Окончился 2018 год, и скоро операторы ЭДО сообщат об увеличении распространения электронных накладных. Оптимистичные эксперты оценят их долю в 5%, а это значит, что они опять не стали массовым инструментом. Пока участники рынка успешно лоббируют внедрение обязательного ЭДО по отдельным товарным группам (алкоголь, пиво, табак и совсем скоро обувь и прочие предметы быта) попробуем дать субъективную оценку — являются ли электронные накладные действительно полезным явлением.
Термин ЭДО объединяет как внутрикорпоративный, так и межкорпоративный документооборот. Данная статья посвящена межкорпоративному ЭДО, а именно электронным накладным. Для однозначности будем использовать международное название — «invoicing».
Термин invoicing на самом деле содержит три сущности:
- paper invoice, или бумажная накладная или акт;
- e-invoice — электронная накладная/акт, обладающая юридической значимостью, в нашей практике называется «электронной накладной», ЮЗЭДО;
- el-invoice — редко встречаемое обозначение накладной/акта, существующей в электронном виде (pdf/xml), но не обладающей юридической значимостью. В российской практике встречается название «ЭДО без ЭЦП». Будем называть этот вид накладных
d-invoice (этого термина пока нет в общепринятой практике) — от слова digitized («оцифрованная»).
Инвойсы бывают как минимум двух совершенно разных видов: товарные накладные и акты оказанных услуг. Перечислим их основные характеристики и проблемы, с которыми сталкиваются участники сделки.
Товар |
Услуга |
|
---|---|---|
Количество строк |
От одной до сотен и больше |
Редко более одной услуги, например, аренда и коммуналка |
Способ доставки клиенту |
Вместе с товаром |
По почте/курьером |
Проблема поставщика |
Вернуть подписанный экземпляр |
Вернуть подписанный экземпляр |
Проблема клиента |
Перенести накладную построчно в свою учетную программу |
А всем ли покупателям входящие инвойсы доставляют сложности в обработке?
Обработка актов с услугами не является проблемой, так как они редко содержат более двух строк. Обычно бухгалтер копирует предыдущий акт, меняет номер, дату и некоторые суммы. В этой конфигурации заставить клиента подписать электронный акт очень сложно, так как его полностью устраивает его бумажная версия.
Ситуация с товарными накладными не такая очевидная. Небольшие накладные также не вызывают сложностей, а для «длинных» покупатели вынуждены придумать решения, например, сканирование.
Простой пример. Продуктовые магазины «у дома» имеют в среднем ассортимент в
Во втором примере компания может использовать документ «Заказ», который и отправляется поставщику, и впоследствии этот документ одним кликом превращается в «Поступление». Здесь также загрузка электронной накладной — полностью лишний процесс.
Итак, инвойсинг:
- Не такой простой вопрос, как кажется.
- Мировой уровень распространения в 20% говорит о глобальной проблеме с полезностью именно для бизнеса.
- Поведение товарных накладных и актов сильно различается.
- Ценности для поставщиков и покупателей незеркальны, и, более того, есть категории клиентов, которым e-инвойс вообще не нужен.
Это означает, что у поставщика всегда будет ситуация, когда часть клиентов запросит e-накладные, а другие их проигнорируют, следовательно, поставщик будет вынужден поддерживать два бизнес-процесса — бумажный и электронный. Поэтому поставщики предпочитают вести бумажный процесс для большинства клиентов и в ручном режиме рассылать e-накладные тем клиентам, которые об этом попросили. Может ли поставщик сказать: продаем только по e-инвойсам? Может, если мы говорим про монополистов, например, энергетиков.
Помощь Думы
Так может ли решить проблему законодательная обязанность использования e-накладных? Безусловно, введение такой практики решает несколько важных задач:
- Налоговая почти в онлайне контролирует торговую деятельность в стране, иногда рекомендуя компаниям покупать у «государственных» поставщиков (РосЕда, РосПиво). Уже сейчас налоговая «подсвечивает» тех контрагентов, которые не показывают прибыль в балансе, «помогая» этим компаниям разориться — ведь их контрагенты предупреждены о риске работы с ними.
- ЭДО-операторы смогут дополнительно заработать
100-200 млрд. руб. в год на трафике 15 млрд. накладных. - 1 млн. человек найдет себе работу в качестве контролеров, бухгалтеров, интеграторов.
В этом списке бенефициаров отсутствуют прямые участники инвойсинга — поставщики и покупатели, для которых обязательный e-инвойсинг становится технологическим налогом, поэтому стран с обязательным e-инвойсингом так мало. Бизнес же напрямую говорит — поддержка e-инвойсинга требует коренного изменения бизнес-процессов, а это не может быть дешево и никак не окупится экономией бумаги или сокращением бухгалтеров. Идея 100%-но безбумажного инвойсинга нереализуема на практике, о чем говорит международный опыт.
Получается, что бухгалтерская проблема с обработкой бумажных накладных нерешаема? Совсем нет. Обратимся к самой крупной и по совпадению самой эффективной экономике мира — США. Количество бизнес-единиц здесь оценивается на уровне до 20 млн. компаний — примерно в четыре раза больше, чем в РФ, но количество бухгалтеров в пять раз меньше (1 млн. против 5 млн. в РФ). Как такое возможно и что можно сделать у нас?
- Отсутствие НДС, а значит механизмов его администрирования. Проще заменить его оборотным налогом и сократить миллиарды на оплату труда налоговых инспекторов и деньги бизнеса, потраченные не на производство, а на учет и отчетность.
