В ближайшие десятилетия растущая зависимость от искусственного интеллекта (ИИ) и машинного обучения могут негативно отразиться на многих рабочих местах и породить новые социальные проблемы. Однако компании имеют возможность свести эти последствия к минимуму, пишет старший вице-президент компании Edelman AI Center of Expertise Гари Гроссман на портале InformationWeek.

ИИ уже трансформирует бизнес и промышленность. Его развитие будет только ускоряться, вызывая существенный экономический рост. Согласно отчету McKinsey Global Institute, к 2030 г. технологии ИИ породят дополнительную мировую экономическую активность в размере около 13 трлн. долл., или рост совокупного ВВП примерно на 16% по сравнению с сегодняшним днем. Однако ИИ также окажет огромное влияние на социальную сферу. Некоторые специальности станут излишними, вместо них появятся новые, но не обязательно в таком же количестве. В определенные периоды времени возможно значительное сокращение рабочих мест.

В новом докладе World Economic Forum утверждается, что до 2022 г. будет создаваться больше рабочих мест, чем утрачиваться. Отмечается, что «75 млн. рабочих мест может быть свернуто в результате сдвига в разделении труда между человеком и машиной, тогда как возникнуть может 133 млн. более адаптированных к новому разделению труда между человеком, машиной и алгоритмами».

Однако в исследовании PwC описываются три перекрывающихся цикла автоматизации, которые продлятся до 2030-х. PwC отмечает, что в первый период «алгоритмической» волны, которая продлится до начала 2020-х гг., автоматизация приведет к ликвидации сравнительно небольшого числа рабочих мест. Ожидается, что в середине или конце 2020-х на смену ей придут более мощные волны («отраженная» и «автономная»), которые продлятся до середины 2030-х. В этот период автоматизация затронет 30% рабочих мест. Политические и экономические последствия крупного сокращения рабочих мест могут быть драматическими.

ИИ открывает широчайшие перспективы, но многим принесет несчастье. В период резких перемен, когда эмоции накалятся, компании могут стать объектом не только регулирования, но и антимонопольных расследований и бойкотов со стороны потребителей. Бизнесу необходимо не только демонстрировать прозрачность алгоритмов, но и действовать с сознанием своей социальной ответственности. Такой совет хорош в любых обстоятельствах, но более чем уместен сейчас, когда над компаниями, разрабатывающими или развертывающими технологии ИИ, нависла неопределенность. Ниже приводятся шесть рекомендаций, которые позволят компаниям усилить свое лидерство и защитить свою репутацию в период глубоких перемен.

Будьте проактивны при определении политики. Компании могут ждать наступления событий, чтобы затем справляться с ними, но этот приведет к нежелательным результатам. А могут активно участвовать в принятии важнейших политических решений. Недавно Microsoft предприняла необычный для бизнеса шаг, согласившись, что регулирование ИИ может быть полезно. По крайней мере, в некоторых случаях. Президент Microsoft Бред Смит призвал к корпоративной ответственности и государственному регулированию технологии распознавания лиц. Эта технология оказалась более точной применительно к белым мужчинам, чем к женщинам или к цветным. Заявив о такой позиции, корпорация повысила свой авторитет в глазах общественности.

Разработайте этический кодекс ИИ и придерживайтесь его. В будущем использование ИИ будет только расширяться, неизбежно порождая множество этических проблем, когда алгоритмы будут все больше управлять автомашинами, домами и компаниями. Уже имеются многочисленные случаи сомнительного применения технологий ИИ. Компаниям следует руководствоваться этическим кодексом использования ИИ, чтобы их поведение было безупречным и чтобы они пользовались доверием общественности. Пример подает IBM с ее «Повседневной этикой искусственного интеллекта» (Everyday Ethics for Artificial Intelligence). SAP опубликовала недавно этический кодекс, которым руководствуется при изучении ИИ. Она стремится предотвратить нарушение прав людей, вытеснение работников и наследование искусственным интеллектом предрассудков своих дизайнеров.

Производите и документируйте тщательное тестирование алгоритмов, сделайте операции транспарентными. Алгоритмы машинного обучения представляют собой сложные математические формулы и процедуры и оказывают растущее влияние на жизнь людей. Поскольку решения все больше определяются алгоритмами, они становятся менее прозрачными и понятными. Бизнес должен быть максимально прозрачным, объясняя действия алгоритмов тем, на ком могут отразиться порождаемые этими алгоритмами решения.

Демонстрируйте ответственные действия, чтобы свести к минимуму негативные последствия ИИ. Бизнес-лидерам необходимо будет разработать план изменения состава персонала, чтобы привести его в соответствие с эпохой ИИ. План должен включать тренинг, позволяющий людям выживать и процветать. Полезно будет облегчить сотрудникам доступ к образованию, в т. ч. оплату труда преподавателей. Компаниям следует также выработать позицию по вопросу гарантированной минимальной зарплаты. В некоторых странах она уже введена в порядке эксперимента.

Покажите социальные преимущества ИИ и его реальный масштабный эффект. Людям, как правило, нравятся те преимущества, которые предоставляет сегодня ИИ, такие как распознавание речи и изображений, поисковые движки, фильтры спама, рекомендации продуктов и фильмов и многое другое. Однако имеются и случаи использования ИИ с целью нанесения вреда, в т. ч. для взлома систем безопасности, фишинга и персонализированных кампаний по дезинформации. Большинство людей согласится, что применение технологий ИИ не вызывает вопросов, если дает явные социальные выгоды. Это сравнительно легко продемонстрировать на примере медицины, но не столь легко в других областях, таких как управление цепочками поставок. В последнем случае преимущества заключаются в использовании огромных объемов данных, собранных системами промышленной логистики, складского хозяйства и транспорта, для повышения эффективности, снижения затрат и, возможно, цен. Развертывающие ИИ компании могли бы получить выигрыш, четко определив полезность данной технологии для своих сотрудников и клиентов.

Не бойтесь публичности. Наконец, часто лучше всего быть проактвным, когда предпринимаете описанные выше шаги, и информировать о перспективах основных заинтересованных лиц через блоги, публикации и выступления. Таким образом ваша компания приобретет известность как действующая ответственно от имени своих доверителей и общества. Это послужит завоеванию доверия и смягчит общественную реакцию, если в будущем что-то пойдет не так.