В будущем мобильность будет определяться уровнем взаимодействия фирм — тем, как они управляют и обмениваются данными в мобильных экосистемах. Главный консультант Forrester Research Лоренцо Интрона рассказывает в корпоративном блоге о проблемах автопроизводителей и способах их решения.

История автомобильной промышленности насчитывает многие десятилетия, но только в последние годы стало очевидным, что размер и операционная структура автопроизводителей препятствуют гибкости бизнеса, необходимой для достижения удовлетворенности клиентов в эпоху цифровой трансформации. Фокус автоконцернов всегда был направлен в сторону пользовательских предпочтений и функциональности продукта, многие из них делают ставку на количество выпускаемых автомобилей, однако расцвет мобильных технологий, а также конкуренция со стороны новых игроков поставили перед традиционными производителями новые задачи и заставили их переосмыслить свою роль.

Как следствие, они принялись за освоение сервис-ориентированных моделей бизнеса, таких как каршеринг, вызов такси по типу «кликни и езжай», а также перешли к более тесному сотрудничеству со специалистами по городскому планированию. Несмотря на то, что производители решили освоить новые территории, они по-прежнему уделяют основное внимание «количеству машин». Недавнее слияние каршеринговых сервисов car2go и DriveNow (принадлежат Mercedes-Benz и BMW соответственно) подчеркивает необходимость увеличения размера автопарка, чтобы успешнее конкурировать с нетрадиционными автомобильными игроками.

Нет сомнений, что будущее мобильности будет тесно связано с автономными автомобилями, интеллектуальными сервисами по их обслуживанию и сотрудничеством со специалистами в области городского планирования. «Со временем появится больше людей, которые обойдутся без машин, но при этом захотят остаться крайне мобильными», — заявил по поводу слияния car2go и DriveNow председатель совета директоров Daimler AG и глава Mercedes-Benz Cars Дитер Цетше.

Желание производителей диктовать моду на мобильность понятно — они не хотят терять бизнес, однако мобильность — это нечто большее, чем просто автомобиль. Будущее мобильности будет зависеть от того, насколько хорошо компании работают вместе, управляют данными и обмениваются ими в рамках мобильных экосистем.

В феврале 2018 г. 15 технологических компаний (BlaBlaCar, Citymapper, Didi, Keolis, LimeBike, Lyft, Mobike, Motivate, Ofo, Ola, Scoot Networks, Transit, Uber, Via и Zipcar) подписали «Основы всеобщей мобильности для комфортного проживания в городах». В числе этих основ упоминаются удобство технологии, работа на общее благо, сокращение выбросов вредных газов в атмосферу, обмен данными. Примечательно, что среди участников коммюнике отсутствуют автомобильные бренды, и это значит, что у них появились влиятельные конкуренты. Данные и стремление управлять ими «от начала и до конца», а также обмен информацией станут отличительной чертой будущего мобильных технологий. Обладание данными наделит их владельцев огромными возможностями.

Спустя несколько лет обмен данными станет самой серьезной проблемой для автопроизводителей, поставив под вопрос их позиции и влияние в отрасли, которая, скорее всего, более не будет называться автомобильной промышленностью, а станет «индустрией мобильности». Чтобы остаться в бизнесе, автопроизводителям придется стать активными участниками кругооборота данных и не выстраивать вокруг себя защитные бастионы. В противном случае изоляционная политика поставит их вне рамок зарождающейся индустрии мобильности, усложнит доступ к клиентам и добычу бизнес-данных. Чтобы перенестись в индустрию мобильности, автомобильные бренды должны предпринять следующие действия.

Наладит обмен данными со сторонними каршеринговыми сервисами

Тенденция «мобилизации» набирает обороты, меняет вкусы людей, делая необходимость владения автомобилями менее очевидной. Обилие каршеринговых сервисов — это еще один фактор, который работает не на благо автоиндустрии. Согласно отчету Deloitte «Future of mobility», к 2030 г. 66% новых автомобилей в городах будут закупаться каршеринговыми сервисами. Разумеется, автомобилестроители не планируют снижать поставки машин, однако замедление потребительского спроса повлияет на их дистрибьюторские сети и автосалоны.

Чтобы выжить в новых условиях, дилерским центрам нужно избавиться от привязки к автопроизводителям и подключиться к мобильной экосистеме через платформы, которые обеспечивают обмен данными с помощью API и микросервисов. Пока что возможности автодилеров далеки от желаемого, и если они не захотят приспосабливаться к индустрии мобильности, то рискуют быть вытесненными из бизнеса.

Автомобильные бренды поджидает та же опасность — снижение продаж, потеря данных и связей с клиентами. Помимо того, что собственные каршеринговые сервисы автопроизводителей поддерживают лишь краткосрочную связь с клиентами, у них отсутствует совместный доступ к базам данных и поэтому им будет непросто сохранять и поддерживать лояльность клиентов. В качестве приоритетной деятельности им нужно заняться консолидацией данных со сторонними каршеринговыми сервисами и внедрить упрощенное управление мобильностью.

Стать частью мобильного и цифрового ландшафта будущего

Опыт общения, отношений потребителя с брендом меняется благодаря широкому распространению цифровых устройств, будь то мобильные телефоны, консоли, домашняя электроника или автомобили, которые с каждым годом становятся «умнее» и могут разумнее управлять контентом. Пользователи уже привыкли к этому комфорту, но требуют бесшовного взаимодействия между каналами и устройствами.

Чтобы приспособиться к среде интеллектуальной оркестровки данных, OEM-производитель должен изменить подход к генерации и управлению контентом, который должен быть доступным на основных мобильных платформах, в Интернете и обладать возможностью подключения посредством API. Больше не нужно изыскивать пути доставки контента — его актуальность зависит от маневренности автопроизводителя.

Приспособиться к пользовательским экосистемам

Клиенты больше не полагаются на единичный опыт, предоставляемый той или иной торговой маркой, а руководствуются собственным выбором. И автопроизводителям, и дилерам нужно вовлечься в клиентскую экосистему, получить опыт взаимодействия с ними. Получив доступ к большему количеству данных, они смогут использовать такие технологии, как искусственный интеллект и машинное обучение, для анализа и дальнейшего приспособления к изменениям в экосистемах клиентов.

Обмен данными — единственно верный выбор

Данные — будущее мобильности. Именно данные, доступ к ним, обмен информацией и управление ею будут определять роль OEM-производителей в индустрии мобильности. Пока что эта ниша занята «цифровыми подрывниками», которые выстраивают свои сервисы, ориентируясь на данные. Автопроизводителям и дилерам следовало бы вооружиться их опытом, к тому же у них имеется инфраструктура, которая дополняет предложения цифровых игроков. Комбинация проверенной инфраструктуры, обмена данными и динамических цифровых услуг обеспечивает перспективу будущей мобильности. Примкнув к ней, автопроизводители принесут наибольшую пользу клиентам.