- Либерализация законодательства в области бухучета. Некоторые крупные компании в РФ делают робкие шаги по использованию односторонних актов, предусмотренных в ГК. Такие акты не нуждаются в подписании покупателем, а, следовательно, в возврате подписанного экземпляра курьерами или почтой.
- Отсутствие обязанности по ведению учета у микро-бизнеса. Нет ничего сложнее, чем учет по упрощенной системе налогообложения «доходы минус расходы». Ситуация, когда на три производственника есть пять человек обслуживающего персонала — непозволительная роскошь для экономики.
- В США большое число провайдеров
d-инвойсинга, которые помогают обрабатывать pdf-накладные и загружать их в учетные системы, хотяd-инвойсы позволяют делать «copy-paste», что уже неплохо.
Опыт ритейлеров в США
Клиент зарегистрировался на сайте и выбрал нужный товар, оплатил с помощью карты или банковским переводом и заказал доставку через курьерскую службу. На следующий день курьер вручил коробку с товаром. В коробке заказанный товар и бумажный инвойс с перечнем и ценами. В инвойсе указано, что клиент может загрузить pdf-инвойс из личного кабинета на сайте или купить его у обслуживающего
Здесь важно заметить, что поставщик никак не давит на клиента — решение клиента использовать
- Бухучет не ведется, поэтому инвойс игнорируется.
- Накладная заносится в учетную систему (например, Quickbooks) построчно вручную.
- Скачивается pdf-инвойс с портала поставщика или его провайдера и с помощью многочисленных парсеров загружается в учетную программу.
И в конце — совсем чудеса — бухгалтер фотографирует инвойс, прикрепляет фото к документу в учетной системе, а бумажный инвойс выкидывает. Этот способ рекомендует Quickbooks.
Ритейлер не тратит ни цента на возврат оригинала инвойса, не хранит бумажные инвойсы — это и есть безбумажная технология продажи. Клиент сам принял решение о способе обработки накладной от бесплатного до очень дешевого. Никакого бумажного архива у него нет. Что можно здесь улучшить и сэкономить?
Выводы
- Заставить 100% клиентов принимать e-инвойсы невозможно. Всегда есть вероятность, что перед вами клиент на ЕНВД, который вообще не ведет учет, поэтому базовый процесс поставщика должен быть бумажным, но одновременно с этим поставщик должен выдать d- и e-инвойс «на всякий случай» как часть клиентского сервиса. Хранить поставщик будет бумажные оригиналы, ежемесячно вынимая из архива инвойсы, по которым пришел е-инвойс в ответ.
- Клиент может попросить d- или e-накладной, но не у поставщика, а у провайдера. Для поставщика это не должно создавать каких-либо дополнительных операционных действий.
- e-инвойс позволяет отказаться от бумажного архива;
d-инвойс позволяет отказаться от расходов, связанных с e-инвойсами. Выдачаd-инвойсов для поставщиков — бесплатный и незаметный процесс.
Оба эти вида электронных инвойсов могут помочь бухгалтеру перенести данные в учетную систему, но решать, какой инвойс выбрать, следует каждому предприятию самостоятельно. Кстати, оба этих инвойса, как и их бумажный «коллега», могут и будут содержать учетные ошибки — неправильный товар, количество и сумма. Когда говорят о том, что e-накладные не содержат ошибок — сильно лукавят. Все они имеют единого родителя — учетную систему.
Итак, очень небесспорные субъективные оценки автора статьи:
- e-инвойсы не являются признаком цифровой экономики, а наоборот — признаком чрезмерной регуляции и недоверия государства к бизнесу и бизнеса к своим партнерам.
- Экономия возможна только на актах и не на бумаге, а на почтовых расходах по возврату от клиента.
- е-инвойсы фактически завершают сделку купли-продажи и не влияют на цены товаров и услуг. Безусловно, часть e-инвойсов могут помочь бухгалтеру в быстрой и безошибочной отработке, но потребность в таком функционале не такая большая, как кажется. Здесь e-инвойс сильно проигрывает
d-инвойсам, которые практически ничего не стоят и не требуют от поставщиков каких-либо действий, так как рассылать pdf/xml-копию накладной можно в полностью автоматическом и бесплатном режиме. - e-инвойсы — крайне нишевое явление, которое ограничено
5-10% рынка накладных — в основном закупки крупным бизнесом у малого, и судя по текущему уровню распространения этот рынок практически достиг потолка.
Ну и последнее: е-инвойс на самом деле может оказаться «ящиком Пандоры». Информация — кто у кого что купил и по каким ценам требует в первую очередь осмысления — полезна ли она или опасна. Вот несколько примеров, как вроде бы нужный сервис может уничтожить бизнес.
- Налоговая видит путь каждого товара от импорта или производства до конечного клиента. Получается, что никакого «таинства» предпринимательства больше нет. Всевозможные родственники людей, имеющих доступ к этой Big Data, создают клоны успешного бизнеса. Пострадавшей компании устраивают блокировку счета на неделю, а уже через неделю у их клиентов новый поставщик — с тем же названием и ценами, но с другим директором.
- Налоговая видит, что ваши конкуренты покупают товар дешевле или вы продаете дешевле, и доначисляют налоги — это же упущенная выгода.
- Ваши клиенты узнают, что вы продаете им дороже, чем другим, и требуют снижение цены или выходят на ваших поставщиков и закупают у них напрямую. Благая цель по экономии бумаги остается только на бумаге.
Являются ли эти риски надуманными? Вспомните, как ОФД-операторы начали анализировать данные онлайн-касс. Данные e-инвойсов пока запрещены к анализу именно операторами, но не государственными органами.
Обратите внимание на то, что таких угроз у
Автор статьи — руководитель компании «АйСи Технология».