Любой архитектор, имеющий опыт проектирования каких-либо сооружений, знает, что надежный фундамент — ключ к достижению желаемого результата. Это, безусловно, верно и в том случае, когда речь идет об успешной цифровой трансформации с целью максимального использования преимуществ искусственного интеллекта (ИИ) и других доступных сейчас новых технологий.

Хотя потенциал достижений в области высоких технологий производит на руководителей старшего звена должное впечатление, не стоит забывать о том, что успех внедрения новых технологических решений не гарантирован, если компания не объединит свою цифровую и технологическую повестку дня со своим корпоративным видением, стратегией.

При этом, по нашему мнению, следует рассматривать не только возможности конкретной технологии, такой как ИИ, а обратить внимание на внутренние уровни приложений, необходимые для создания гибкой и надежной основы для реализации и развития многочисленных решений на базе ИИ.

Важность уровней приложений

По своей сути любая продуманная цифровая повестка дня преследует четыре основных цели: модернизацию кадров, повышение качества обслуживания клиентов, содействие внедрению новых гибких моделей бизнеса и получение конкурентных преимуществ.

Чтобы обеспечить их эффективное достижение, генеральный директор 21 века (или, как еще говорят, Connected CEO) должен придерживаться определенных этапов построения платформы для технологий завтрашнего дня — от клиентских устройств до центра обработки данных и облака.

Шаг первый включает в себя пристальный анализ существующей унаследованной инфраструктуры, выявление ее сильных и слабых сторон и принятие решений о том, как лучше всего использовать и/или модернизировать ИТ-активы, чтобы это соответствовало целям компании. Нужно ли модернизировать приложения или они способны удовлетворить потребности завтрашних мобильных, аналитических, облачных решений и требования работы с данными? Могут ли ваши центры обработки данных эффективно использовать традиционную инфраструктуру (сервисы IaaS), нативные облачные приложения (PaaS) или более гибкую гибридную комбинацию репозиториев на своей площадке и за ее пределами? Для многих современных предприятий модернизация инфраструктуры основывается на внедрении продуктов, способных поддерживать гибридную облачную среду, нацеленную на повышение экономической эффективности и ускорение процессов. Особое внимание должно быть уделено способам управления данными, хранения и совместного использования данных — как в самой компании, так и за ее пределами.

Второй шаг — фокусировка на создании уровня взаимодействия с клиентами, их вовлечения с помощью ИТ. Это не только повышает уровень обслуживания клиентов, но и открывает новые каналы для интеллектуального анализа данных, которые улучшают качество данных и повышают клиентоориентированность компании. Это помогает ей лучше понять своих клиентов и, благодаря этому, позволяет создавать более точные алгоритмы машинного обучения, чтобы получить дополнительные конкурентные преимущество, повысить доверие и расширить лояльность к бренду.

Успехи в области ИИ, а также совершенствование таких технологий, как дополненная реальность (АR), виртуальная реальность (VR) и Интернет вещей (IoT), привели к резкому изменению способов взаимодействия современных потребителей с цифровым миром. Поскольку эти решения еще больше разрушают барьеры во взаимодействии человека и машины как в Интернете, так и на торговых площадках, пользовательский опыт будет продолжать эволюционировать, а способы общения компаний со своими клиентами станут более персонализированными.

Новые приложения для вовлечения клиентов основаны на формировании нового интеллектуального промежуточного уровня, способного соединять людей и системы, и для искушенных компаний их потенциал выходит далеко за рамки работы с клиентами и распространяется на само рабочее место. Виртуальные помощники, чат-боты, киоски и цифровые ассистенты способны распространять информацию в режиме реального времени способами, которые ранее только можно было вообразить, в то время как интеллектуальные «вещи», такие как смартфоны и камеры, позволяют людям и машинам взаимодействовать на всех этапах цепочки поставок. Потребители и сотрудники получают преимущества от использования одной и той же технологии.

