Источники бесперебойного питания (ИБП) давно являются неотъемлемой частью ИТ-инфраструктуры, а рынок этих систем — зрелым и насыщенным. Но он продолжает динамично развиваться, реагируя на изменения в технологиях и экономике. О последних событиях и трендах в области ИБП обозревателю itWeek Елене Гореткиной рассказывает вице-президент подразделения IT Division компании Schneider Electric в России и СНГ Роман Шмаков.

itWeek: Каким был 2018 год для рынка ИБП?

Роман Шмаков: В России этот год был довольно тяжелым. Общая турбулентность наблюдалась на всем ИТ-рынке, но сегмент ИБП пострадал больше всего. Дело в том, что 2017-й был очень успешным с точки зрения инфраструктурных проектов — создавались ЦОДы, объекты для чемпионата мира по футболу, стадионы, гостиницы, больницы и т. д. Все это привело к всплеску спроса на ИБП.

В 2018-м продажи упали, так как все основные инфраструктурные проекты в части инженерных систем и сетей были завершены еще в 2017-м, а в этом году таких проектов не было. Кроме того, сыграл фактор политический, связанный с выборами президента РФ.

Мы предвидели спад по сравнению с 2017-м, но не ждали, что он будет таким масштабным. Это было большим сюрпризом для всех игроков рынка ИБП.

itWeek: Вероятно, разные сегменты рынка пострадали в разной степени?

Р. Ш.: В первую очередь провал был на проектном рынке, где в основном применяются трехфазные и мощные однофазные продукты. На потребительском рынке падение было меньше, основное снижение спроса продолжалось с мая по сентябрь, при этом ослабление активности наблюдалось независимо от вендора, мощности и стоимости ИБП. Мы связываем это с ослаблением рубля и последующим снижением покупательской способности.

Интересно, что, по отзывам ритейлеров, не сильно упали продажи основных потребительских ИТ-продуктов (смартфонов, планшетов и т. д.), но существенно выросла закредитованность населения. Однако ИБП не относятся к товарам, ради которых берут кредит.

Что касается наших продаж, то у нас падение было релевантно рынку. Могу сказать, что в однофазной и трехфазной категориях мы смогли удержать доли рынка и остаться в них лидерами.

itWeek: Какая ситуация наблюдается на мировом рынке ИБП?

Р. Ш.: Сложность оценки заключается в том, что рынок сильно сегментирован по географии и отраслям. Например, у Schneider Electric продажи по миру росли быстрее, чем по Европе и Северной Америке. Причина в том, что на развивающихся рынках Азии, Африки, Южной Америки и Австралии спрос был выше. Также важным драйвером развития рынка больших ИБП стало активное строительство больших ЦОДов практически во всех географических зонах.

В целом мировой рынок ИБП растет, но растет органически на единицы процентов. Нет взрывного роста, нет прорывных драйверов, которые дают двузначный рост. Положительный эффект обеспечивают тренд на цифровизацию во всех странах, спрос на ЦОДы, развитие технологий больших данных, облачных и периферийных вычислений.

itWeek: Какие тренды рынка ИБП сейчас наиболее заметны? Как они связаны с трендами рынка ЦОДов?

Р. Ш.: Здесь уместнее говорить о глобальных направления ИТ-отрасли в целом. Интернет вещей, периферийные вычисления, облака, большие данные — передовые технологии, которые требуют соответствующей инфраструктуры, позволяющей хранить, передавать и обрабатывать данные.

Например, для периферийных вычислений нужна разветвленная инфраструктура, находящаяся в непосредственной близости от точек генерации трафика, которая включает транспортные сети, объекты городской или нефтегазовой инфраструктуры, а также каналы передачи данных и ЦОДы различных уровней. В частности, применяются микроЦОДы, которые находятся в точках сбора и генерации трафика, а также промежуточные узлы и центральные хранилища большого масштаба.

Если говорить про облачные вычисления, то этот рынок перешел в зрелую фазу, когда его устойчивый рост обеспечивают предприятия и пользователи, которые действительно нуждаются в облачных сервисах. В результате на рынке появились глобальные и региональные системные игроки, занимающиеся ЦОДостроением.

