НП РУССОФТ представило первый рейтинг ИТ-регионов. Введение в ежегодное исследование РУССОФТ в 2018 г. нового вопроса об оценке компаниями деятельности регионального правительства по поддержке ИТ-индустрии позволило составить «Рейтинг ИТ-регионов «РУССОФТ».

Данный рейтинг важен не столько для ранжирования регионов, сколько для обобщения опыта работы региональных правительств и для выявления лучших практик, которые могут распространяться по всей стране. Полученные выводы должны способствовать формированию политики региональных правительств по поддержке высокотехнологичного сектора экономики, а впоследствии — приводить к корректировке соответствующих государственных программ. Для начала важно понять, что происходит на уровне хотя бы ряда крупных субъектов федерации.

Первый «Рейтинг ИТ-регионов «РУССОФТ», прежде всего, позволил получить общее представление о том, как софтверные компании относятся к поддержке отрасли на региональном уровне. Первое, что становится очевидным — оценки местных органов власти оказались намного ниже, чем оценки федерального правительства. Работу региональных правительств в среднем все опрошенные компании оценили на 2,87 балла, а центрального — на 3,17. Оценки проводились по пятибалльной шкале, которая подразумевает, что 3 балла соответствует «удовлетворительно».

Средний балл по всем ранжированным субъектам федерации оказался ниже «3». Исключением является только лидер рейтинга — Томск, который набрал 3,17 балла. Однако и томские компании, также, как и разработчики ПО других регионов, оценили деятельность федерального правительства выше, чем местного.

Во многом подобные различия характеризуют не столько качество работы чиновников на разном уровне, сколько имеющиеся у них рычаги управления. У региональных органов власти намного меньше возможностей повлиять на софтверную отрасль, чем у федеральных. Об этом свидетельствуют результаты ответов на вопрос о значимости основных мер поддержки.

На первом месте с большим отрывом находится «Предоставление налоговых льгот (включая льготы по страховым взносам)». При этом наибольшее влияние на бизнес софтверных компаний оказывают отчисления в пенсионный и социальные фонды, льготы по которым устанавливаются на федеральном уровне.

Огромное значение для развития софтверной отрасли имеет качество и количество подготовленных специалистов в области разработки ПО. Однако ведущие университеты, которые выпускают таких специалистов, имеют в большинстве случаев федеральное подчинение. Наличие хороших университетов в некоторых городах может обеспечивать развитие местной софтверной отрасли, даже если местные органы власти ее вообще не замечают.

Если анализировать развитие инфраструктуры (офисные помещения, аэропорты, дороги, телекоммуникационные каналы), то и ее развитие также осуществляется во многом благодаря финансированию из федерального бюджета или в рамках федеральных целевых программ.

Решение проблемы административных барьеров, которое по значимости находится на 2-3 месте вместе с развитием инфраструктуры, также преимущественно прерогатива федерального центра.

Отношение к значимости самих органов власти на разном уровне хорошо характеризуется долей тех респондентов, которые затруднились оценить их работу. Не смогли или не захотели давать оценку местным органам власти 42% опрошенных компаний. Федеральные структуры игнорировали только 20% респондентов. Воздержавшиеся — это преимущественно те, кто вообще не знает о деятельности органов власти, которую им предлагается оценить, либо ничего от них и не ждут (еще достаточно популярна позиция «Льготы дали. Спасибо! Больше ничего не нужно»).

В то же время большинство регионов не использует даже те рычаги, которые у них имеются.

По самому ранжированию делать однозначные выводы еще рано. По ряду регионов желательно иметь большую выборку, чтобы исключить влияние случайных факторов.

Пожалуй, только первое место Томска не вызывает сомнений. Действительно, в этом городе сформировалось ИТ-сообщество, которое наладило неплохое взаимодействие с локальным правительством. Да и прирост совокупного оборота опрошенных томских компаний составляет по итогам 2017 г. 25%, а для всей России он чуть ниже — 21%.