Шаг третий охватывает все важные уровни данных. Если, как утверждает Майкл Делл, «данные — это ракетное топливо сегодняшнего дня», то этот уровень — навигационная система, определяющая видение компании, ее стратегию. Роль сильной платформы для аналитики данных и соответствующего озера данных выходит за рамки простого сбора, хранения и определения приоритетности данных, включая анализ этих массивов информации и прогнозирование тенденций на основе прежних результатов. Будучи правильно реализованной, она помогает предотвратить «дрейф данных», повышает целостность данных, помогает сохранить клиентоориентированность и предлагает удобный интерфейс для предоставления сведений руководству — с самыми свежими фактами, на основе которых можно принимать информированные решения.

Чем раньше компания начинает следовать интеллектуальной стратегии работы с данными, тем более экономически выгодными будут результаты, и тем легче будет кастомизировать новые приложения. Те, кто раньше других вступают на этот путь, также получают преимущества благодаря значительному сокращению периодов миграции данных и устранения необходимости изменять будущие приложения для их согласования с существующим центральным репозиторием данных.

Как только надежный уровень данных прочно займет свое место, можно приступать к четвертому шагу. Он сфокусирован на преимуществах ИИ. Этот уровень позволяет компаниям разрабатывать хорошо управляемые, точные модели машинного обучения, которые могут применяться на всех этапах бизнеса. Машинное обучение дает возможность выполнять те задачи, в которых компьютеры способны продемонстрировать все свои преимущества. Это такие задачи, как анализ больших объемов данных, мониторинг бизнес-среды и точные прогнозы, основанные на исторических данных, а также выявление тенденций. Это позволяет высвободить людей для решения задач более высокого уровня, таких как планирование, разработка стратегии и организация бизнеса в соответствии с результатами анализа.

Это позволяет компании:

  • увеличить потоки доходов путем выявления новых направлений бизнеса и использования предиктивного анализа;
  • повысить эффективность бизнеса за счет использования релевантной информации в режиме реального времени и обеспечить рост продуктивности благодаря использованию аналитических данных для более целенаправленной работы;
  • улучшить качество обслуживания клиентов и повысить уровень их удовлетворенности за счет более персонализированного вовлечения и предиктивной аналитики;
  • повысить уровень информационной безопасности и обеспечить соблюдение нормативных требований, контролируя необычное поведение и выявляя нарушения шаблонов на всем предприятии, включая облако;
  • создавать индивидуальные алгоритмы для существующих и будущих решений машинного обучения, которые могут применяться для повышения производительности — как на предприятии, так и вне его, использовать накопленные знания для дальнейшего повышения производительности.

Повышение рентабельности инвестиций

Аналитики Gartner заявляют, что «в ближайшей перспективе (до 2025 года) способность использовать ИИ для повышения эффективности принятия решений, внедрения новых бизнес-моделей и создания экосистем, формирования нового клиентского опыта будет способствовать окупаемости цифровых инициатив».

Между тем инвестирование в ряд хорошо спланированных промежуточных уровней дает дополнительный выигрыш, который выходит за рамки простого совершенствования решений ИИ. Надежная технологическая основа помогает эффективнее интегрировать новые технологии друг с другом, тем самым раскрывая потенциал множество новых методов и существенно увеличивая их охват.

Технологии ИИ, AR, VR, IoT и блокчейна в равной степени выигрывают от надежной, современной технологической основы: в IoT она используется для сбора данных, в ИИ — для анализа, в AR/VR — для визуализации, в облачных сервисах — для увеличения скорости и гибкости, в блокчейне — для безопасности. Благодаря соответствующему технологическому фундаменту они превращаются из автономных решений в единую ИТ-инфраструктуру организации, которую можно кастомизировать под потребности компании, что значительно увеличивает ее нынешнюю и будущую ценность.

Ключом к успешной цифровой трансформации, позволяющей компаниям максимально использовать технологии завтрашнего дня и получать максимальную отдачу от инвестиций, является разумная подготовка и видение в долгосрочной перспективе. Эти внутренние уровни, о которых часто забывают, остаются «невоспетыми героями» эпохи цифровых технологий, и их значение нельзя недооценивать.

Автор статьи — старший вице-президент по корпоративным решениям Dell EMC в Великобритании и Ирландии.