В преддверии намеченной на 24 апреля 2019 г. конференции «Современный цифровой офис — 2019» редакция itWeek обратилась к спикерам конференции с предложением поделиться своим видением роли и места цифрового офиса в условиях глобальной цифровой трансформации, дать рекомендации по цифровизации офисных задач и рассказать о том, какую тему докладчик собирается осветить в своем выступлении.

Вот что нам сообщил Владимир Стекольщиков, руководитель по развитию программных решений компании Digital Design, серебряного партнера конференции.

Как вы оцениваете современный тренд цифровой трансформации государства и бизнеса?

Я считаю, что тренд позитивный. Как специалиста меня радует количество проектов, задачи, с которыми к нам приходят заказчики и в целом подходы некоторых компаний к цифровизации. Как гражданин я весьма доволен изменениями, происходящими в сфере госуслуг, предвкушаю появление электронных паспортов и прочих цифровых новшеств, упрощающих жизнь.

По каким основным направлениям разворачивается цифровизация?

Здесь можно выделить три направления:

  • омниканальность для сотрудников, или «бесшовный» переход между устройствами и системами;
  • кибербезопасность;
  • персонификация и «клиентский сервис» в широком смысле, то есть не только для клиентов, но и для сотрудников.

Какое место здесь занимает цифровизация офиса?

Целевое состояние цифровизированного офиса — это отсутствие офиса. Безусловно, офисы, как физическое пространство, останутся, но будут выполнять имиджевую функцию.

Сейчас остро строит вопрос долговременного хранения документов, бумажных документов, которые заполняют офисы. По мере совершенствования законодательства и технологий в части обеспечения юридической значимости документооборота, долговременных хранения электронных документов офис будет носить исключительно коммуникативную функцию — станет корпоративной площадкой для общения. Сейчас эту функцию частично выполняет коворкинг.

Насколько готовы и в какой степени отечественные организации нуждаются в цифровой реорганизации своих офисов?

Такая цифровая реорганизация — это необходимость, если компания планирует работать и зарабатывать через 10 лет. Но пока к цифровизации не в полном объеме готовы законодательство и мировоззрение, в первую очередь руководящего состава.

Какие преимущества они получат от реализации таких проектов?

Цифровой режим позволит компаниям создавать комфортные условия, привлекать больше талантов за счёт свободы перемещения. Но пока удаленно управлять персоналом и коммуницировать с ним могут не все, и далеко не все хотят этому учиться.

Какие основные виды офисных задач требуют первоочередной цифровизации?

На мой взгляд, это совместная работа над проектами и с документами в персонализированном рабочем месте.

Какие технологии (облака, мобильность, роботизация, искусственный интеллект, средства удаленной и коллективной работы и пр.) будут играть ключевую роль в процессе цифровой трансформации офиса?

Что-то одно из этого выделить сложно. ИИ не может существовать без облачных вычислений, а облака сами по себе бизнесу пользы не принесут. Скорее всего, акцент будет сделан на ИИ и роботизацию, потому что люди должны решать более сложные задачи, с которыми пока интеллект не справляется, а в перспективе решать, чем заниматься человечеству, когда ИИ будет справляться со всеми задачами лучше человека. Но без 5G и быстрого Интернета со 100%-ным покрытием скорость проникновения будет технологий существенно меньше.

Как технологически совместить цифровизацию офиса с цифровой трансформацией других направлений деятельности организаций?

На этапе проработки концепции надо тщательно продумать и описать все процессы компании, целевые аудитории, их потребности, найти точки пересечения, места интеграции процессов и узкие места, а уже затем подбирать архитектуру и платформы под свои нужды. Чего точно нельзя делать, так это следовать принципу «нам нужно, потому что у них так».

Это то, чем компании занимаются, когда речь идет о внешнем рынке и клиентах, но о чем часто забывают (или просто экономят), когда речь идет о сотрудниках.

С какими трудностями технологического, организационного и правого характера могут столкнуться организации в проектах цифровизации офисов?

Во-первых, законодательство не готово на 100% к поддержанию цифровой жизни. Во-вторых, столкновение сотрудников разных поколений может тормозить процесс трансформации. Уникальность задач, процессов и аудиторий — все это делает цифровизацию сугубо индивидуальной и поэтому сложной задачей.

Как обеспечить защиту данных и безопасность цифрового офиса?

Есть две главные cоставляющие цифровой безопасности — криптоалгоритмы и биометрические данные. В отличие от пин-кода и пароля, свое лицо или палец не нужно записывать на стикер и клеить на монитор, что в разы повышает шансы на безопасное хранение данных. Современные алгоритмы шифрования можно взломать только в теории, слабые места — это почти всегда люди.

Российское законодательство накладывает некоторые ограничения на применение этих технологий. Digital Design вместе с партнерами прилагает усилия, особенно при разработке мобильных решений (Mobile CryptoBox), чтобы соответствовать требованиям регуляторов и не лишать пользователей современных возможностей.

Какую тему вы собираетесь осветить в своем докладе на конференции?

Расскажу, что такое Digital Workplace (DWP), немного поразмышляю вслух о будущем (возможно не столь отдалённом), ну и дам несколько вредных советов, как не сделать DWP.

Какую практическую пользу слушатели смогут вынести из вашего доклада?

Универсального ответа «как сделать DWP?» у меня нет, и я вполне убеждён, что универсального решения быть не может.

Поделюсь опытом Digital Design, опытом компаний-партнёров и несостоявшихся партнёров, расскажу, какие действия не приводят к успеху и дополню примерами шагов, на мой взгляд, в правильную сторону. Думаю, что эта информация будет полезна тем, кто вступил или вступает на дорогу, ведущую к цифровому рабочему месту.

Зарегистрироваться для участия в конференции «Современный цифровой офис — 2019» можно на сайте.