1 марта в рамках своего Послания Федеральному собранию Президент Владимир Путин коснулся человеческих ресурсов и проблем образования. Среди прочего, он сказал: «Технологическое отставание, зависимость означают снижение безопасности и экономических возможностей страны, а в результате — потерю суверенитета... Отставание неизбежно ведёт к ослаблению, размыванию человеческого потенциала. Потому что новые рабочие места, современные компании, привлекательные жизненные перспективы будут создаваться в других, успешных странах, куда будут уезжать молодые, образованные, талантливые люди, а вместе с ними общество будет терять жизнеспособность и энергию развития».

По его словам, в стране «необходимо серьёзно обновить структуру занятости, которая сегодня во многом неэффективна и архаична, дать людям хорошую работу, которая мотивирует, приносит достаток, позволяет реализовать себя, создать современные, достойно оплачиваемые рабочие места».

Президент считает, что «нужно переходить и к принципиально новым, в том числе индивидуальным технологиям обучения, уже с ранних лет прививать готовность к изменениям, к творческому поиску, учить работе в команде, что очень важно в современном мире, навыкам жизни в цифровую эпоху. Обязательно будем поддерживать талантливых, нацеленных на постоянный профессиональный рост учителей. И, конечно, нам нужно выстроить открытую, современную систему отбора и подготовки управленческих кадров, директоров школ. От них во многом зависит формирование сильных педагогических коллективов, атмосфера в школе».

Чтобы выстроить современную систему профориентации, партнёрами школ должны стать университеты, научные коллективы, успешные компании, считает Президент. «Предлагаю с нового учебного года запустить проект ранней профориентации школьников „Билет в будущее“. Он позволит ребятам попробовать себя в деле, в будущей профессии в ведущих компаниях страны. Уже в этом году выделяем на эту инициативу 1 миллиард рублей», — сказал он.

У тех, кто так или иначе причастен к ИТ-отрасли, возникает вопрос, не предполагается ли часть этих денег пустить на раннее выявление ИТ-талантов? «Многие ИТ-компании давно и активно участвуют в профессиональной ориентации школьников. АПКИТ поддерживает любые разумные инициативы в этом направлении, включая и проект „Билет в будущее“. Мы в курсе этого проекта. В нем наши коллеги из АСИ не забыли ни про айтишников, ни про математиков (в школе это не следует особо разделять). На самом деле, надо выявлять таланты и поддерживать их, независимо от того, к чему они в детстве склонны», — сообщил нам исполнительный директор АПКИТ Николай Комлев.

Как ожидается, проект профессиональной ориентации учащихся 6-11 классов «Билет в будущее» представят в ближайшее время, может быть даже раньше окончания текущего учебного года. Согласно предварительным оценкам, он охватит не менее 100 тыс. школьников и даст им возможность ближе познакомиться с различными профессиями.

Разумеется, им есть смысл выбирать перспективные профессии. В первую очередь те, которым не грозит скорое исчезновение под натиском технологий искусственного интеллекта.

Тема «исчезающих и перспективных профессий» активно обсуждалась в феврале на круглом столе «Топ-кадры для цифровой экономики», организованного Советом ТПП РФ по развитию ИТ и цифровой экономики при поддержке HR-клуба ассоциации АПКИТ и Совета по профессиональным квалификациям в области информационных технологий.

«По прогнозу западных экспертов, к 2036 г. 47% рабочих мест будут замещены ИИ или роботами. Возможно даже, что ИИ будет управлять некоторыми компаниями и вносить свой вклад в их развитие», — сказал участник круглого стола, директор Ассоциации независимых директоров Игорь Розанов.

Другой участник дискуссии, Cергей Марков из коллекторского агентства «АктивБизнесКоллекшн» (учредитель — Сбербанк), представил признаки профессий, находящихся под угрозой замещения в среднесрочной перспективе. По его мнению, очень велика вероятность автоматизации профессий, связанных с шаблонностью и однообразием выполняемых операций. В то же время очень мала вероятность автоматизации профессий, связанных с разнообразием выполняемых операций, а также наличием сложных трудно формализуемых взаимодействий с клиентами и другими сотрудниками.

Ныне существующие профессии Сергей Марков разбил на четыре группы риска: «под угрозой» (сюда, в частности, попали операторы call-центров, а также продавцы и работники складов); «условно под угрозой» (в частности, водители); «угрозы вследствие повышения производительности труда» (преподаватели, переводчики, промышленные рабочие) и «возрастающий спрос» (cпециалисты по ИИ, машинному обучению и данным, цифровые адвокаты и т. д.).

Отметим, что в категорию профессий, на которые наблюдается возрастающий спрос, в основном попадают те, что так или иначе связаны с информационными технологиями.