КПМГ представила второе издание Индекса готовности стран к использованию автономного транспорта. В 2019 году Россия занимает в рейтинге 22-е место из 25 (в 2018 году наша страна занимала 18-е место из 20).

В Индекс вошли пять новых стран — Чехия, Финляндия, Венгрия, Израиль, Норвегия. Возглавили общий рейтинг, как и в прошлом году, Нидерланды, благодаря лидирующим позициям в сфере реализации транспортной политики, и Сингапур, власти которого активно работают над тем, чтобы сформировать и закрепить за этой страной статус центра развития беспилотного транспорта.

При составлении Индекса 2019 года 25 стран оценивались с использованием 25 переменных, объединенных в четыре компонента. Были добавлены новые критерии оценки, включая отношение потребителей к автономному транспорту и более детальный анализ, подготовленный на основе знаний и опыта офисов КПМГ в разных странах.

В компоненте «Политика и законодательство» рассматривались такие критерии, как наличие специального ведомства или подразделения, специализирующегося на вопросах автономного транспорта, качество регулирования, количество пилотных проектов, финансируемых из бюджета, а также оценивались готовность регуляторов к общим изменениям, работа законодательных органов и эффективность правовых систем, открытость к обмену данными. Лидирует в этом компоненте Сингапур с оценкой 7,85; Россия на 22 месте с оценкой 3,37.

По итогам оценки компонента «Технологии и инновации» Израиль (5,38) стал безусловным лидером, получив высокие баллы по таким показателям, как партнерские отношения в отрасли, количество головных офисов компаний, занимающихся разработкой систем автономного управления транспортом, и объем инвестиций в развитие беспилотных технологий. Россия набрала 0,5 балла и занимает в этом компоненте предпоследнее место.

Расчеты по компоненту «Инфраструктура» выполнялись на основе тех же шести переменных, что и в прошлом году: плотность сети станций зарядки электромобилей, развитость и качество услуг мобильного Интернета, покрытие сети поколения 4G, качество автомобильных дорог, уровень инфраструктуры по всей цепочке логистических услуг, а также готовность к изменениям в части технологической инфраструктуры. По итогам оценки лидируют Нидерланды (7,72), результат России практически не изменился с прошлого года и составил 1,63 балла, что соответствует предпоследнему месту рейтинга в этом году.

Сингапур набрал наибольшее число баллов по результатам оценки компонента «Уровень принятия потребителем», в том числе благодаря тому, что все населения города-государства проживает в районе испытания беспилотных автомобилей. Согласно опросу потребителей, проведенному в каждой из 25 стран, жители Индии, Мексики и России наиболее одобрительно относятся к идее использования автономного транспорта, а вот британцы вообще не рассматривают такую возможность. Но в целом по данному компоненту Россия также занимает лишь 24-ю строчку рейтинга.

Алексей Романенко, партнер и руководитель практики по работе с инфраструктурными и транспортными предприятиями КПМГ в России и СНГ, отметил: «Российские компании в последние годы достигли значительных успехов в разработке автономных автомобилей и доказали, что могут побороться за лидерство не только в России, но и на глобальном уровне. Определенный прогресс также был достигнут и в развитии регулирования, однако уровень готовности нашей страны к распространению автономного транспорта пока еще отстает от уровня стран-лидеров. Для улучшения ситуации ключевыми точками приложения усилий должны стать дальнейшее развитие регулирования, создание условий для успешного развития технологических и инновационных бизнесов и улучшение инфраструктуры».