Облачные сервисы продолжают притягивать предприятия даже несмотря на то, что последним приходится сталкиваться со сложностями при переносе своих инфраструктур. Одни компании делают это быстрее, другие — медленнее, однако этот процесс уже необратим, утверждают опрошенные порталом Information Age эксперты. Движение в облако набирает обороты вот уже на протяжении десяти лет: работа инфраструктуры и активов в виртуальной среде дает компаниям значимые преимущества в быстро изменяющейся конкурентной среде на пороге Четвертой промышленной революции, которая ставит клиента в эпицентр коммерческих взаимоотношений.

Смена стратегической и операционной парадигмывызвала реакцию рынка, где помимо доминирующих AWS, Azure и Google Cloud существует большое количество мелких облачных провайдеров, каждый из которых пытается урвать от облачного пирога. В чем причина массовой миграции в облако? Она довольно проста — речь идет о выживании: предприятия, которые следуют путем цифровой трансформации начинают процветать, фирмы, которые ее избегают, летят под откос.

Драйверы, которые подстегивают переход в облако

Макроэкономическим драйвером, который в значительной степени стимулирует переход в облако, является гибкость. Она позволяет выбирать несколько облачных провайдеров, строить частное или гибридное облако, буквально в несколько кликов выбрать виртуальную машину, развернуть контейнер, дистанционно определить необходимые организации вычислительные мощности, задействовать их и также быстро избавиться от избыточных. Еще несколько лет назад об этом можно было только мечтать, что могут подтвердить очевидцы, которые застали времена расцвета мейнфреймов.

Еще одним драйвером, который подогревает интерес к цифровой трансформации, является частота упоминания этого явления как в прессе, так и в отраслевых кругах (в США и Европе его принято обозначать именно цифровой трансформацией, в Азии — цифровизацией (digitisation)). «В определении этих терминов есть интересный лингвистический нюанс. Термин „цифровое преобразование“ является немного неточным, потому что он подразумевает конечное состояние, тогда как на самом деле это постоянный процесс. Процесс, который простирается по всей цепочке ценности и затрагивает каждого вашего клиента. Это во-первых, а во-вторых он означает, что вы должны постоянно развиваться, превратиться в компанию, которая учится и не боится изменений», — объяснил технический директор Cloud Foundry Чип Чайлдерс в ходу недавнего саммита Cloud Foundry Foundation в швейцарском Базеле.

В качестве третьего драйвера выступает стоимость проектов. Перевод проектов в облако выливается в серьезную экономию средств, которая появляется за счет хостинга проектов на аутсорсинговых IaaS-площадках. Помимо того, что предприятия могут сэкономить на закупке оборудования, полагаясь на мощности IaaS-провайдеров, они сокращают расходы на ПО, избегают привлечения дополнительного ИТ-персонала, снижают расходы на электроэнергию и обслуживание собственных ЦОДов.

Как правило, облачные сервисы предлагаются по подписке, и, в отличие от модели онпремис не требуют значительного объема первоначальных инвестиций. С другой стороны, в некоторых случаях подписную модель можно рассматривать как уязвимое место облачных услуг — компаниям приходится за них переплачивать, однако это не составляет особых проблем для компаний, которые используют значительные облачные ресурсы. Облачные сервисы в любом виде и любой комбинации продвигают цифровую трансформацию, позволяя организации виртуализировать свои приложения, инфраструктуру и платформы.

Облако уже продемонстрировало свою ценность для предприятий, даруя им большую свободу, гибкость и масштабируемость, но ему есть куда расти. Open Source-сообщество Cloud Foundry — один из путей развития. Облако Cloud Foundry приспособлено для предприятий, которые разрабатывают клиентское ПО, обеспечивая скорость разработки и масштабируемость развертывания, а также управление на уровне тысяч программ. Сообщество объединяет тысячи программистов, готовых оказать поддержку небольшим компаниям, которые не могут позволить себе удерживать большой штат ИТ-специалистов. Поддержка касается инфраструктуры как публичных, так и частных облаков.

Является ли Open Source путем развития облачной индустрии?

Цифровая трансформация набирает обороты, поэтому «нецифровым» компаниям будет непросто удержать своих клиентов, тогда как «оцифрованные» компании лучше подготовлены для удовлетворения индивидуальных потребностей клиентов и дают им больше контроля над своими данными. Open Source-сообщества, такие как Cloud Foundry, помогают «нецифровым» компаниям стать более клиенториентированными.

