной цифровой трансформации бизнеса, ситуация не столь уж ясна. Сокращая запросы в технических навыках по одним направлениям, цифровизация может их увеличивать по другим. Все зависит от того, готова ли организация реализовать полный потенциал цифровой трансформации и как в реальности пойдут намеченные дела.

Для цифровой трансформации требуется умение применять технологию к построению бизнес-процессов. Это может выражаться в форме перестройки существующих на сегодня ручных процессов или в создании совершенно новых процессов, которые раньше были невозможны. Но и в том, и другом случае центральная мысль цифровой трансформации выражается словом «изменения».

Что касается персонала самого ИТ-департамента и сложившихся в нем должностных ролей, эти изменения могут быть как чрезвычайно позитивными, так и крайне негативными. Например, с внедрением облачных вычислений оказались в минусе администраторы традиционных серверов и систем хранения данных, так как организации повернулись лицом к облачным инфраструктурам на базе платформ и ПО в виде сервиса (PaaS и SaaS). А технологии виртуализации стали сильным фактором роста для ИТ-администраторов, сумевших обучиться навыкам проектирования и управления сложными виртуализованными платформами.

Как отмечает Фролих, влияние цифровой трансформации на роли ИТ-персонала может проявляться в двух аспектах. Первый из них состоит в переосмыслении ручных процессов на базе автоматизации и искусственного интеллекта. Здесь наблюдаются такие тренды, как создание порталов самообслуживания, внедрение чатботов и других инструментов, призванных выполнять те задачи, которые раньше выполнял ИТ-персонал. В этом плане вырисовывается картина сокращения рабочих мест.

Второй аспект цифровой трансформации заключается в возможности задействовать современные технологии для создания принципиально новых процессов, которые, по всей видимости, раньше были для бизнеса невозможны из-за отсутствия специалистов или бюджетных ограничений. Именно в этих зонах заключен огромный потенциал для соответствующего роста кадров ИТ-групп. И именно в них цифровая трансформация может быть очень выгодна.

Хотя ликвидация ручных процессов в целом работает на повышение эффективности бизнеса, ее следует рассматривать только как стартовую точку для подлинной цифровой трансформации. Лишь когда старые процессы уже полностью цифровизованы, начинается реальная работа и открываются новые возможности. Конкурентных преимуществ можно достичь лишь выстраивая новые передовые процессы, и бизнес-лидеры должны понимать, что цифровая трансформация переводит конкуренцию на новый уровень, достигнутый благодаря технологии. Но это не все, так как с трансформацией бизнес-процессов организация выходит на следующий этап своей эволюции, открывающий громадные перспективы роста.

Если вы чувствуете, что ваша организация сосредоточила внимание исключительно на устранении ручных процессов, не торопитесь раздувать из этого проблему. Прошлые неудачи в цифровой трансформации показали, что полная цифровизация бизнеса — труднодостижимый подвиг. Поэтому разумные руководители начинают с того, что само просится в руки. Обычно с первыми результатами дела начинают идти в гору, и работа по созданию новых цифровых процессов значительно ускоряется. Отсюда следует, что текущие планы цифровизации важно своевременно пересматривать, чтобы бизнес-лидеры могли заглядывать за рамки цифровой перестройки ручных задач.

Вопреки бытующим мнениям цифровая трансформация гораздо чаще создает рабочие места, чем их ликвидирует. Ключевая задача ИТ-профессионалов состоит в том, чтобы уяснить, какие навыки будут востребованы в первую очередь, и понять, как их приобрести. Сердцем цифровой трансформации являются изменения. Поэтому вместе с ней будут меняться и роли многих ИТ-специалистов.