К 2021 г. цифровая трансформация станет дополнительным источником пополнения ВВП Азиатско-Тихоокеанского региона на сумму приблизительно в 1,16 трлн. долл. Об этом говорится в совместном исследовании под названием «Цифровая трансформация и ее экономическое влияние на развитие Азиатско-Тихоокеанского региона», проведенном Microsoft и IDC Asia/Pacific. В опросе приняло участие 1560 сотрудников управляющего звена средних и крупных компаний из 15 стран региона, подавляющее большинство из которых отметили воздействие цифровой трансформации на традиционные бизнес-модели.

Китай, Япония и Индия признаны лидирующими странами региона в освоении цифровых технологий. За ними следуют Южная Корея, Австралия и Индонезия. Согласно результатам исследования, темпы цифровизации будут разниться от страны к стране. Так, быстрорастущие цифровые рынки Индии и Китая покажут сравнительно высокий ежегодный темп роста совокупного дохода (CAGR) на уровне 1%, за ними следуют Новая Зеландия (0,7%), Сингапур и Малайзия — 0,6%.

Исследователи указывают на резкие изменения в структуре ВВП, которые произойдут через несколько лет. Если в 2017 г. доля цифровых услуг и сервисов, которые предоставляются непосредственно с применением мобильных и облачных технологий, Интернета вещей (IoT), а также искусственного интеллекта, не превышала 6% ВВП АТР, то к 2021 г. он будет пополняться за счет выручки от продаж цифровых продуктов на 60%.

Microsoft называет страны Азии основным форпостом цифровизации, говоря, что азиатские компании как никакие другие «примеряют» на себе цифровые процессы. О том, что цифровые преобразования начали приносить первые плоды, перешагнув порог теоретических изысканий и вступив в плоскость практического применения, сообщают 17% опрошенных.

Цифровизация повышает рентабельность внедрения новых продуктов и услуг, увеличивает производительность, снижает затраты и улучшает поддержку клиентов, и эти выгоды будут возрастать — на 50% на протяжении трех ближайших лет. Microsoft считает, что основным драйвером для дальнейшего роста является искусственный интеллект. Свидетельством тому является то, что партнеры компании начали более активно внедрять ИИ в свои цифровые бизнес-процессы или намереваются это сделать.

По данным IDC, к активным преобразованиям приступило 85% опрошенных, но только 7% из их числа можно причислить к «настоящим цифровым лидерам». К таким эксперты относят компании, которые получают больше 30% своих доходов от продаж цифровых продуктов и услуг, что вдвое больше предприятий, которые еще не принялись за цифровизацию своих бизнес-моделей.

Цифровая трансформации — это не одноразовое действие «включи и играй», а путь экспериментов, полноценная стратегия, которая предусматривает изменения в корпоративной культуре компании. Другими словами, для нее требуется значительное переустройство внутренней экосистемы, включая цепочки поставок, налаживание новых каналов связи с партнерами и сотрудниками. Помимо этого компании придется пересмотреть методы доставки продуктов и услуг клиентам, а также доступ сотрудников к информации. Ограничение к ней больше не приветствуется: должно поощряться выстроенное на доверии сотрудничество между отделами и партнерами для совместного доступа к данным.

При ведении бизнеса эксперты советуют отталкиваться не только от традиционных показателей, измеряющих его эффективность, таких как прибыль, объемы продаж или доля рынка, но и взять во внимание новые KPI. Последние позволяют создавать систему мотивации и стимулирования работников. К примеру, при выполнении установленных компанией ключевых показателей выплачивать денежную премию; контролировать бизнес-процесс и определять, сколько было затрачено времени и ресурсов для выполнения поставленной задачи; оценивать результативность и пользу работы каждого сотрудника, его вклад в достижение общей цели компании и т. д.

Один из индикаторов KPI, например, капитализация данных, может отражать то, насколько хорошо данные используются для прогнозирования поведения клиентов. В исследовании говорится, что данные в качестве KPI применяют 51% опрошенных: цифровые лидеры понимают, что они являются ключом к повышению доходов, продуктивности предприятия и других показателей, говорящих о его «здоровье».

Специалисты советуют разделять цифровую трансформацию на три этапа. Первый — это сбор данных о клиенте. Второй — изучение полученных данных. Оно облегчает понимание поведения клиентов и способствует созданию новых продуктов и созданию услуг. Третий этап — разработка новых бизнес-моделей с опорой на прямой доступ к данным или создание новых цифровых сервисов.