На российском рынке есть и свои драйверы спроса. Согласно опросам ряда аналитических агентств, большинство крупных игроков собираются расширять свои ЦОДы и строить новые площадки в связи с ростом спроса на услуги коммерческих дата-центров.

Причем интересно, что помимо внутренних заказчиков есть еще немало зарубежных — китайских, индийских и др., которые очень хотят размещать свое оборудование и ПО на коммерческих площадках в России. Им это выгодно, но есть и стратегические соображения. Например, ряд китайских компаний активно выходят на российский рынок, чтобы, с одной стороны, работать в нашей стране, а с другой ‒ быть поближе к Европе.

Еще один фактор роста строительства коммерческих ЦОДов в России связан с тем, что большинство площадок уже либо полностью заполнены, либо близки к заполнению. Многие игроки уже начали оформление земельных участков и проектирование новых ЦОДов. Так что, судя по всему, 2019-й будет годом активного ЦОДостроения в коммерческом секторе, что хорошо для всех компаний, которые предлагают комплексные инфраструктурные решения для ЦОДов.

Помимо этого, есть много технологических трендов, которые вызывают изменения в подходах к созданию ЦОДов. Прежде всего, это продолжающийся фокус на эффективность, причем это относится к экономии не только электроэнергии, а также площадей и использования персонала. Ведь чем выше уровень автоматизации, тем меньше людей можно задействовать на объекте и тем ниже затраты на эксплуатацию.

Компании научились считать деньги и понимают, что неэффективный ЦОД невыгоден для бизнеса. Если компания хочет получить площадку, не только надежную, но и позволяющую минимизировать затраты без снижения качества сервиса, то над этим нужно поработать. Поэтому эффективность ЦОДов будет очень важным фактором, в том числе и для инженерной инфраструктуры.

itWeek: Что вы готовы предложить рынку в связи с этими трендами?

Р. Ш.: Одно из наших стратегических направлений бизнеса — рынок ЦОДов, для которого мы предлагаем целый спектр решений. Кроме того, мы имеем накопленный опыт строительства ЦОДов в разных странах, при разных условиях и для разных задач, готовы обсуждать с заказчиками не только технологические, но и финансовые и организационные вопросы.

У нас есть решения для объектов разного масштаба — от нескольких шкафов до десятков тысяч стоек. Это позволяет заказчикам применять модульный подход, используя решения разных масштабов — уровня стойки, ряда, машзала и всего ЦОДа. То есть компаниям не обязательно сразу строить ЦОД таким, каким он будет в конце своего жизненного цикла. Мы предлагаем инфраструктуру, которая расширяется по мере необходимости.

Например, в области периферийных вычислений мы предлагаем специализированное решение для создания микроЦОДов. Это шкаф, где есть системы хранения, охлаждения, электропитания, мониторинга и управления. Такой микроЦОД можно подключить к общей сети и использовать в рамках цифровой концепции EcoStruxure. Кроме того, есть гибкие и масштабируемые решения для среднего уровня периферийных вычислений и для больших ЦОДов.

Большое внимание уделяется энергоэффективности ЦОДов. Например, для ИБП высокой мощности есть технология, которая позволяет заказчикам без особых усилий повышать мощность выше номинальной на довольно продолжительное время, чтобы сглаживать пиковые нагрузки от серверов и тем самым экономить на масштабе инженерной инфраструктуры и снижать издержки.

itWeek: В последнее время много спорят о преимуществах ИБП с литий-ионными батареями. Как вы считаете, у этой технологии есть будущее?

Р. Ш.: Сейчас направление ИБП с литий-ионными батареями активно развивается, причем как малой, так и большой мощности. Начальные инвестиции выше, чем у традиционных, но не в разы, а с точки зрения полного цикла владения (TCO) они оказываются намного более выгодными.

Сегодня большинство заказчиков обращают внимание не только на капитальные затраты, но и на операционные расходы на протяжении жизненного цикла. Для ЦОДов это 5–10 лет, и на этом горизонте такое решение показывает высокую экономическую эффективность.

