Гиперконвергентные системы — один из главных драйверов рынка ИТ-инфраструктуры. Поставщики таких систем утверждают, что их легко развертывать, они надежные и, что немаловажно, недорогие. Но главное их преимущество, как отмечает портал Information Age, — модульность.

Традиционная ИТ-инфраструктура предприятия предполагает трехуровневую архитектуру — компьютеры, СХД и сети, однако с момента появления новых типов приложений — облачных, мобильных, веб-приложений — стало ясно, что традиционная архитектура проигрывает публичному облаку в маневренности и гибкости. Поначалу некоторые компании выражали опасения по поводу надежности облачных технологий, боясь в результате хакерских атак потерять контроль над своей инфраструктурой, другим не нравились периодические сбои, что препятствовало доступу к облаку, но, как показало время, облачные провайдеры рассеяли большинство опасений.

Публичные облачные провайдеры в числе первых начали внедрять гиперконвергентные системы, которые позволяют повысить масштабируемость рабочих окружений клиентов. Сегмент гиперконвергентных систем пока что является небольшой частью рынка ИТ-инфраструктуры, но он быстро растет. Согласно IDC, в 2017 г. продажи таких систем достигли 3,7 млрд. долл., что на 64,3% больше, чем в 2016-м.

В гиперконвергентной ИТ-инфраструктуре (Hyperconverged infrastructure, HCI) ресурсы максимально унифицированы и консолидированы в рамках решения, обычно состоящего из продуктов нескольких производителей. Считается, что HCI гибче и проще в управлении, чем унаследованная инфраструктура предприятия. А от просто конвергентной инфраструктуры HCI отличает то, что в первой каждый компонент (СХД, сеть, сервер) является дискретным и может использоваться отдельно, тогда как будучи программно-определяемой технологией, HCI виртуализирует все эти компоненты в единое звено (модуль). Стоит отметить и более простую модель администрирования HCI — через «единое окно». По этой причине вместо команды ИТ-специалистов для управления HCI порой достаточно одного системного администратора.

HCI — это масштабируемые системы, обеспечивающие гибкость работы с данными, позволяют распределять их по различным узлам в одном или сразу нескольких ЦОДах. Дополнительные устойчивость и защиту данным в HCI придает связь с публичным облаком.

HCI: плюсы и минусы

HCI имеет некоторые преимущества для СМБ, и в первую очередь это унифицированный дизайн сети. Возьмем, к примеру, небольшую компанию или стартап, которому необходимо развернуть инфраструктуру поддержки, однако ему не хватает средств или опыта. В этом случае вместо увеличения количества дисков, наращивания объема памяти или процессоров они могут нарастить производительность за счет добавления большего числа модулей.

Масштабирование модулей экономически более выгодно, чем приобретение дорогостоящих физических компонентов, что как раз практикуется в традиционной инфраструктуре. Вдобавок к этому HCI позволяет гибко манипулировать виртуальными модулями, не сильно сложны и их настройка и запуск. Такой подход находит применение и в удаленных филиалах крупных компаний.

Однако некоторые рыночные наблюдатели критикуют HCI за то, за что другие ее восхваляют, — за модульность. Минус HCI — невозможность гранулярного апгрейда. Увеличение объема хранилища и повышение производительности являются критически важными пунктами для любой компании, но если место на СХД-кластере подходит к концу, а вычислительных ресурсов более чем достаточно, компании придется вместе с увеличением ресурса СХД увеличить и общую вычислительную мощность, добавив целый новый модуль.

Со временем клонирование узлов перестанет быть выгодным и будет целесообразнее закупать компоненты отдельно. И здесь все упирается в количество узлов: если для СМБ покупка одного или нескольких дополнительных узлов не обернется крупными расходами, то крупное предприятие понесет финансовый урон, особенно ощутимый при масштабном развертывании HCI-узлов.

Однако HCI-рынок растет и появляются новые системы, каждая из которых имеет свои плюсы и минусы, поэтому выбирая среди таких решений, нужно все тщательно взвесить. К примеру, некоторые HCI-системы поддерживают работу только с одним гипервизором, поэтому, чтобы избежать привязки к одному поставщику, лучше их проигнорировать.