«В сообществе Cloud Foundry есть несколько вендоров, клиенты которых взаимодействуют со своими пользователями при помощи ПО с открытым кодом. Возможно, это взаимодействие — лучшее, что мы можем предоставить. Представьте себе, что сотрудники Boeing и UK Government Digital Services могли бы наладить взаимопонимание, обмениваясь стоящими перед ними задачами, делясь своими достижениями, поясняя друг другу, как их компании реструктуризируются, как соблюдают требования регуляторов по контролю и сохранностью данных пользователей и т. д. Открытость — это очень полезная вещь, особенно в проекции на конечных пользователей, и не исключено, что она станет следующим шагом на пути развития облачной индустрии», — сказал Чайлдерс.

Применение облака

Скорость перехода в облако варьируется в зависимости от отраслевой или региональной принадлежности предприятий — одни совершают его быстрее, другие медленнее, однако один факт неоспорим — перенос инфраструктуры в облако означает движение в сторону цифровизации. «Некоторые отрасли промышленности к нему не готовы или внедряют медленными темпами, однако переход в облако является долгосрочной тенденцией — его уже не остановить», — считает Чайлдерс.

Отчасти «вину» за это нужно переложить на плечи пользователей, которые за последние годы «оцифровались» смартфонами, планшетами, смарт-часами и прочими гаджетами и теперь требуют того же от компаний — будь-то их работодатель или компания, которая предоставляет им какие-либо услуги. Пользователи больше не желают мириться с задержками, им не нравится, когда взаимодействие с компанией выходит за пределы несколько кликов по экрану смартфона, например, при совершении заказа товара. Другими словами, пользователи хотят использовать свой цифровой опыт.

«Сфера юридических услуг — яркий пример слишком медленного движения к цифре, но в ней существует огромное количество стартапов или поставщиков ПО, которые предлагают действительно уникальные решения», — говорит CTO Cloud Foundry. Как эти стартапы подрывают почву под ногами традиционного бизнеса? Они предлагают в обход адвокатов и юристов платные консультации, при этом по значительно более низкой цене. «Правовая индустрия медленно входит в облако, но на этом рынке появились механизмы, которые меняют способ взаимодействия юристов с технологиями, и то, как они налаживают связь со своими клиентами», — сказал Чайлдерс.

Индустрия финансовых услуг в облачном разрезе является полной противоположностью сектору юридических услуг. «Это одна из движущих сил технологических нововведений. Крупные банки одними из первых начали внедрять новые технологии. Причина этого заключается в том, что конкуренция между крупными финансовыми институтами и так была довольно высока, а теперь становится буквально гипертрофированной, если учесть, что на финансовом рынке действуют тысячи стартапов. Поэтому банки используют любые возможности, будь то новая модель машинного обучения, блокчейн или облака — что угодно, чтобы опередить конкурентов, причем они внедряют эти технологии, когда те находятся еще в зародыше», — пояснил Чайлдерс.

Манипулирование технологиями, рокировка платформ — это привычная схема обеспечения работоспособности организаций из ориентированных на технологию отраслей, таки как страхование, производство, финансовые услуги, розничная торговля или связь. Очевидно, что такие организации первыми начали применять облако и «оцифровались». Сфера юридических услуг, здравоохранение меньше зависят от технологий и они не сразу осознали их стратегическую ценность, и это стало причиной их отставания. Потребуется время, дополнительные инвестиции, чтобы они догнали новаторов.

Выбор подходящего облака

Рынок облачных сервисов богат выбором — предприятия могут осваивать частное, общественное, гибридное облако или отдать предпочтение мультиоблаку. Выбор зависит от его размера, рыночной позиции и целей предприятия. Он может диктоваться необходимостью, связанной со стремлением более гибко обслуживать клиентуру или желанием двигаться вперед и стать участником цифровой революции.

По мнению технического директора Aricent Валида Негма, правильный выбор облака заключается в том, чтобы «дать разработчикам контроль над инфраструктурой, в т. ч. кодом. Облачные службы должны обладать набором микроуслуг и инструментов, которые разработчики могут использовать для создания приложений и их запуска в производственном масштабе. Они не должны ограничивать выбор, предоставлять платформенные сервисы для создания приложений. Наконец, облако, в котором находится наиболее часто используемое ПО с открытым кодом, в большей степени привлечет внимание разработчиков приложений».