Прошли те времена, когда крупные компании вели свой бизнес в отрыве от технологии. Взять, к примеру, Amazon — это и крупнейший розничный торговец, и поставщик облачных сервисов; Apple — инициатор и участник многих проектов в области здравоохранения, но, без сомнений, это эталонный пример технологической компании; Tesla ассоциируется с производством автомобилей, но опять же — совершить прорыв ей помогли технологии. Готовы ли предприятия следовать зову технологий? Есть ли у них планы, как обогатить ими свой основной бизнес? Как отмечает портал InformationWeek, вопросы внедрения цифровых технологий в ткань предприятия стали основным лейтмотивом для участников Gartner Symposium/ITExpo в Орландо (шт. Флорида).

В настоящее время отмечается рост числа компаний, которые связывают технологии и те преимущества, которыми они обладают, со своими бизнес-процессами и моделями. Этот рост непосредственно связан с тем, что предприятия всех видов деятельности продолжают пополнять свои штаты менеджерами по цифровым продуктам. Вице-президент и аналитик Gartner Марк Раскино говорит, что эти штатные единицы являются одним из ключевых императивов (факторов) для достижения успеха на быстро развивающемся рынке.

Еще четыре императива — соблюдение конфиденциальности, искусственный интеллект (ИИ), культура и технология цифровых двойников. Gartner уже неоднократно упоминал их в своих исследованиях, но именно их сочетание составляет изобретенную компанией концепцию «ContinuousNEXT», которая подразумевает «эволюционные рыночные процессы, подстегиваемые цифровой трансформацией и другими технологиями». По словам другого вице-президента Gartner, Майка Харриса, эта концепция достигла стадии зрелости, поскольку «переход к цифровым технологиям неизбежен и продолжает набирать обороты, сметая на своем пути устоявшиеся бизнес-модели».

Харрис назвал это ускорение «динамизмом», обозначив этим словом способность предприятий справляться с рыночным давлением, приспосабливаться к изменениям и внедрять новые технологии. «Динамизм является самым важным фактором на пути к достижению успеха, но идти в ногу со временем нелегко: почти трем четвертям компаний не удается подстроиться под цифровую динамику», — сказал он.

Так что же из себя представляют эти пять императивов при более детальном рассмотрении?

Приватность

Харрис отметил, что в последнее время проблемы обеспечения сохранности данных потребителей являются одними из наиболее чувствительных. Это связано с тем, что если раньше люди обращались с ними более вольготно, полагаясь на чистоплотность операторов данных, то последние скандалы с утечками подорвали это доверие. Вопрос настолько заострился, что многие пользователи даже удалили свои профили из соцсетей. Достаточно вспомнить о том, что в начале октября раскрылись подробности об программном сбое в соцсети Google+, который открывал доступ к конфиденциальным данным пользовательских профилей с 2015-го по март 2018 г.

Примечательно, что Google знала о проблеме, но не стала раскрывать о ней информацию из-за страха привлечь повышенное внимание регуляторов и нанести вред своей репутации. В итоге она решила закрыть свою соцсеть. Понятно, что это далеко не последний случай масштабных утечек, однако европейские требования GDPR обеспечат потребителей новым уровнем защиты, а также привлекут к проблеме внимание регуляторных органов других стран.

Чтобы соблюдать их, ИТ-директорам нужно разработать положение о соблюдении приватности данных, выявлять нарушения и сообщать о них. CIO должны помнить о том, что данные пользователей — часть общечеловеческих ценностей и пора их вручить в руки обладателей, сказал Харрис. Он рассматривает блокчейн как технологию, которая в будущем сыграет решающую роль в вопросе соблюдения конфиденциальности потребительских данных.

