Компания «СКБ Контур» выпустила новый сервис для банков «Контур.Призма». ЦБ РФ ужесточает контроль за выполнением Федерального закона № 115-ФЗ. Банки, страховые, кредитные, лизинговые и факторинговые организации должны проверять клиентов, чтобы убедиться, что они не участвуют в отмывании доходов. «Контур.Призма» делает это автоматически и готовит отчеты о проверке.

Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов...» (далее — 115-ФЗ) обязывает банки и другие финансовые организации не допускать сомнительных операций. Неисполнение требований 115-ФЗ грозит банку штрафом до 1 млн руб., приостановлением деятельности и отзывом лицензии. По данным, опубликованным на сайте регулятора, за 2017 — первую половину 2018 года 82 банка лишились лицензий, 55% из них — из-за нарушений 115-ФЗ.

Однако даже тщательная проверка не страхует от ошибок: факторов риска много, и менеджер может пропустить клиента, которого ЦБ РФ сочтет подозрительным, или, наоборот, отказать в сотрудничестве добросовестной компании. В результате банки и финансовые организации тратят много времени на проверки и тем не менее теряют клиентов и каждый день рискуют столкнуться с санкциями ЦБ РФ. Поэтому российские софтверные компании вкладываются в разработку автоматизированных решений в области регуляторных технологий, или РегТех (англ. RegTech).

«СКБ Контур» разработала сервис «Контур.Призма», который автоматизирует процессы ПОД/ФТ и «Знай своего клиента», проверяет клиентов по 115-ФЗ и помогает соблюдать требования международной организации ФАТФ (Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денежных средств). Преимущество решения в том, что оно позволяет гарантированно соблюдать законодательство и автоматически получать налоговую и бухгалтерскую отчетность компаний — клиентов «СКБ Контур» (по итогам 2017 года — 1,87 млн организаций и ИП), давших на это согласие.

Во-первых, сервис идентифицирует клиента по 115-ФЗ и собирает из официальных источников полную анкету (досье) клиента со всеми актуальными данными о компаниях, ИП и физлицах, которые банки обязаны проверять. Учитывается финансовое положение клиента, реестры ФНС и отраслевые реестры, присутствие клиентов, их бенефициарных владельцев и представителей в списках публичных должностных лиц (ПДЛ) и международных санкций (США, Великобритания, Евросоюз, Украина, Швейцария) и многое другое — всего более 60 параметров. В ближайшее время в сервисе появится проверка по Списку 639-П, реестру террористов, экстремистов, неблагонадежных участников внешнеэкономической деятельности, а также возможность подгружать внутренние списки банков.

Во-вторых, «Контур.Призма» анализирует эту информацию по критериям, которые описаны в 115-ФЗ и его подзаконных актах и присваивает компании определенный уровень риска. Модель проверки можно настроить: указать дополнительные факторы риска и вес каждого для итоговой оценки в соответствии с внутренними нормативными документами кредитной организации. Проверка сопровождается прямыми ссылками на все действующие нормативные акты в области ПОД/ФТ.

В-третьих, сервис автоматически готовит детальный отчет по каждой проверке, который можно распечатать или сохранить в архиве. Также сервис позволяет получить статистику обо всех проведенных проверках за выбранный период.

«Нам хотелось создать сервис, который бы помог банкам и финансовым организациям выполнять 115-ФЗ, не теряя ни время, ни клиентов. Было важно сделать гибкое решение, которое позволит нашим клиентам оперативно реагировать на изменение регулятивных требований. Мы собрали с рынка лучшие практики по отслеживанию сомнительных клиентов и операций, разработали автоматический Отчет-115, анкету (досье) клиента и автоматический антиобнальный прескоринг и провели пилот среди 18 банков», — рассказала Ольга Смирнова, руководитель проектного офиса «СКБ Контур».

В дальнейшем «Контур.Призма» будет мониторить всю клиентскую базу и автоматически актуализировать документы в анкете клиента. Кроме того, в сервисе появится анализ сомнительных транзакций и «Контур.ID» («Контур.Паспорт») — личный кабинет, куда клиенты сами смогут добавлять документы и открывать банку доступ к ним.

«Контур.Призмой» можно пользоваться через браузер или интегрировать сервис со своей информационной системой через API.