PwC представила 10-й выпуск исследования «Digital IQ» за 2018 год, в котором приняли участие 2 280 респондентов из 60 стран, в том числе 57 участников из Российской Федерации.

Только 25 % росссийских опрошенных говорят о том, что перемены на рынках, происходящие под влиянием цифровизации (цифровая революция), представляют угрозу для их бизнеса (31 % участников во всем мире). 33 % российских участников опроса (37 % опрошенных по всему миру) отождествляют понятие «цифровой» с ИТ.

Светлана Медведева, партнер, руководитель ИТ-консалтинга PwC в России, отметила: «Учитывая, что 37 % компаний в мире и 33 % от числа российских компаний, нацеленных на повышение эффективности, под „цифровым“ имеют в виду информационные технологии, существует некое несоответствие между тем, что компании говорят, и тем, что они делают. Повышая эффективность, можно увеличить прибыль и добиться стабильного притока доходов, но самый большой приз достанется тому, кто сможет полностью реализовать цифровой потенциал. Секрет не в том, чтобы работать быстрее, а в том, чтобы делать это профессионально. Компаниям необходимо расширить границы понятия „цифровой“: речь идет не только о программноаппаратном комплексе и инструментах, но и о принятых в компании методах работы, и стимулировании инноваций».

Хотя в 44% российских компаний (68 % во всем мире), ориентированных на модернизацию, заявляют, что они внесли изменения в свои процессы подбора персонала и обучения сотрудников для формирования рабочей силы, которая лучше разбирается в цифровой сфере, они не в полной мере инвестируют (и наращивают компетенции) в новые технологии, которые могут привести к формированию новых, более современных итераций в бизнесе.

Неспособность развивать навыки своих сотрудников — дорогостоящая ошибка: 38 % руководителей компаний по всему миру считают, что дефицит ключевых навыков представляет собой угрозу для роста бизнеса, при этом в ближайшие 5–7 лет набор необходимых компетенций в большинстве профессий изменится почти на треть. Среди российских респондентов число руководителей, имеющих схожее мнение, немного выше и достигает 51 %.

64 % финансово успешных компаний во всем мире утверждают, что происходящие на рынках изменения представляют серьезную угрозу для их бизнеса (для сравнения: среди остальных групп респондентов с этим согласны лишь 27 %).

91 % финансово успешных компаний во всем мире ввели должность руководителя, ответственного за построение отношений с сотрудниками.

54 % финансово успешных компаний во всем мире считают, что их руководство подковано в вопросах цифровых технологий и помогает сотрудникам мыслить по-новому (для сравнения: среди остальных групп респондентов с этим согласны 41 %).

28 % финансово успешных компаний во всем мире считают, что обучение в их компании не входит в число стратегических приоритетов (для сравнения: среди остальных групп респондентов с этим согласны 47 %).

Хотя некоторые компании и заявляют, что являются цифровыми, их инвестиции и действия говорят об обратном.

Светлана Медведева добавила: «Для того чтобы добиться успеха в цифровую эпоху, не нужно превращаться в новый Amazon, Google или Netflix. Но компаниям, возможно, придется изменить методы своей работы, чтобы создать крепкую базу для развития своего бизнеса. На этом пути, скорее всего, будут препятствия. Но речь не о деньгах. И не о нехватке времени. И даже не о дефиците ресурсов. Речь об отношении к цифровой стратегии. Пришло время сделать желаемое действительным».

Компании, которые нацелены на повышение эффективности, используют технологии, чтобы развивать бизнес быстро и продуманно. Они измеряют результаты внедрения цифровых технологий и обучают сотрудников новым навыкам. Многие из них пережили как минимум один цикл разрушительных перемен и чувствуют себя уверенно. Более 59 % компаний в этой категории делают цифровую стратегию неотъемлемой частью своей корпоративной стратегии, и чуть больше половины утверждают, что их руководители разбираются в цифровых технологиях. Хотя компании — охотники за эффективностью — преуспевают, им нужно выйти из своей зоны комфорта и не ограничиваться только эффективностью.

Алексей Окишев, партнер, руководитель технологической практики, PwC в России, отметил: «Те навыки и технологии, которые компании причисляют к самым важным, не всегда совпадают с теми, в которые они инвестируют. Более чем половина участников исследования не имеет даже структуры, необходимой для организации обучения. Многим компаниям-новаторам необходимо вносить кадровые изменения и развивать навыки, методы работы и инфраструктуру для обеспечения цифровой трансформации. Необходимо также проводить обучение и внедрять цифровые инструменты, чтобы сместить приоритеты сотрудников для дальнейшего развития бизнеса».