Искусственный интеллект

За последние два десятилетия ИИ превратился из лабораторного эксперимента в доказуемую практикой технологию: в 1997 г. он одолел сильнейшего в мире шахматиста, в 2015 г. — научился распознавать изображения, а в 2016 г. — освоил игру Го. Несмотря на эти успехи, некоторые слои общества обеспокоены достижениями ИИ, опасаясь, что рано или поздно он начнет отнимать у них работу. Беспочвенны ли эти опасения? По данным опроса Gartner, 57% сотрудников компаний, которые внедрили ИИ-платформы, не ощутили особых сдвигов в притоке или оттоке рабочей силы, 26% отметили, что число рабочих мест в их компаниях увеличилось, в то время как 16% заявили о сокращении рабочих мест. «Кооперация персонала с передовыми системами ИИ, рабочими процессами и робототехникой поможет предприятиям повысить эффективность», — считает Харрис.

Корпоративная культура

Очевидно, что цифровая трансформация — это не просто технология, это целый пласт компонентов, который изменит культуру, поведение сотрудников. В этой связи вице-президент Gartner Кристин Мойер подсказала несколько «лайфхаков», которые помогут организациям выстроить культуру отношений. Она предлагает начать это на корпоративных собраниях и с помощью переписки по э-почте. «Организовав собрание, вы не можете сказать: «Давайте в оставшейся половине встречи изменим нашу культуру. Культура отношений не выстраивается директивными методами — речь идет о ликвидации слабых мест, об их превращении в реальные ценности, которые должны прижиться. Хакинг — это небольшие шаги, которые обычно упускаются из виду», — сказала Мойер.

Она продемонстрировала, как эти хаки применяются на практике. «Предложите своей команде еще до завершения встречи ответить на три трудных вопроса, которые обычно задают после завершения встреч. Другой хак: вознаграждайте людей за принятие решений. К примеру, тому, кто принял правильное решение, присуждайте два балла, за плохие — вычитайте по баллу. Установите правило, что все решения должны исполняться в течение 48 часов. Мотивируйте людей», — советует Мойер.

Управление цифровыми продуктами

По словам Раскино, управление цифровыми продуктами — это не столько изменение ИТ-стратегии, сколько изменение методов ведения бизнеса. Исторически ИТ ориентированы на проекты, но теперь ИТ-специалистам нужно ориентироваться на управление продуктами. «Оставьте ИТ-проекты за кулисами — на сцену должны выйти продукты, они — источник нового бизнеса», — сказал он. Эксперт советует набрать в ИТ-подразделения дополнительный штат менеджеров для управления продуктами. Например, у Chase Bank есть менеджер по управлению цифровыми продуктами, который отвечает за поддержку мобильного приложения банка. Со временем количество таких сотрудников на предприятиях будет расти. Их можно подыскать на рынке труда и затем ускорить их обучение, задействовав уже обученный персонал.

Цифровые двойники

Многие уже слышали о концепции цифровых двойников, которую связывают с управлением устройствами или «вещами» в области IoT. Gartner советует вооружиться этой концепцией, создав прообраз цифрового двойника, моделирующего все процессы — от работы систем и заканчивая их взаимодействием. Цифровые двойники служат для тренировки интеллектуальных виртуальных помощников, которые от имени пользователя управляют массивом подключенных устройств.

Такая система позволит внедряющей организации получить непрерывный интеллект и улучшение бизнес-модели. В будущем это поможет моделировать всю экосистему бизнеса в режиме реального времени, но пока что технология цифровых двойников делает первые шаги, говорит Gartner. Тем не менее, те фирмы, которые приступили к ее освоению, связывают ее с каким-либо выделенным процессом или локацией, и лишь затем масштабируют этот опыт. Например, одна организация, которая занимается медицинским бизнесом, дополнительно оборудовала два операционных блока.

«Выступая в роли организации-цифрового двойника (DTO, digital twin organization), вы работаете с реальными людьми в реальной среде, но с поправкой на то, что и люди, и машины работают рука об руку. Вместе они создают интеллектуальные модели того, что происходит в реальности, и ИТ-директору остается лишь выбрать из них и перенести в физический мир», — сказала вице-президент Gartner Хелен Хантли.