Недавний опрос, проведенный компанией Cloud Elements, сигнализирует об изменившихся тенденциях на рынке ИТ, пишет портал ZDNet. В нем приняло участие 350 ИТ-руководителей. В ходе опроса выяснилось, что большинство компаний (62%) стремятся стать или уже стали не просто производителями товаров, а платформенными провайдерами. Цель этих устремлений состоит в том, чтобы наладить более тесные связи с партнерами, клиентами, и, соответственно, найти новые источники дохода.

Что же подразумевается под определением «платформенный провайдер»? Основатель и глава Applico Алекс Моазед считает, что им является бизнес-единица, которая способствует налаживанию связей между двумя или более взаимозависимыми группами (к ним обычно относят потребителей и производителей). Платформенный провайдер не владеет производственными мощностями, взамен он создает коммуникации. Однако пока не совсем понятно, много ли начинающих платформенных провайдеров захотят избавиться от своих производственных активов, чтобы стать «центрами коммуникаций».

По данным опроса, интерфейсы прикладного программирования (API) имеют решающее значение для налаживания связей. При этом 55% респондентов заявило, что интеграция API является «критически важной» для их бизнес-стратегии, тогда как еще 29% отметили, что она имеет «довольно важное значение». Реализация новой бизнес-модели потребует открытия онлайн-ресурсов для партнеров и наоборот.

Нельзя сбрасывать со счетов возможную предвзятость оценок Cloud Elements (компания занимается интеграцией API, поэтому, естественно, она заинтересована в клиентах, которым требуются подобного рода услуги), однако данные опроса все же говорят о перспективах для тех компаний, которые хочет обогатить свои бизнес-возможности архитектурой API.

Последняя становится частью современной разработки ПО. 55% респондентов применяют API для создания продуктов B2B, 36% — для мобильных продуктов, 29% — для B2C/потребительских продуктов, 26% — для продуктов, направленных на повышение производительности сотрудников, и 22% для приложений IoT. 24% рассматривают возможность открыть для интеграции по API системы CRM, 16% — приложения для финансовых операций, 15% — ERP, 12% — базы данных, 10% — софт для коммуникаций и 6% — HCM (управление человеческим капиталом).

Разработка платформы на основе API требует времени. По данным опроса, в среднем для создания новой интеграции API с расширенными возможностями командам разработчиков требуется 41 день. В этом году предприятия планируют разработать в среднем по18 API-надстроек (по сравнению с 11,5 в 2018 г.).

«Чтобы добиться успеха в новом API-ландшафте, важно выработать принципы и практики, которые выходят за рамки простой функциональности API и обеспечивают безопасную, эффективную и масштабируемую интеграцию при сохранении существующих темпов инноваций, но при этом обходясь без дополнительных затрат», — отмечает евангелист Cloud Elements по развитию направления API Майк Амундсен. Он советует сосредоточиться на трех компонентах разработки API: последовательное проектирование API, направленные на конкретное применение API и снижение затрат на изменения. Последний компонент следует рассматривать с позиции того, что разработчики API должны последовательно фиксировать результаты своей работы, чтобы они не теряли прозрачности и были бы пригодными для повторного применения, отметил Амундсен.

Он добавил, что вдобавок к этому предприятиям следует собирать пользовательские истории (быстрый способ документировать требования клиента, без необходимости разрабатывать обширные формализованные документы и впоследствии тратить ресурсы на их поддержание) и применять Agile, Scrum и другие альтернативные модели разработки, а также провести некоторый объем работы для сбора данных. «Финальный дизайн API в итоге превратится в документ со стандартными вводными, и его можно будет оформить в формализованном машиночитаемом формате, таком как ALPS, DCAP, JSON Home и др., и далее отследить изменения при помощи инструментов DevOps. Наконец, результаты публикуются на информационных панелях, где их могут увидеть все заинтересованные лица», — сказал Амундсен.

Направленные на конкретное применение API включают: унаследованные, ориентированные на конкретных конечных пользователей, выраженные в виде событий или структурированных сообщений и в стиле «гипермедиа», которые «возвращают не только данные, но и метаданные — инструкции, которые требуются для создания запросов и обновления операций на лету». Наконец, упростить внесение в API изменений поможет разветвление (forking). В этом случае новые версии будут работать параллельно со старыми. Версионное ветвление также способствует упрощенной передаче сообщений между службами.