Московские компании, вероятно, не всегда разделяют деятельность федеральных и городских органов власти. Судя по всему, именно поэтому среди них очень высок процент воздержавшихся от оценки местных органов власти — 61%. Однако столичное правительство уже уделяет внимание ИТ-отрасли, рассматривая возможность запуска дополнительных мер поддержки.

В Новосибирске во время проведения опроса губернатор имел статус ВРИО, а потому какая-то активность в плане поддержки местной софтверной отрасли была на время заморожена (до выборов, которые прошли осенью). Кроме того, в результате конфликта, связанного со сменой руководства местного технопарка («Академпарк»), были повышены до рыночных арендные ставки для высокотехнологичных компаний.

Тем не менее, средний балл оценки деятельности правительства области оказался достаточно высоким. По-видимому, компании учли деятельность местных органов за все последние годы. Да и прирост совокупного оборота опрошенных компаний оказался очень приличным — 51%.

В то же время, должно настораживать наличие 57% опрошенных новосибирских компаний, которые не дали оценку работе местных органов власти. Возможно, это как раз было связано со статусом ВРИО губернатора.

Четвертое место Пензы требует подтверждения в следующем году. Выборка для этого города недостаточно большая (только 7 опрошенных компаний), чтобы исключить влияние случайных факторов. Можно отметить активную работу местного сообщества ИТ-компаний, что могло повлиять на оценки пензенскими компаниями деятельности региональных органов власти.

Невысокое место Петербурга можно объяснить повышенной требовательностью местных компаний, хотя на мнение компаний мог оказать от факт, что прирост совокупного оборота опрошенных компаний города получился не очень высоким — «+11%».

Казань, как и Пенза, имеет не очень большую выборку компаний участников опроса. В личных беседах представители компаний, у которых есть офисы в Татарстане, высказывают противоположные оценки ситуации в городе и республике в целом. Казань известна очень хорошей инфраструктурой, а рядом с ней под высокотехнологичный бизнес построен новый современный город Иннополис. Возможно, казанские респонденты рассчитывали и рассчитывают на большую отдачу от масштабных инвестиций в инфраструктурные объекты. Стоит отметить значительную разницу в оценках деятельности федеральных и региональных органов власти — 3,50 и 2,67 балла соответственно.

Ростовская область представлена только 4 компаниями, из которых только 2 дали оценку деятельности местных органов власти, что недостаточно для каких-то выводов. В отличие от многих других субъектов федерации ее компании распределены по разным городам. Больше всего софтверных компании региона, конечно, в Ростов-на-Дону, но есть много разработчиков в Таганроге и других городах области.

Всего в рейтинг РУССОФТ 2018 г. попали 7 российских регионов. Это значит, что по другим регионам у нас не было достаточного количества оценок деятельности региональных властей со стороны участников опроса. С одной стороны, непопадание в рейтинг можно объяснить малым количеством в регионе хороших и активных софтверных компаний, а также тем, что местные органы власти не используют все возможности для представления своих разработчиков на федеральном уровне и даже мировом рынке (отчет к ежегодному исследованию «РУССОФТ» переводится на английский язык и распространяется за рубежом).

С другой стороны, могли быть и вполне уважительные причины слабого представительства того или иного региона в исследовании «РУССОФТ». Например, в Ульяновской области при проведении опроса местные институты развития были задействованы в подготовке крупного ИТ-мероприятия.

На попадание в Top-10 рейтинга претендуют такие города, как Нижний Новгород, Екатеринбург, Воронеж, в которых должно быть по 50-100 софтверных компаний. Около 100 компаний разработчиков ПО действует в Челябинской области. По данным опроса предыдущего года Челябинская область обязательно должна войти в топ-10 хотя бы по количеству софтверных компаний. Но вот в 2018 г. с двумя участниками оценки местных органов власти ее никак нельзя включать в рейтинг.

Таким образом, если отсутствие того или иного региона в рейтинге «РУССОФТ» не всегда отражает отсутствие должного внимания власти к софтверной индустрии (или ко всей ИТ-отрасли), то включение в рейтинг не является случайным: по крайней мере, оно отражает тот факт, что в данном регионе имеется софтверная индустрия, представленная десятками компаний.