Искусственный интеллект продолжает «оккупировать» отдельные отрасли, и банковский сектор — не исключение. Главный специалист по данным Principal Financial Group Джозеф Байрум рассуждает на портале InformationWeek о влиянии ИИ на банковскую систему и ее перспективах.

ИИ находится на пути к тому, чтобы стать незаменимым в индустрии финансовых услуг, и одновременно встает вопрос: значит ли это, что он потеснит руководителей высшего звена? Предпосылки к такой точке зрения имеют место. Банки одними из первых оказались на переднем крае автоматизации, внедрив банкоматы. Последние сократили взаимодействие клиентов с сотрудниками банка до минимума, предоставляя им круглосуточный доступ к вложенным средствам. Рассуждая об ИИ, многие дают волю фантазии: а может ли он пойти дальше и, скажем, заменить через несколько лет CEO банка? На первый взгляд, такое предположение кажется абсурдным, однако не стоит забывать, что ИИ вывел автоматизацию на новый уровень не в последнюю очередь потому, что умеет анализировать данные и принимать решения.

Применение ИИ в финансовой сфере имеет смысл по ряду причин, и одними из главных являются его возможности каталогизации, сопоставления банковских записей и распознавания шаблонов. В комплексе они делают ИИ исключительно ценным для обнаружения мошеннических операций, выявляя их признаки на основе анализа громадного количества многократно повторяющихся операций. Эта же способность машинного обучения окажет неоценимую роль в формировании отчетности. Но на данном этапе развития ИИ не достиг всеохватывающих возможностей — пока что мы говорим о «зачаточной» форме.

Следующее поколение ИИ — когнитивные системы — поднимутся еще на шаг выше. Такие системы могут поглощать практически неограниченный объем данных и создавать для анализа экономических результатов причинно-следственную модель. Умение выявлять причинно-следственные связи даст когнитивным ИИ-системам более прочную основу для эффективного принятия решений, что в конечном итоге улучшит коммерческую деятельность банка. Однако умение ИИ принимать решения, наследуя поведенчекую модель CEO, еще не гарантирует сходного результата.

Дело в том, что такие лица проходят тщательный отбор, многих из них отличает способность принимать нестандартные решения. CEO является публичным лицом организации, выступая в роли балансира между интересами совета директоров, акционеров и сотрудников, поэтому очевидно, что машина вряд ли сможет заменить его, особенно если речь зайдет о компромиссных решениях. И уж тем более трудно представить, что она сумеет сплотить или мотивировать сотрудников.

Суперпомощник

Очевидно, что ИИ не заменит CEO ни в 2020-м, ни спустя еще многие годы, но у него может быть не менее значимая миссия — расширить спектр принимаемых CEO решений путем конвергенции человека и машины. Проще говоря, когнитивные инструменты на основе ИИ наделят руководителя суперспособностями. Вот на что способны ИИ-системы:

  • Они и только они могут уследить за тем, что происходит в самых отдаленных уголках глобального финансового учреждения. Они умеют «стягивать» ключевые данные с каждого филиала организации и затем проводить их анализ с учетом конкретного контекста, то есть отталкиваясь от региональных, нормативных или экономических особенностей.
  • Филиалы организации могут проводить собственные транзакции, у них даже может быть собственная система отчетности. Любой кредит, заем, аккредитив, вывод средств или размещение средств на депозит — все эти операции могут проводится в режиме реального времени в течение секунд, а информация сопоставляться с данными клиента в ретроспективе. Этот уровень детализации и масштаб операций не сможет контролировать ни один CEO, но зато с ним справится ИИ.
  • ИИ-инструмент сможет выявить потенциальные проблемы еще до того, как они возникнут, смоделировать все вероятные сценарии развития, наилучшие способы реагирования и предоставить эту картину CEO. ИИ может подать эту информацию в удобоваримом формате, без ретуши, руководствуясь исключительно достоверными источниками данных.

Специфика работы CEO заключается в том, что он волен поручать задачи своим подчиненным самостоятельно или передавать их на автоматическую обработку интеллектуальной ИИ-системе. Разумеется, ИИ не сможет отдавать распоряжения, но, с другой стороны, он помог бы руководителю, выявляя однотипные задачи и тем самым экономя его время для решения более значимых вопросов.

Как уже говорилось, ИИ не сможет покушаться на должность CEO еще очень многие годы, если вообще когда либо сможет заменить его, однако нужно понимать, что из-за того, что финансовые учреждения функционируют в строго регулируемом правовом поле, банки будущего для улучшения показателей эффективности будут во многом полагаться на расширенные возможности ИИ-систем.

По мнению некоторых рыночных экспертов, продвинутые ИИ-системы нового поколения появятся к 2020 г., прокладывая человечеству путь к светлому технологическому будущему. Так как же банкам и их CEO подготовиться к технологическому прорыву и эффективному сосуществованию с ИИ?

  • Чтобы быть конкурентоспособным завтра, инвестируйте в ИИ сегодня. Учтите, что обучение или создание настраиваемых алгоритмов — крайне трудоемкая задача и требует много времени. К тому же есть основания полагать, что вряд ли уже завтра появятся универсальные решения. Выжидание — не лучшая тактика, она может оставить вас позади гонки.
  • Укрепите ИТ-команду организации. Качественная работа продвинутых интеллектуальных систем немыслима без надежной инфраструктуры, и в первую очередь это касается людских ресурсов. CEO следует побеспокоиться о создании или укреплении уже имеющейся операционной команды, озадачиться поиском подходящей кандидатуры CTO, но также не забыть о сотрудничестве с внешними партнерами.
  • Взращивайте таланты. Подберите внутри коллектива талантливых руководителей команд, которым можно будет доверить создание систем ИИ. Если внутренней экспертизы недостаточно — нанимайте дополнительный персонал. Обратите внимание, что создание и тестирование сложных ИИ-систем требует выдержки и терпения, но оно того стоит, потому что будущее банков неразрывно связано с ИИ.