Цифровая трансформация — это на данный момент одна из самых горячо обсуждаемых технологий, и для этого есть все основания, считает технический директор поставщика систем управления сервисным обслуживанием Kirona Нил Харви. Своим мнением он поделился с порталом InformationAge.

Полная замена ручного труда или даже его частичная интеграция с цифровыми автоматизированными процессами на предприятии послужит движущей силой для повышения эффективности работы, поспособствует инновациям и конкурентоспособности. Наш мир стремительно наполняется подключенными устройствами, облачные сервисы одарили подвижностью и гибкостью даже самые маленькие предприятия, поэтому мы уже не можем обойтись без цифровых изменений. Те компании, которые по тем или иным причинам пожелают их избежать, останутся за бортом инноваций.

Очевидно, что преобразование в цифровую компанию — это своего рода технологический вызов, принять который можно лишь в случае, если компания вооружена качественной технологией. Однако это еще не все — цифровизация не имеет смысла без вовлечения в нее человека. Если предприятие рассчитывает на успех инициативы, задача первостепенной важности — увлечь ею каждого сотрудника, донести до него важность задачи. В противном случае проект может обернуться провалом.

Подготовка

Технологии облегчают жизнь — и это аксиома. Большое количество аппаратного и программного обеспечения работает в фоновом режиме или автоматически, лишь изредка требуя ручного вмешательства со стороны обслуживающего персонала. Вся эта техника, каждый элемент технологической инфраструктуры предназначены для того, чтобы помочь сотрудникам выполнять свою работу. С некоторыми частям инфраструктуры они соприкасаются косвенно (сети, серверы), с некоторыми — напрямую (устройства и программные приложения). Важно: перед началом проекта трансформации нужно провести аудит ПО, перепроверить обязанности и функции каждого сотрудника, убедившись, что они не выполняют задач, которые лишены экономического смысла.

Нужно иметь в виду, что значительная часть успешных проектов цифровой трансформации проводилась с целью либо решить операционные проблемы, либо прибегнуть к установке дополнительных аналитических инструментов. И в том, и в другом случае нужно привлечь сотрудников — они помогут нащупать те направления бизнеса, которые больше всего выиграют от развертывания цифрового проекта. Открытость, желание руководства взаимодействовать с коллективом как на стадии внедрения, так и развертывания цифровых процессов, оказывает прямое воздействие на результат. Отсутствие точек соприкосновения с сотрудниками может значительно снизить ожидания, которые возлагаются на проект.

Страхи, ложные представления о цифровизации

Обычно цифровая трансформация подается СМИ как благо, но имеется немалая категория людей, которые активно выступают против нее, что оказывает негативное воздействие на позитивно настроенных сотрудников. Скептики считают, что цифровизация представляет угрозу для рабочих мест, имея в виду здесь в первую очередь робототехнику и искусственный интеллект (ИИ), и могут заняться ее саботажем. Очевидно, что такой настрой не несет ничего хорошего для предприятия.

Смягчить эту проблему можно только одним способом: провести с сотрудниками разъяснительную работу, объяснив им, что цифровые технологии пришли для того, чтобы не отнять их работу, а улучшить их эффективность, снять с них рутинные обязанности, обратив освободившееся время на решение трудоемких, творческих задач. Колеблющиеся должны обрести уверенность, что их позиции не только не пошатнутся, а даже наоборот — укрепятся. Для проработки данного вопроса должны быть налажены внутренние коммуникации на всех уровнях организации.

Внутренние коммуникации и управление

Стратегия налаживания внутренних коммуникаций для программы цифровых преобразований в первую очередь зависит от масштаба организации и типа развертываемой технологии, но можно выделить некоторые общие принципы. Во-первых, старт программе коммуникаций должен быть дан задолго до начала цифровой трансформации. Она, как правило, предусматривает информирование сотрудников о целях, должна включать обратную связь с ними, позволяя персоналу активно участвовать в формировании стратегии трансформации.

Выполнение каких задач отнимает у сотрудников слишком много времени? К какой информации им нужен доступ? Каким образом цифровые технологии могут облегчить их работу? Эти вопросы затрагивают интересы сотрудников, но их обсуждение, внимание к деталям поможет наладить связь с ними, выстроить бизнес-ориентированный подход. Важная деталь: развертывание должно происходить в режиме открытости, информирование сотрудников о деталях должно доноситься порционно, поскольку большой объем сведений о работе нового оборудования или ПО может их попросту перегрузить.

Также не забывайте о личном диалоге. Часто материалы, советы, переданные в неформальной обстановке, воспринимаются лучше, чем должностные инструкции. Не стоит забывать о почте — в этом случае сотрудники смогут ознакомиться с дополнительными материалами в свободное время. Что касается крупномасштабных проектов, то в этом случае для ознакомления со стратегией развертывания придет на помощь специализированная интрасеть или микросайт, для небольших компаний подойдет серия встреч или семинаров.

В ходе этих семинаров сотрудники должны быть проинформированы о ключевых моментах цифровой трансформации компании: что и почему развертывается, а также как это повлияет на каждого сотрудника в отдельности. Для большей наглядности эту информацию лучше адаптировать для различных групп персонала. По окончании развертывания сотрудникам потребуется пройти комплексную программу обучения — она не только поможет персоналу изучить пути применения нового ПО или оборудования, но также откроет новые пути их оптимизации.

Внедряя новые технологии, лучше всего опираться на своего поставщика. Стоит регулярно проводит проверку работоспособности своих систем в присутствии представителей заказчика.

Цифровая трансформация может вывести компании на новый уровень, но при этом важно понимать, что она затрагивает интересы людей. Предприятиям важно увлечь их, призвать к диалогу, прислушиваться к их мнению. Желательно, чтобы этот контакт наладился на начальном этапе развертывания, что значительно повышает шансы на успех.