В пользу ИБП с литий-ионными батареями говорит и то, что они гораздо более устойчивы к колебаниям внешней среды, имеют намного больше циклов заряда-разряда и, как следствие, позволяют работать без замены батарей до десяти лет, что существенно выше, чем в среднем для свинцовых батарей.

itWeek: Что у вас предусмотрено для автоматизации управления инженерной инфраструктурой и ИБП?

Р. Ш.: Такую задачу решает EcoStruxure — архитектура, увязывающая все элементы инженерной инфраструктуры в единое цифровое пространство. Это — архитектура, в которую входит ПО и аппаратная платформа. Все наши продукты могут быть включены в такую среду.

itWeek: Область применения облаков постоянно расширяется. Что вы можете предложить рынку в ответ на этот тренд?

Р. Ш.: Сейчас набирает обороты новое направление — управление инженерной инфраструктурой из облака. В этом году мы планируем запустить на российском рынке новый продукт IT Expert, который позволит заказчику через облако получать доступ к мониторингу и управлению своей инженерной инфраструктурой.

itWeek: Как обстоят дела на российском ИТ-рынке? Как на иностранных участников влияют санкции, импортозамещение и госпрограммы, связанные с ИТ?

Р. Ш.: Текущая ситуация на российском ИТ-рынке неспокойная. С точки зрения экономики мы живем в эпоху турбулентности, когда в течение года возникают некие непредвиденные или маловероятные события, негативно влияющие на бизнес. Но если говорить об импортозамещении, то, несмотря на растущую активность в этом направлении, мы пока не видим серьезной угрозы для иностранных производителей.

И хотя тренд локализации усиливается, он является фрагментарным. Чтобы именоваться российским производителем, надо отвечать требованиям федерального закона, где указана глубина локализации, количество локальных компонентов и т. д. Но в короткие сроки нереально создать продукты с качеством, сопоставимым с продуктами компаний, которые много лет производят их на фабриках с высоким уровнем автоматизации. Поэтому некоторые вендоры идут по пути либо упрощения, либо минимальной локализации.

Мы приняли решение локализовать только те продукты, которые можно производить здесь без снижения качества. Но как показывает практика, ИБП и системы кондиционирования слабо локализуются или их локализация приводит к существенному удорожанию. Поэтому мы предпринимаем шаги для точечной локализации там, где это надо с точки зрения требований заказчика.

Например, в прошлом году нам удалось локализовать производство ИТ-шкафов, которые применяются на целевых рынках телекоммуникационных и коммерческих ЦОДов. Сделали точечно под конкретных заказчиков, которым требовалось решение, собранное у нас и меньше привязанное к валюте.

Что касается госпрограмм, то мы активно сотрудничаем с государством, видим в Минкомсвязи надежного партнера. В настоящее время активно работаем с рядом организаций, которые занимаются построением инфраструктуры для реализации госпрограммы «Цифровая экономика РФ». Уж есть положительные результаты, но основные проекты в будущем.

itWeek: Какие прогнозы и планы на 2019 год?

Р. Ш.: Мы рассчитываем, что рынок ИБП вернется к росту. 2018-й был годом низкой фазы, а следующий обещает быть урожайным за счет больших инфраструктурных проектов. Кроме того, уже наблюдается рост спроса на потребительском рынке.

У нас появляется много новых продуктов, позволяющих еще эффективнее защищать критичные приложения заказчиков. Это касается и малых однофазных ИБП, и больших трехфазных ИБП, и систем охлаждения.

Одновременно мы усиливаем фокус на сервисное направление, которое включает не только сервисы по ремонту и обслуживанию продуктов, но также и аудит, направленный на повышение эффективности объектов. Собираемся также использовать сервис в качестве драйвера роста продаж продуктов и решений, например, в рамках сервисных контрактов предлагать дополнительные решения для расширения инфраструктуры заказчика.

Одно из актуальных направлений продвижения сервисов — модернизация ЦОДов. Дело в том, что в России подходит к концу жизненный цикл многих ЦОДов, построенных в 2007–2008 гг., на первой волне ЦОДостроения. Наступает момент, когда владельцы должны принимать решения, что с ними делать: перестраивать, менять, закрывать... В связи с этим сейчас пользуются спросом такие услуги, как аудит существующих площадок, разработка программ модернизации, утилизации, глубокой оптимизации.

itWeek: Спасибо за беседу.